Требования к уроку ИЗО

Тема 2.3 Организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству.

Урок как основная форма учебно-воспитательной работы, особенности урока ИЗО. Требования к организации и проведению урока ИЗО.

План:

1. Цель и задачи уроков ИЗО

2. Требования к уроку ИЗО

3. Типы уроков ИЗО

4. Структура урока ИЗО

5. Оборудование урока ИЗО

6. Подготовка учителя к уроку

Цель и задачи уроков ИЗО

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного. Обучение изобразительному искусству происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха обучения школьников.

Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Прежде всего, на уроках необходимо создать условия для творческого развития ребенка – научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение детей с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи учащиеся предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем и другим детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету «Изобразительное искусство».

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном смысле слово «урок», означало трудовое задание, которое следует выполнить за определённый промежуток времени.

Урок, как форма учебной работы, существует с 17 века, т.е. 300 лет. Эта форма работы оказалась настолько жизнеспособной, что в наши дни урок остаётся основной формой передачи детям знаний умений и навыков. Это значит, что большой процесс обучения складывается из малых звеньев - уроков, каждый из которых связан с предыдущими в единую цепь.

На уроке складываются из отдельных кирпичиков не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растёт умение думать, познавать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирования знаний.

Без систематического, целенаправленного формирования личности школьника в целом, а не только его знаний не мыслимо полноценное обучение, полноценный урок.

Урок – как форма обучения относится к классно урочной системе обучения. Ему присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки обучения (45 мин), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе той или иной темы.

 

Ориентируясь на педагогические запросы общества, требования государства, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание на каждом уроке, занятии, мероприятии. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках (ЗУН).

Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся, как изменяться их врождённые качества.

Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.

Требования к уроку ИЗО

С точки зрения Харламова И.Ф. можно, собрав воедино, все положительные стороны структуры и нетрадиционные формы проведения уроков предъявить следующие требования к уроку:

1. Отчетливая целенаправленность урока, наличие плана своей деятельности и деятельности учащихся, с четко сформулированной темой, целью, задачей урока; планирование обратной связи.

2. Достаточное, оптимальное организационное и материальное обеспечение урока,

3. Оптимальный психологический режим урока,

4. Оптимальный темп и ритм работы на уроке,

5. Систематическая работа по формированию УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), урок должен быть проблемным и развивающим; вывод делают сами учащиеся;

6. Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

7.Экономия времени на уроке,

8. Непрерывный контроль и самоконтроль.

9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.

Основная трудность для учащихся – самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

 

Типы уроков ИЗО

В зависимости от цели, темы, и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. С точки зрения ФГОС, в школе применяются следующие типы уроков (по ФГОС):

 

С точки зрения худ. содержания существуют виды уроков ИЗО:

1. Рисование с натуры (по памяти, воображению),

2. Рисование на темы,

3. Декоративное рисование,

4. Лепка,

5. Худ. конструирование и основы дизайна

6. Беседы о красоте окружающего мира и искусстве

Структура урока ИЗО

Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.

Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Плохо, если ученики знают, что через 5 минут кончится опрос, а через 15 минут закончат объяснять новый материал, что ничего особенного на уроке не произойдет. Это плохо сказывается не только на усвоении знаний, но и на формировании чувств.

Полная бесструктурность урока, отказ от определенного его расчленения тоже не ведут к успеху. Таким образом, отказ от шаблона и поддерживания структуры в разумных рамках приведет учителя к своему собственному способу ведения урока – педагогическому почерку.

На практике наиболее широко используется урок ИЗО смешанного типа.

Основными элементами структуры урока ИЗО являются:

1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, объявляется тема урока, задание и практический результат урока.

2. Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные или динамические пособия.

3. Объяснение последовательности и приёмов выполнения работы. На этом этапе учителя чаще всего используют педагогический рисунок, демонстрацию приёмов работы.

4. Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях этому отводится основное время урока до 30 минут.

После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: