— Что такое речевой этикет?
— Зачем нужно соблюдать правила вежливого поведения?
— С помощью каких слов вы обратитесь ко взрослому незна-комому человеку, чтобы узнать, какой автобус идёт до нужной вам остановки?
Работу можно закончить, разыграв небольшую сценку «На остановке».
III. Устная работа по § 6.
1. Учащиеся информируются о том, что с данного урока на-чинается процесс повторения того, что было ими изучено в на-чальной школе. Ученикам предлагается самим сформулировать цели работы.
Затем анализируется название данного раздела в учебнике: «Вспоминаем, повторяем, изучаем», после чего формулируется ещё одна цель — расширение знаний на основе повторяемого материала.
2. Беседа с классом.
— Что вы знаете про буквы и звуки?
— Прочитайте текст упр. 20 и ответьте на поставленные во-просы.
Учитель внимательно следит за тем, чтобы примеры, при-ведённые учащимися, действительно соответствовали сформу-лированному ими антитезису: есть слова, у которых совпадают звучание и написание (это и слово кирпич, и слова, входящие
|
|
в название темы урока, — звуки, буквы, и многие другие слова:
хвастун, намёк, урок, лён, беркут и пр.). Дополняем примера-ми из упр. 21 (с. 14): игра, книга, мир, спор, успех.
— Однако русское письмо устроено так, что часто буква обо-значает совсем не тот звук, который мы произносим. По цепоч-ке приводим примеры (леса, вода, город, огород, вокзал и др.).
— Можем ли мы при помощи букв записать звучащую речь? Способна ли привычная нам буквенная запись слов отразить то, что мы произносим в точности? Например, сравните слова:
мала и мяла. Одинаково ли мы произносим первый согласныйзвук, обозначенный одной и той же буквой? Для того чтобы
в точности записать то, как мы говорим, букв не хватает, по-тому что звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэто-му для записи произношения была создана специальная систе-ма — фонетическая транскрипция.