Лид – первый абзац, заход, вводная часть. Задача лида – коротко рассказать, о чем этот текст, и заинтересовать читателя. Чем яснее лид, тем больше шансов, что человек прочитает текст. В лиде кратко излагается сообщение о событии. Лид содержит ответы на 4 ключевых вопроса: что произошло, с кем, где, когда. В лиде обязательно указывается источник информации.
Требования клиду:
– 3-5 строк, 350 знаков с пробелами (макс.).
– Ссылка на источник обязательна в лиде или втором абзаце. Без источника новость обесценивается.
– Желателен активный залог глагола.
– Желательно не начинать с прямой речи (искл.: ключевая новость – цитата).
– Избегать причастных и деепричастных оборотов.
– Если новостью является мнение, дать его в лиде кратко косвенной речью, а во втором абзаце полностью и в кавычках.
– Цифры в лиде указываются точно (в отличие от заголовка).
Языковые особенности новостной газеты «Журналист»
В газете используется преимущественно нейтральная лексика. Тексты и заголовки должны быть корректными по отношению к участникам событий.
|
|
При использовании малоизвестных терминов, жаргонизмов и т. п. в тексте должны быть пояснения от редакции. При первом использовании аббревиатуры в тексте она расшифровывается.
Нельзя употреблять штампы, канцеляризмы, официозные формулировки.
В заголовках и лидах новостной газеты «Журналист» нельзя использовать слова «вчера», «сегодня», «завтра», необходимо указывать точную дату, в лиде допустимо указание дней недели.
В газете не используется нецензурная лексика.
Газета «Журналист» по возможности не использует отчества.
Нельзя называть опрос, проведенный силами студентов (как правило 15-50 человек без особой выборки) «соцопросом» (социологическим опросом).
В текстах запрещено писать «Президент», «Министр», «Правительство», «Патриарх», «Администрация области» с большой буквы, если это не фрагмент официально-делового стиля.
Числа до десяти лучше писать буквами, а не цифрами. Если число превышает тысячу, нужно упрощать его до одного-двух знаков после запятой и добавлять буквами «тыс.».
Технические требования к текстам
Все тексты должны сдаваться на верстку в формате doc, docx. Расстановка частей текста в документе: заголовок (без точки в конце), лид (с точкой), автор (имя, фамилия), текст. Если нет лида (обычно это интервью) – имя автора может стоять в конце. В тексте не должно быть никакого форматирования, выравнивания по центру (только по левому краю), абзацных отступов, табуляций, выделения частей текста жирным, полужирным, любым другим способом. Не должно быть сносок и гиперссылок, привязанных к слову или предложению, двойных пробелов. Четкое разделение заглавных букв и строчного текста.
|
|
Список группы в выходных данных пишется без знаков препинания (только пробелы между И.Ф. и должностью) в одну строку.
Технические требования к иллюстрациям
Требуемый формат изображений — *.jpg, *.jpeg (желательно) или *.tif, *.tiff. Разрешение — 300 dpi (точек на дюйм). Минимальный размер по длинной стороне — 1300 точек. Фотографии и другие иллюстрации необходимо сопроводить копирайтами — в подписях к ним должен быть указан автор, сайт, издание, место размещения афиши, картины и т. п. Предпочтение отдается авторским фотографиям и рисункам. Иллюстрации необходимо присылать отдельными файлами или архивом файлов, но не вставлять их в текстовые файлы.
Особенности дизайна
Количество знаков на полосе: 15 400 (без учета заголовков, фотографий и врезок). С учетом иллюстраций и заголовков – в среднем на полосе около 8 000 знаков.
Газета выходит в цвете (фотографии). Можно использовать для выделения текста «подложки», линейки, буквицы и другие элементы дизайна.
На первой полосе газеты располагается, как правило, один главный материал с хорошей крупной фотографией (новость дня) и несколько небольших новостей. Над логотипом газеты выносится анонс самого привлекательного материала с указанием страницы, где он расположен (кроме первой), — это своего рода указание на «гвоздь» номера. В логотип выносится картинка, связанная с этим материалом, –рисунок или символ (не фотография).
Вторая, третья и четвертая полосы обязательно имеют полосные рубрики, например, это могут быть «Политика», «Общество», «Культура», но могут быть и другие в зависимости от концепции конкретного номера.
На четвертой полосе внизу располагаются выходные данные, где указаны, в том числе номер группы, перечислены фамилии всех студентов, принимавших участие в выпуске, с указанием их должностей в редакции и фамилия преподавателя — выпускающего редактора.
Желательно придерживаться следующих принципов построения текстов на полосах:
– выделять «гвоздевой» материал (самый значимый; с самой хорошей фотографией и т.п.);
– стремиться к тому, чтобы основные тексты дополнялись небольшими справочными материалами, связанными с темой, раскрывающими событие с другой стороны и т.п.
Нужно удостовериться в соотнесенности вербальной (текст) и визуальной (иллюстрация) составляющих мультимедийной подачи материала.