Тема 4. Управление маркетингом рабочей силы и персонала
- Процесс управления
- Первый этап: анализ рынка труда
- Второй этап: сегментация рынка и выбор целевых сегментов с позиционированием на них
- Третий этап: разработка комплекса маркетинга
- Четвертый этап: организация и реализация маркетинговых мероприятий.
- Пятый этап: контроль маркетинговой деятельности
Процесс управления
Управление маркетингом рабочей силы - это ведущая область хозяйственного управления на рынке труда, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также с доведением этого товара до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) с тем, чтобы обеспечить удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах.
Процесс управления маркетингом включает в себя следующие этапы:
|
|
1. Анализ рынка труда предполагает:
а) анализ потребностей конечных потребителей;
б) анализ среды маркетинга (особенностей рынка труда);
в) аппарат маркетинговых исследований. его проведение.
2. Сегментирование рынка, выбор целевых рынков рабочей силы, позиционирование. Предполагает:
а) оценку и прогнозирование спроса на конкретную рабочую силу;
б) сегментирование рынка рабочей силы (разделение на сегменты);
в) выбор целевых сегментов рынка;
г) разработка позиционирования товара "рабочая сила" на сегментах рынка.
3. Разработка комплекса маркетинга (маркетинг-микс):
а) разработка товара "рабочая сила";
б) определение стоимости конкретной рабочей силы;
в) разработка системы распределения рабочей силы;
г)разработка коммуникаций на рынке труда (реклама, стимулирование занятости, организация благоприятного общественного мнения, личные контакты);
д) обеспечение персоналом (отбор персонала для профессионального выполнения функций маркетинга; обучение профессионалов и остального персонала субъекта рынка труда; организация труда персонала и управление им; стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций).
4. Организация, реализация, контроль. Осуществляются через систему маркетинговой информации, систему планирования (разработка стратегических планов, планов маркетинга); организационную структуру, систему маркетингового контроля (замеры результатов, анализ результатов, проведение корректирующих действий (рис.1.)).
- Первый этап: анализ рынка труда
Рынок труда – трудоспособные лица, в тот или иной момент свободные от занятости, от работы, безработные, ищущие другое место работы, впервые вступающие в трудовую деятельность или ищущие занятость после перерыва в работе.
|
|
Более широкий смысл: свободное общественное отношение «работник – работодатель», которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе.
Исследования, которые могут проводиться на рынке труда.
I. Исследования конъюнктуры рынка
1. Прогнозирование и планирование потребностей в рабочей силы определенного качества.
2. Анализ и прогнозирование развития и структуры рынка, емкости рынка труда.
3. Анализ предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах.
4. Анализ конкурентов по формированию определенного качества рабочей силы.
5. Анализ возможностей трудоустройства лиц, имеющих ограниченные возможности (инвалиды, подростки, пенсионеры, бывшие заключенные, неполные семьи с детьми и т.д.)
6. Анализ возможностей повышения конкурентоспособности носителей рабочей силы с учетом интересов ее потребителей.
7. Анализ возможностей стимулирования создания рабочих мест с режимом неполного рабочего дня, развития работы на дому.
8. Анализ развития малого и среднего бизнеса.
9. Анализ и конструирование мотивационного механизма деятельности регионов и предприятий по разработке системы соц. обеспечения, защиты в особенности граждан с ограниченной трудоспособностью.
10. Прогнозирование изменение конъюнктуры рынка труда и поиск путей к адаптации в этих изменениях.