IV. Обстоятельства, устраняющие наказуемость 40 страница

│Всего │ 331 │ 188 │

└──────────────┴────────────┴────────────┘

 

*(2001) Ломброзо, Сетти и в особенности Гарофало, отстаивавший смертную казнь для прирожденных неисправимых преступников в видах ограждения общественной безопасности. Ср.Вульферт; d'Olivecrona во 2-м изд.

*(2002) В 1791 г. в Учредительном собрании депутат Лепелетье - Сен-Фаржо от имени Комитета конституции и уголовного законодательства внес предложение об отмене смертной казни за все преступления, кроме политических; но собрание после долгих прений отклонило это предложениe. В 1793 г. Кондорсе внес то же предложение в Конвент, и также без успеха; но в IV год Республики Конвент издал декрет: что со дня объявления всеобщего мира смертная казнь будет отменена во всей Республике. При этом в собрании в числе противников смертной казни явились Робеспьер (произнесенная им 30 мая 1791 г. речь была напечатана отдельно в Париже в 1830 г.) и Марат (ср. подробные сведения у Гетцеля) Во французских законодательных собраниях и впоследствии неоднократно делались предложения об отмене смертной казни: в 1848 г. - Виктором Гюго; в 1865 г. - Жюлем Фавром; в 1870 г. - Жюлем Симоном; в 1877 г. - Луи-Бланом, но безуспешно.

*(2003) В том же году была отменена и квалифицированная смертная казнь за отцеубийство, но сопровождавший наказание обряд остался и ныне, вызывая порицание криминалистов. В 1853 г. было разъяснено, что посягательство на жизнь императора не подходит под действие Закона 1848 г., а наказывается как parricide [убийство близких родственников (лат.)]. Равным образом Французский кассационный суд по делу об убийстве генерала Бреа разъяснил, что убийство, хотя бы совершенное и с политической целью, не подходит под действие Закона 1848 г. Лаборд, N 254, делает такой расчет уменьшения случаев, караемых смертью по французскому праву: по code penal - в 115 случаях, после 1832 г. - в 37, после 1848 г. - в 15.

*(2004) Laine, Traite, N 288 и след.; Ortolan, Elements.

*(2005) На Франкфуртском национальном собрании 1848 г. (подробно у Гетцеля, стр.298) отмена смертной казни была отнесена к числу основных прав германской нации большинством 288 против 146, а затем казнь была отменена в Бадене, Вюртемберге и большинстве мелких государств, хотя впоследствии в этих государствах была снова восстановлена. При обсуждении проекта Северо-Германского кодекса в 1870 г. депутат Планк сделал предложение об отмене смертной казни, и при втором чтении это предложение было принято большинством 118 против 81. Но вслед за тем Бисмарк, в речи своей 23 мая 1870 г., прибег в защиту смертной казни к наиболее сильному аргументу, что правительство в случае ее непринятия возьмет проект назад и тем устранит навсегда возможность юридического объединения Германии; тогда при третьем чтении смертная казнь была сохранена большинством 127 против 119, но в весьма ограниченном, сравнительно с проектом, числе случаев. С введением Германского уложения смертная казнь была восстановлена в 6 германских государствах, в том числе в Саксонии, где она была отменена в 1868 г., и в Великом Герцогстве Ольденбургском.

*(2006) Впрочем, при преемнике Марии Терезии Иосифе II смертная казнь была вовсе отменена в 1787 г.; но снова восстановлена в 1796 г. при Франце II. Ср. Wahlberg, Neuere Praxis und Geschichte der Todesstrafe in Oesterreich. Gesam. Schrif.

*(2007) Ср. исторические и статистические данные о смертной казни в Швеции у d'Olivecrona, De la peine de mort, 1893 г. Но и в Швеции замечается постоянное уменьшение ее применения, причем Оливекрона доказывает, что это уменьшение не только не повлекло усиления преступности, но даже наоборот - многие из преступлений, как видно из приложенной к книге Оливекрона диаграммы, угрожаемые смертной казнью, уменьшились:

 

┌──────────────────┬────────────────┬──────────────────┬────────────────┐

│ Годы │Число казненных │Среднее ежегодное │1 казнь на число│

│ │ │ │жителей │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1749-1758 гг. │ 474 │ 47,4 │ 48 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1759-1768 гг. │ 348 │ 34,8 │ 72 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1769-1778 гг. │ 268 │ 26,8 │ 101 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1779-1788 гг. │ 108 │ 10,8 │ 281 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1789-1798 гг. │ 115 │ 11,5 │ 272 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1799-1808 гг. │ 126 │ 12,6 │ 257 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1809-1818 гг. │ 85 │ 8,5 │ 306 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1819-1828 гг. │ 100 │ 10,0 │ 271 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1829 г. │ 13 │ 13,0 │ 220 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1830-1834 гг. │ 91 │ 18,2 │ 161 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1835-1839 гг. │ 89 │ 17,4 │ 177 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1840-1844 гг. │ 36 │ 6,6 │ 486 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1845-1849 гг. │ 36 │ 7,2 │ 468 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1850-1854 гг. │ 34 │ 6,8 │ 521 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1855-1859 гг. │ 38 │ 7,6 │ 487 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1860-1864 гг. │ 15 │ 3,0 │ 1 322 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1865-1869 гг. │ 2 │ 0,4 │ 10 401 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1870-1874 гг. │ 1 │ 0,2 │ 21 262 645 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1875-1879 гг. │ 3 │ 0,6 │ 7 469 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1880-1884 гг. │ 2 │ 0,4 │ 11 483 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1885-1889 гг. │ 1 │ 0,6 │ 23 604 000 │

├──────────────────┼────────────────┼──────────────────┼────────────────┤

│ 1749-1889 гг. │ 1985 │ │ │

└──────────────────┴────────────────┴──────────────────┴────────────────┘

 

В Норвегии с 1843 по 1867 г. было присуждено к смертной казни 130 человек, казнено 16; а с 1868 по 1889 г. осуждено 24, казнено 4; в Дании с 1866 по 1889 г. осуждено 47, казнено 3.

*(2008) Фактически смертная казнь не применялась в Италии с 1875 г.

*(2009) Подробные сведения о смертной казни в Швейцарии у Stoos, Die Grundzuge des schweizerischen Strafrechts, 1892 г., с.285-303.

*(2010) Ход отмены смертной казни, говорит Кистяковский, был следующий: в XVIII столетии она была почти вполне отменена за преступления против религии, против нравственности и за большую часть посягательств против собственности. В течение XIX столетия она отменена почти за все остальные виды преступлений против собственности, за исключением только тех, которые вместе с тем заключали посягательства на жизнь отдельных лиц и общественную безопасность. Ныне она остается за преступления государственные в тесном смысле и за преступления против жизни; но область и этих преступлений с каждым годом все более и более суживается.

*(2011) Так, Loiseleur, Les crimes, указывает, например, как на отягчение сожжения, на прокопчивание на плохо горящих углях, на медленном огне тлеющих растений и т.п. Ср. подробное описание разных родов и видов квалифицированных казней с соответственными рисунками у Квантера. Ужасающее впечатление производит этот подбор изобретательности человека - зверя. Особенно ужасно и разнообразно было сожжение, описание видов коего заняло у Квантера 35 страниц.

*(2012) Из германских государств в Саксонии сожжение было отменено только с изданием Кодекса 1838 г., а в княжестве Рейс-Грейц в том же году был даже случай применения этого наказания. В Берлине последнее сожжение было в 1823 г.; колесование отменено в Пруссии только в 1851 г. В Вюртемберге колесование отменено только в 1824 г. Ср. Kostlin, System. Об отмене квалифицированной смертной казни в XIX веке см. у Gruntler.

*(2013) Lenotre, La guillotine et les executeurs des arrкts criminels pendant la revolution, 1893 г. Boзражения, делаемые против гильотины немецкими криминалистами, на основании исторической роли этого рода казни в эпоху террора, конечно, не имеют серьезного значения, так как весь вопрос сводится к тому, чтобы сделать наказание наименее мучительным для осужденного. Редакционная комиссия по составлению нашего Уголовного уложения сохранила виселицу в том соображении, что введение обезглавления машиной было бы для нас нововведением, а между тем практика и этого вида смертной казни указывает случаи крайне неудачного исполнения, когда падающий нож или топорик не отрубал головы, а наносил только рану, создавая отвратительное зрелище акта неудавшейся бойни, а иногда борьбы тяжко раненного с палачами. Комиссия также не решилась на введение предлагавшегося некоторыми способа лишения жизни отравлением или электрическим током.

*(2014) Loiseleur, Les crimes et les peines, 1863 г., с.129.

*(2015) Ср. также у Принса о поведении публики на казни Дамьена.

*(2016) Соловьев "История Poccии".

*(2017) Теперь публичное исполнение смертной казни сохранилось из больших государств только во Франции; но по проекту Уложения и там предполагается отмена публичности казни.

*(2018) "Сибирь и каторга".

*(2019) Истребление павлициан при королеве Теодоре (в 844 г.) было превознесено как душеспасительное дело Папой Николаем I; невероятное почти по числу жертв истребление альбигойцев с 1209 по 1220 г., обратившее цветущую культурную страну в пустыню, было выполнено не только с благословения, но и по распоряжению Папы Иннокентия III. Geffken, Staat und Kirche, 1875 г., с.165, указывает, что, например, при взятии Безье было казнено свыше 38 тысяч человек.

*(2020) Geschichte des Hexenprocesses, 2-е изд. 1880 г. в двух томах.

*(2021) В том числе в 1627-1629 гг. - 157 человек, причем сохранился поименный список этих лиц: тут были лица всех сословий и состояний - и ученые доктора, и неграмотные, здоровые и увечные, старые и молодые; была, например, казнена 9-летняя колдунья с ее маленькой сестренкой; все это жарилось и пылало во имя Христа, по распоряжению или с одобрения епископов и прелатов, считавших себя представителями христианской церкви!

*(2022) Gunther, Wiedervergeltung, рассказывает, что палач Франц Шмидт в Нюрнберге оставил дневник, в котором заявляет, что он с 1573 по 1613 г., т.е. в 44 года, отправил на тот свет 361 человека, а его предшественник был счастливее и в 24 года обезглавил 1159 человек.

*(2023) Чтобы иметь представление о числе прежде исполнявшихся казней, достаточно указать, что, по свидетельству лорда Фортескью (Гетцель), при Генрихе VIII (с 1509 по 1547 г.) было казнено 72 тыс., а при Елизавете (с 1558 по 1603 г.) свыше 89 тыс. человек.

*(2024) Приведенные цифры, однако, свидетельствуют как бы о новом возрастании числа казней. Высшее число, 38 осужденных, было за 1884 г., а казненных - 21 и 22 за 1887 и 1888 годы.

*(2025) Цифры взяты из официальных отчетов Министерства юстиции.

*(2026) Мотивы объясняют это увеличение введением в 1873 г. нового Устава уголовного судопроизводства.

*(2027) Более ранние статистические данные для Северной Германии собраны в приложении к мотивам Германского кодекса - "eber die Todesstrafe". D'Olivecrona, приводит число осужденных с 1871 по 1890 г. - 967, т.е. 47 в год, но и ему неизвестно число действительно исполненных приговоров.

*(2028) Почти все эти случаи относятся к окраинам. А. Чехов, свидетельствует, что на Сахалине с 1879 по 1889 г. было казнено 20 человек.

*(2029) 5 в 1898 г. и 19 в 1899 г.; последние - за участие в Андижанском восстании; наибольшее число казненных зa убийства падает также на 1898, 1899 и 1900 гг. - 10, 11, 8, а равно и за разбои - 8, 7, 9. Почти все случаи относятся к округам: Тифлисскому, Ташкентскому и Иркутскому.

*(2030) Этот вопрос о законности смертной казни и теперь еще занимает видное место в сочинениях французских и итальянских юристов; ср., например, красноречивые возражения против смертной казни с точки зрения естественного права у Carrara, Programma. Ср. также возражения против Беккариа. Против этого положения Беккариа у нас возражал еще кн.Щербатов в "О смертной казни".

*(2031) Сторонники смертной казни смешивают в этом отношении начала Ветхого Завета с учением Евангелия, забывая, что Спаситель сказал: "Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам: не противитеся злу" (Матфея, гл. 5, ст.38-41). Гетцель после тщательного разбора всех мест Евангелия, указываемых защитниками смертной казни, а равно и апостольских посланий приходит к положительному выводу, что это наказание не только не может быть обосновано на учении Христа, но и совершенно противоречит ему. Как справедливо замечает Кистяковский, для исследователя вопроса о смертной казни не имеет значения спор между богословами о толковании разных мест Ветхого и Нового Завета как доказательств pro и contra смертной казни, а важно понять дух учения Христа. Бог христианский есть Бог любви и милости, желающий не мести и кары, а исправления падшего человека, в противоположность ветхозаветному Богу - Богу гнева и мести. Христос - это учитель и защитник рабов и вообще бедного класса, который в его время во всем мире был главным поставщиком виселиц, креста и всевозможных казней. Оттого первые христиане были решительными противниками смертной казни, они считали осквернением присутствие при исполнении казни; отцы церкви первых веков безусловно высказывались против смертной казни. Любопытно, что когда церковь сделалась из гонимой - господствующей и гонительницей иноверных, когда она забыла и Евангелие, и церковные предания, то многие из сектантов, как, например, в XIII веке Вальденсы, возвели отрицание смертной казни в один из догматов.

*(2032) На собирание данных, касающихся практического значения смертной казни, были направлены труды новейших писателей по этому вопросу, столь значительно содействовавших его правильной постановке. Почин в этом деле дали английские исследователи Ромильи, Макинтош, позднее Дюмонд; в Германии важнейшим представителем этого направления был Миттермайер, собравший в целом ряде своих статей, напечатанных в различных повременных изданиях, и в особенности - в "Архиве уголовного права" и в Allgem. Strafrechtszeitung (ср. перечень у Кистяковского) массу драгоценного материала. Работы Миттермайера тем интереснее, что в 30-х годах он был сторонником смертной казни, в 40-х годах колебался и в ту и в другую сторону, а в 60-х выступил ее решительным противником. В том же направлении - труды бельгийского тюрьмоведа Ducpetiaux, шведского Оливекрона, а у нас - проф. Кистяковского.

*(2033) Ряд любопытных примеров, указывающих на отсутствие устрашающего влияния даже исполнения смертной казни, приведен у Оливекрона.

*(2034) Ср. также о последних минутах осужденных у Соrrе, Les criminels; также у Ellis.

*(2035) Gruber, в Gerichtssaal, 1890 г., N 6, с.447, замечает, что, по данным английской статистики, именно для убийц, подлежащих по закону смерти, шанс осуждения гораздо менее, чем для прочих преступников.

*(2036) Ср. у Кистяковского, извлечения из английского сочинения Альфреда Дюмонда (Dumond) относительно английской практики по этому вопросу: лорд Пальмерстон охотно давал помилование, но он был очень строг, если преступление было совершено в пьяном виде; лорд Грогам в 1843 г. отказал в помиловании 84-летнему старику; лорд Грей руководствовался политическими отношениями и временными соображениями; были случаи, когда он отказывал в помиловании, несмотря на указываемые сомнения относительно достаточности доказательств; один преступник не был помилован только потому, что два предшествующих были помилованы. Любопытные данные по этому предмету собраны также у Миттермайера, § 13, а также у Оливекрона, глава XX.

*(2037) Ср. Оливекрона.

*(2038) Во время частого применения казней даже были примеры, что дети устраивали себе игры, сходные с исполнением казни, сажая на кол котов и отсекая головы птицам; нельзя также не вспомнить суеверного предрассудка, в силу которого всеми средствами стараются добыть кость или кусочек платья казненного - как предохранительное средство против изобличения в подобных же преступлениях.

*(2039) Во время второй Парижской выставки исполнение казни над убийцами Allerto и Seller было как бы одной из приманок иностранцев. Известное английское агентство для путешественников Кука и Со поставило присутствие на казни в программу своих экскурсий по Парижу, и в день казни 7 его громадных экипажей (более чем на 40 человек каждый), переполненных благородными джентльменами и леди, с раннего утра дежурили на месте казни.

*(2040) Защитники смертной казни весьма часто цитируют будто бы остроумное выражение Альфонса Kappa: "Que messieurs les assassins commencent" ["Пусть господа убийцы начинают" (фр.)], не замечая всего его недомыслия: если считать смертную казнь также предумышленным убийством, то, конечно, нужно ждать почина от убийц в общежитейском смысле, но мы говорим о смертной казни как об акте правосудия, а правосудию не к лицу считаться с убийцами первенством.

*(2041) Диккенс по поводу казни Маннингов пишет: "Ужасы виселицы и преступления стушевались в моей душе пред страшной мимикой и речами собравшихся зрителей... Мне известна лондонская жизнь в ее самой крайней испорченности; но мое глубочайшее убеждение, что и величайшая проницательность не могла бы изобресть ничего, что на таком тесном пространстве и в такое короткое время могло бы поселить столько зла, как публичная казнь". А не надо забывать, что это пишет опытный наблюдатель народной жизни. Ср. также у Joly, описание казни Ribo и Jeantroux, обоих, не достигших еще совершеннолетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: