IV. Обстоятельства, устраняющие наказуемость 41 страница

*(2042) Еще ужаснее примеры у Оливекрона. У нас при казни восьми разбойников в Кубанской области в 1894 г. семеро оказали сопротивление при надевании на них саванов, причем одного из них палач, нанятый за 200 рублей, кузнец местной почтовой станции, по сообщению очевидца, должен был усмирять плетью. Xopoший пример, подаваемый христианами иноверцам.

*(2043) Ср. Миттермайер, Todesstrafe, §8.

*(2044) Prins, указывая, что число тяжких преступлий в Бельгии с 1831 года остается без изменения, прибавляет: а между тем в Бельгии с 1841 по 1855 г. был 191 приговор к смертной казни и 43 исполнения, с 1876 по 1890 г., несмотря на то, что народонаселение увеличилось на 50%, было 124 осуждения и ни одного исполнения; во Франции же, где народонаселение за последнее время не возрастает, а гильотина действует одинаково, число убийств возрастает: 1889 г. - 372, 1890 г. - 420, 1893 г. - 429, 1894 г. - 441. Зигеле, Psychologie des Autlaufs, стр.190, приводит любопытные данные из статьи Desjardin, Droit des gens et la loi de Lynch aux Etats Unis, помещенной в Revue de deux mondes за 1891 г., из которой можно заключить о взаимодействии смертной казни и закона Линча, в смысле усиления последнего и увеличения числа исполненных приговоров к смерти:

 

┌────────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────┐

│ Годы │Исполнение смертной казни │Применение закона Линча │

├────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1884 г. │ 103 │ 219 │

├────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1885 г. │ 108 │ 181 │

├────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1886 г. │ 83 │ 133 │

├────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1887 г. │ 79 │ 123 │

├────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1888 г. │ 87 │ 144 │

├────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────────┤

│ 1889 г. │ 98 │ 175 │

└────────────────┴──────────────────────────┴───────────────────────────┘

 

*(2045) Ср. в особенности Guizot, De la peine de mort; он, впрочем, стоит не за отмену угрозы смертью, а за неприменение этого наказания. Ortolan, Elьments, N 1358. Там, в особенности где идет политическая борьба партий, подавление революционных движений, применение смертной казни к побежденным получает весьма нередко характер не юридического наказания, а репрессалий, как, например, во Франции в 1852, 1870 гг.

*(2046) Зигеле, Psychologie des sectes, 1898 г., стр.140, замечает: все настоящие политические преступники, и в особенности анархисты, казненные за последнее время, совершили их преступления с полным презрением к жизни и с полным героизмом встретили казнь. Vaillant, Henry, Caserio при чтении вердикта и на позорном эшафоте с радостным сердцем кричали: "Courage, camerades, et vive l'anarchie" ["Смелее, товарищи, и да здравствует анархия" (фр.)].

*(2047) Между тем многие из немецких криминалистов отрицают право замены смертной казни пожизненным заключением при признании приговоренного заслуживающим снисхождения, а полагают, что угроза смертной казнью должна быть абсолютна; что разница между смертью и пожизненным лишением свободы так велика, что переход может быть допущен только путем помилования.

*(2048) И. Шишкин, "О телесных наказаниях в связи с началом наказания вообще", "Юридический вестник" 1861 г., N 10 и 11; А. Тимофеев, "История телесных наказаний в русском праве", 1897 г.; Lanjuinais, La bastonnade et la flagellation penale, 2-е изд., 1825 г.; Mittermaier, Die korperliche Zuchtigung als Strafart, Archiv, 1832 г.; стр.650 и след.; Iagemann, die Strafe der Korperlichen Zыchtigung vor dem Forum der Wissenschaft und der Erfahrung, Archiv, 1841 г., стр.230 и след.; Hudtwalcker, Noch ein Wort ьber die korperlichen Zuchtigungen als Strafe, ib. 1842 г. с.163 и след. (в защиту телесных наказаний). R. Wrede, Die Korperstrafen bei allen Vцlkern, 1898-1899 гг., заключает данные о телесных истязаниях, обнимая и квалифицированную смертную казнь, и пытку; H. Krause, Die Prugelstrafe, 1899 г.; cp. тaкжe Hansen, Stock und Peitsche im XIX Iahrhundert, 2 в. 1899-1900 гг.; R. Quanter, Leibes und Lebenstrafen, 1901 г.; M. Cooper, Der Flagellantismus und die Flagellanten, ьb. v. H. Dohrn, 1899 г.; I.Guttzeit, Ueber Willkur und Rache bei Strafen, 1899 г.; Ullu, Die Flagellomanie, 1901 г. Эта обширная новейшая литература рассматривает телесные истязания не только как карательную меру, но и как средство школьной дисциплины, как проявление религиозного изуверства и болезненного извращения полового чувства, причем нельзя не прибавить, что почти все эти иллюстрированные издания имеют мало научного характера. Не могу не указать также на отдел о России в английском сочинении Cooper, поражающий и злобностью, и наглым невежеством, относящимся к тому же не к прошлому, а к современности, вроде рассказов о сечении при полиции дам высшего круга, привозимых туда с балов, пыток крепостных девок и т.д.

*(2049) Иногда выражение "телесное наказание" употреблялось в более широком значении наказания, вообще направленного на тело человека, подвергающего ограничениям и стеснениям физическую личность преступника, относя к таковым смертную казнь и лишение свободы, в противоположность имущественным наказаниям и поражению прав; в таком значении употребляется, например, выражение "peines afflictives" ["телесные наказания" (фр.)] во Французском кодексе.

*(2050) Как говорит проф. Кистяковский, телесное наказание, будучи вызвано к жизни самыми грубыми, можно сказать, животными инстинктами первобытного человека, долго поддерживалось грубостью общественных отношений, рабским и низменным состоянием народных масс, господством привилегий, поддерживаемых исключительно физической силой, и наконец, нищенским экономическим положением и низким нравственным развитием большинства.

*(2051) Насколько разнообразны были и эти виды наказаний, можно видеть, например, из иллюстрированного описания их в сочинении Квантера.

*(2052) Наиболее поздно была отменена пытка в некоторых немецких государствах - в 1806 г. в Баварии и Вюртемберге, в Ганновере в 1822 г., в Готе в 1828 г. Но нельзя не прибавить, что, несмотря на отмену пытки формальной, в розыскном процессе долго держались более мягкие формы получения собственного признания, то, что немецкие процессуалисты называли "schmerzlose Folter", а в нашей практике - допрос с пристрастием.

*(2053) Ср. Тимофеев.

*(2054) Во " Франции отмена телесных наказаний была признана Кодексом 1791 г., но в code penal снова является клеймение для каторжных бессрочных и в некоторых случаях для срочных и отсечение кисти руки за отцеубийство. Обе эти меры отменены в 1832 г. Всего долее продержалось там телесное наказание, как мера тюремной дисциплины, до кнута (martinet) включительно; хотя в Регламенте 18 июня 1880 г. в числе дисциплинарных наказаний и для каторжных телесное наказание не упоминается, а сохранено только наложение оков, но в 1891 г., как мы видели, оно было восстановлено. B Германии телесные наказания были отменены в 1848 г. на основании § 9 Основных прав германской нации; но затем, в эпоху реакции, в некоторых государствах были снова восстановлены, и отменены совершенно гораздо позднее: так, в Ганновере лишь в 1867 г., в Саксонии в 1868 г., в Мекленбурге только с введением Общего германского кодекса, который вовсе не знает телесных наказаний. Как мера тюремно-дисциилинарная, телесные наказания в Германии сохранены даже в некоторых случаях для арестантов подследственных. В Aвстрии телесные наказания были отменены в 1848 г., но снова восстановлены в 1852 г. для простонародья обоего пола, и притом как самостоятельное и дополнительное, для детей моложе 18 лет - розгами, а для лиц старше этого возраста - прутьями (Ruthen und Prugel); в 1867 г. телесное наказание как карательная и тюремно-дисциплинарная мера совершенно отменено. В Швейцарии телесные наказания отменены Союзной конституцией 1874 г. Не упоминается более это наказание в новых кодексах: Венгерском, Голландском и Итальянском. Телесные наказания сохранены по Датскому кодексу 1866 г. для несовершеннолетних; телесное наказание сохраняется также в Швеции, Норвегии и Финляндии. B Англии, как говорит Ашротт (новые сведения в брошюре 1896 г.), юридически телесное наказание может быть налагаемо в виде дополнительного взыскания при всяком лишении свободы, в действительности к взрослым мужчинам оно применяется только в случаях, особо указанных Законом 1863 г.; напротив того, малолетние преступники мужского пола весьма часто приговариваются к этому наказанию, причем число малолетнихдо 16 лет, присужденных к наказанию розгами, сильно возрастает; так, ежегодно было: 1864-68 гг. - 585; 1869-73 гг. - 839; 1874-78 гг. - 1225; 1879-83 гг. - 2723; 1884-88 гг. - 3152; 1889-93 гг. - 3208, т.е. в тридцать лет ежегодное число увеличилось более чем в шесть раз. По известному Биллю о гарротерах для них было назначено наказание девятихвостой кошкой, представляющую нашу плеть в утроенном числе (whipping). За последнее время, впрочем, применение телесных наказаний и к взрослым в Англии значительно возрастает: в 1883 г. было наказано 36, в 1893 г. - 46, а в 1894 г. - 65, только за разбой, а вообще в 1893 г. было наказано телесно 3056 лиц (Aschrott).

*(2055) Gegen die Freiheitsstrafe; он ссылается на народное требование восстановления этого наказания, но никаких доказательств не дает. Впрочем, и он предполагает восстановление розог лишь за некоторые особенно грубые и злостные проступки взамен краткосрочного лишения свободы. Особенно подробно высказывается за необходимость телесных наказаний Краузе в новейшем исследовании о телесных наказаниях. Желая сохранить таковые не только для малолетних преступников, так как для детей и не преступников это наказание составляет обычную меру взыскания, но и для взрослых, проявивших особое зверство в своих преступлениях, приводя примеры подобных телесных повреждений со смертельным исходом или сопровождавшихся увечьями, но ограничивается почему-то только мужчинами. Справедливо, однако, замечает по этому поводу George, Humanitat und Kriminalstrafen, что ничего нет опаснее для законодателя, как подчинение требованиям, опирающимся на отдельные чрезвычайные события: законы пишутся не для таких исключительных случаев. Такую мысль de lege ferenda высказывает Schьtze, Lehrbuch, § 24 пр. 4, но в тексте он же признает бесполезность и даже вред этого наказания; Liszt, выражается весьма уклончиво, но, по-видимому, он допускает эту меру как дисциплинарно-тюремное наказание для неисправимых, которых нельзя испортить, и для малолетних, не понимающих позорности розог; в последнем издании, он совеем не высказывает своего мнения.

*(2056) Еще более, конечно, встречается сторонников восстановления телесных наказаний среди практиков и в литературе неспециальной - в особенности в эпоху торжества реакции. Такое явление, и даже в особенно резкой форме, к сожалению, можно наблюдать у нас. Как говорит Обнинский в его прекрасной статье "Розга как карательная мера" ("Юридический вестник" 1892 г., N 1): симпатии, внушенные розгой известной части общества и печати, соперничают с энергией ее распространения на практике: ее возрождению радуются, ее применение поощряют.

*(2057) Ср. Тимофеев: кожа сдиралась, и раны делались уже с первого удара.

*(2058) Максимов рассказывает о палаче, который на спине собственного сына показывал фокусы кнутом, разрезывая со всего размаха ударом кнута лист почтовой бумаги и не касаясь при этом тела. Кн. Щербатов, говорит: судья, подписывая приговор, присуждающий к такому количеству ударов, которое вынести нельзя, делается сам убийцей, и притом наиболее неизвинительным, так как всенародно убийство учиняет, не опасаясь наказания.

*(2059) Ср. Фойницкий, "Учение о наказании"; Berner, Die Polizeiaufsicht в Gerichtssaal, т.XXXIII, ст.321-380; Fuhr, Die Polizeiaufsicht nach dem Reichsstrafgesetzbuche, 1888 г.

*(2060) Иcтopия постановлений французского законодательства о полицейском надзоре у Trebutien, N 325-347; Garraud, Traite, N 316 и след. Гарро приходит к тому выводу, что так как согласить интересы поднадзорного с интересами общественной охраны, как указывает история надзора во Франции, оказалось невозможным, то правильнее заменить надзор системой патронатства. Подробное изложение Закона 1874 г. у L. Renault, Etude sur la loi du 23 Jan. 1874.

*(2061) Причем на основании Циркуляра Министерства внутренних дел 1 июля 1885 г. пребывание в некоторых наиболее населенных департаментах и городах - например, департаменте Сены, в Лионе, Марселе и т.д. - воспрещено для всех поднадзорных, а затем для каждого поднадзорного допускаются отдельные ограничения. Постановления Закона 1885 г. сохранены почти без изменений и в новом проекте Французского уложения. О юридическом значении этой меры подробно у Гарро N 319 и след.

*(2062) О полицейском надзоре по Бельгийскому уложению, ср. Thiry, N 335 и след.

*(2063) О древнегерманской системе охраны мира см. у Schierlinger'a, Die Friedensburgschaft, 1877 г. У него, § 11, приведены сведения о попытке внести эти постановления в действующее немецкое право.

*(2064) Венгерское и Голландское уложения вовсе не упоминают о полицейском надзоре.

*(2065) Ср. И. Фойницкий "Наказание"; у него приведены исторические сведения об этом виде изгнания.

*(2066) Ср. в защиту этого положения Wahlberg в Holtzendorfs Handbuch, §20; Garraud, N 315. Molinier, допускает это наказание даже за общие, но не позорящие преступления. С таким политическим характером изгнание появляется еще в Греции, например, в Афинах, и притом или как добровольное удаление ранее суда при обвинении в тяжких преступлениях, или как наказание по суду, или как политическая мера - при остракизме.

*(2067) Подобная ссылка встречается в новом Итальянском уложении в виде водворения в известной местности (il confino) от 1 месяца до 3 лет.

*(2068) Holtzendorf, Die Deportation als Strafmittel, in alter und neuer Zeit, 1859 г., стр. 1-160. Ряд статей проф. Брука в защиту ссылки, 1894, 1896 и 1897 гг.; Franck, Freiheitsstrafe, Deportation und Unschadlichmachung, 1895 г.; A. Korn, Ist die Deportation unter den heutigen Verhaltnissen als Strafmittel practisch verwendbar? 1898 г.; O. Priester, Die Deportation, ein modernes Strafmittel, 1899 г.; G. Pierret, Transportation et colonisation penale, 1892 г.; E. Teisseire, La transportation penale et la relegation, 1893 г.; Фойницкий, "Ссылка на Западе", 1881 г.; Фельдштейн, "Ссылка, очерк ее истории и генезиса, значение современного состояния", 1893 г. Подробно изложен вопрос о ссылке в "Учебнике" В. Спасовича и у И. Фойницкого в "Учении о наказании", 1889 г.

*(2069) Так как удаление заменяло смерть, то и оно могло иметь место только при преступлениях, вызывавших прежде sacratio capitis [смертный приговор (лат.)]. Удаленный, как утративший право гражданства и отлученный от общения, в случае самовольного возвращения в Рим мог быть убит всяким безнаказанно. Ср. Фойницкий.

*(2070) Конфискация стала часто применяться в эпоху конскрипций Суллы, когда удаление стало принудительным, хотя судебные комиции, как замечает Гольцендорф, никогда не приговаривали прямо к изгнанию, а только к отлучению от крова в пищи.

*(2071) Гольцендорф указывает как на первый пример релегации на высылку Луция Ламия при консуле Габинии, в силу консульской власти.

*(2072) Подробнее всего определялась релегация в эдиктах Августа, ср. у Гольцендорфа. Из исторических примеров политической ссылки можно указать на ссылку Овидия на устья Дуная; св. Иоанна на остров Патмос. Таким же ссыльным местом являлся Херсонес в Крыму.

*(2073) Депортация, так же как и релегация, первоначально была административной мерой и только позднее получила характер судебного наказания.

*(2074) Особенно обширное применение получала такая ссылка при Нероне: море, говорит Тацит, едва успевало носить ссыльных, скалы прибрежья дымлись кровью. При последних императорах стала употребляться еще ссылка в пустыни Африки и Азии, quasi in insulam, так как находили, что побеги оттуда труднее.

*(2075) Иногда только к депортации присоединялось предварительное заключение в тюрьме.

*(2076) При Тиверии были, например, сосланы в Корсику 4 тысячи христиан.

*(2077) Holtzendorf; Marquis de Blosseville, Histoire de la colonisation penale et des etablissements de I'Angleterre en Australie, 1859 г.; Michaux, Etude sur la question des peines, 1872 г.; Фойницкий: у него приведена английская литература по вопросу о ссылке; Teisseire; Korn.

*(2078) Америка сделалась местом ссылки почти с момента ее открытия, так как Колумб уже при третьем путешествии, за недостатком волонтеров, получил от правительства разрешение воспользоваться ссыльными, находящимися в Севилье. Испания и позднее несколько раз возобновляла эту ссылку. Встречаются также примеры ссылки в Америку из Португалии и Голландии.

*(2079) Подробности о ссылке в Америку прекрасно изложены у Гольцендорфа, книга 2, гл.1 и 2.

*(2080) Продажная цена этих белых невольников была различна, в среднем они стоили около 10 фунтов стерлингов; дороже были мастеровые и женщины, особенно молодые; еще чаще ссыльные обменивались на местные продукты.

*(2081) Наиболее подробно описаны первые шаги австралийской колонизации в названном выше сочинении Блоссевилля.

*(2082) Но так было только при первом переезде, когда перевозка была от правительства, а не отдавалась на откуп; второй транспорт, прибывший в 1790 г., напомнил ужасы ссылки в Америку: умерли дорогой до 280 человек да прибыли до 300 умирающих. Позднее пересылка также делалась с подряда, средняя стоимость пересылки была от 20 до 30 фунт. стерл.; во время перевозки за ссыльными не было никакого надзора.

*(2083) Ср. восторженное описание быстрого преуспеяния Сиднея и его окрестностей при Филиппе у Teisseire.

*(2084) Как замечает Фойницкий, по своей первоначальной юридической конструкции ссылка не создавала обязанности подневольного труда, не имела значения рабочей повинности, а вызывала лишь необходимость в течение определенного срока жить в отдаленной от метрополии местности. Поэтому публичные работы и употреблялись вначале как дисциплинарные наказания.

*(2085) Подробности об управлении Macquarie можно найти у Гольцендорфа.

*(2086) Есть, впрочем, и другие отзывы об австралийской ссылке, рисующие в крайне черном цвете нравственность штрафных колоний. Ср., например, у Фойницкого. Всего справедливее, я полагаю, сказать, что нравственность в колонии стояла почти на том же уровне, как и в Англии.

*(2087) Особенно поучительно, замечает Гольцендорф, было положение ссыльных женщин: предмет презрения на родине, они становятся лакомым куском для колонистов; наниматели отбивали их друг у друга, их прежняя жизнь ставилась им как бы в заслугу.

*(2088) Характеристикой системы закабаления может служить то обстоятельство, что, как указывает Фойницкий, в некоторые годы число наказанных телесно земскими властями доходило до 3/4 всего числа ссыльных. Юридическое положение закабаленного подробно рассматривает Гольцендорф.

*(2089) Совершенно подобную же картину представляет история штрафной колонии на Вандименовой земле. При первых двух управителях колония достигла значительного материального благосостояния, а затем, по смерти губернатора Сорреля в 1823 г., то же крайнее развитие системы закабаления привело к еще более страшным результатам, чем на материке Австралии. См. подробности у Фойницкого.

*(2090) Подробно изложено это движение у Фойницкого.

*(2091) Так, в 1835 г. открыты были такие работы в Гибралтаре и на Бермудских островах, но ссылка туда не имела никакого колонизационного значения. В 1849 г. была сделана попытка ссылки в Капскую область, куда был отправлен корабль "Нептун" с 3 тысячами ирландских преступников, но жители не допустили даже высадки преступников.

*(2092) Начиная с 1787 по 1837 г. было сослано в Восточную Австралию всего до 78 тыс. человек; из них на долю Южного Валлиса приходилось до 50 тыс., всего же, как указывает И.Фойницкий, до 1867 г. было сослано в Австралию до 130 тыс. человек. С 1829 г. ежегодное число ссыльных колебалось между 4 и 5 тысячами.

*(2093) Позднее, по Биллю 1847 г. лорда Грея, общим работам предшествовало одиночное заключение в Пентонвилле или Мильбанке на срок от 12 до 18 месяцев.

*(2094) В пользу же ссылки высказалась и позднейшая Комиссия 1863 г. Ср. у Фойницкого.

*(2095) Всего, впрочем, было выслано с 1850 по 1856 г. 3917 ссыльных, а с 1856 по 1868 г. - 5700.

*(2096) Иной, конечно, вывод делают противники ссылки, как И. Я. Фойницкий, Корн; но и последний, говоря, что процветание Австралии создано свободными переселенцами, несмотря на ссылку, тем не менее добавляет, что ссыльные содействовали успеху колонии.

*(2097) Ср. Корн.

*(2098) Ср. Holtzendorf, Corn.; Ferrus, De l'expatriation penitentiaire, 1853 г.; Barbaroux, De la transportation, 1857 г.; Gaffarel, Les colonies franзaises, 1880 г.; Teisseire; Cor, La transportation, 1895 г.; Фойницкий: у него и у Гаффареля подробные указания на специальную литературу по французской ссылке. Официальные данные о ссылке помещаются в Notices sur les transportation et deportation, издаваемых Морским министерством.

*(2099) Эпизоды этой высылки получили известность в романе аббата Прево "Манон Леско".

*(2100) Практика французских судов по применению Закона 1791 г. подробно указана у Merlin, Repertoire de jurisprudence, т. IV, "Deportation". У него же можно найти перечень отдельных декретов, которыми назначалась ссылка как самостоятельное наказание во время террора, равно как и объем сопровождавших ее правопоражений.

*(2101) Обстоятельный разбор постановлений о депортации этого периода сделан у Boitard, N 54 и след. Он находит политическую депортацию несостоятельной в самом принципе, так как такая ссылка в места населенные бесцельна и опасна, а в ненаселенные - невозможна за малочисленностью ежегодного контингента ссыльных. Против этого типа депортации возражает и F. Hйlie, I, N 49. Она не вошла и в число наказаний проекта французского Уголовного уложения.

*(2102) Депортация, как peine afflictive et infamante, влекла за собою degradation civique et interdiction legale [телесное и позорящее наказание влекло за собою поражение в гражданских правах и лишение имущественных прав (лат.)]; равно как и гражданские последствия, установленные Законом 31 мая 1851 г.

*(2103) Все число приговоренных к депортации в 1816-1865 гг. составляет 180 человек, причем из них на эпоху Реставрации приходится 114 человек.

*(2104) Так, по Закону 1858 г. в Кайенну направлялись все самовольно оставившие назначенное им место жительства. При Наполеоне III до 1870 г. было сослано в Гвиану до 1200 человек.

*(2105) От итальянского bagno, так как они первоначально содержались в помещениях, устроенных на море и предназначавшихся для морских купален. Lainй, N 300.

*(2106) Подробные сведения о положении bagnes, во многом не уступавших нашей каторге, у Lauvergne, Des forзats consideres sous le rapport physiologique, moral et intellectuel, 1841 г. Ср. также у Teisseire, Du regime des bagnes, у него приведены официальные данные об ужасном положении каторжников.

*(2107) Мысль о замене каторги депортацией возникла у французского правительства еще в двадцатых годах.

*(2108) По Закону 1854 г. (п.3) эти дополнения назначались только в виде дисциплинарных взыcкaний или в видах безопасности.

*(2109) Они могли оставить колонию только по особому разрешению губернатора, но и тогда не могли возвращаться во Францию.

*(2110) О подготовительных работах при выборе места для депортаций подробные сведения помещены у Lepelletier de la Sarthe, Systиme penitentiaire, 1857 г., стр. 503 и след.

*(2111) Подробные новейшие естественноисторические сведения о Гвиане и ее лесных богатствах можно найти у Crevaux, Voyage en Guyane в Bulletins de la societe de gйographie за 1878 г.; в у Chabaud - Arnoult в Revue maritime за 1876 г.; Leveille, La Guyane et la question penitentiaire coloniale, 1886 r.

*(2112) По Корну, 22*; период дождей 8 месяцев.

*(2113) Историю первоначальных попыток заселения Гвианы см. у Gaffarel. Ср. также Leroy - Beaulieu, De la colonisation chez les peuples modernes, 4-е изд. 1891 г., с. 175; ср. также Pierret.

*(2114) Ср. Notice sur la transportation sa 1877 г., табл. N 1. Из этого числа: умерло - 10837 человек; выехало из Гвианы - 3691; бежало - 2452; осталось добровольно в Гвиане - 1260; состояло к 1 января 1878 г. в ссылке - 3663; населения в 1890 г. было 29650 человек, из них в Кайенне - 13500 жителей.

*(2115) Порядок содержания ссыльных определялся Законом 29 августа 1855 г. Ср. подробности у Фойницкого; Pierret, стр. 27 и след. Ныне организация управления Гвианой регулирована Законами 16 февраля и 6 декабря 1878 г.; а устройство быта ссыльных подчинено тем же правилам, какие приняты для Новой Каледонии.

*(2116) Holtzendorf говорит: "Депортация в Кайенну стоит наравне со смертной казнью. Террор гильотины затемняется этой систематической жестокостью, выполняемой с paсчетом, хладнокровно. Вероятность жизни в Гвиане такова же, как сохранение жизни для повешенного (по старому обычаю) вследствие оборвания веревки". Этот беспощадный отзыв объясняется тем, что Гольцендорф писал вслед за эпидемиями 1856 и 1857 гг. В действительности, по данным, собранным у Фойницкого, в. с., стр. 180 и след., санитарное положение Гвианы является в таком виде: с 1853 по 1857 г. смертность была 17,3%; с 1858 по 1862 г. - 8,3%; с 1863 по 1867 г. - 5,9%; с 1868 по 1872 г. - 4,9%; с 1873 по 1875 г. - 6,9%, а в среднем - 8,7%. Но были годы, когда она во всей Гвиане поднималась гораздо значительнее: в 1853 г. - 19,2%; в 1855 г. - 25,5%; в 1856 г. - 24,5%; в отдельных местностях мы даже встречаемся с такими данными: на Серебряной горе с 1853 по 1856 г. средняя смертность 32,9%, а в 1856 г. даже 62,3%; в поселениях на Ояпоке с 1855 по 1859 г. средняя смертность 21,1%. Гаффарель, напротив того, замечает, что при надлежащих гигиенических приспособлениях климат Гвианы вовсе не может служить препятствием для ее колонизации; то же говорит Левелье, la Guyane, у которого собраны подробные данные. Ср. также указания у противника ссылки - Teisseire. Pierret, сам бывший долго в Гвиане, объясняет, что он написал свою брошюру, чтобы доказать, что не климат был причиной неудачи ссылки в Гвиану, а отсутствие плана и порядка в ссылке. Из сообщаемых им фактов видно, что первый губернатор Гвианы Sarda Garriga во многом напоминал нашего сибирского В. В. Нарышкина, конечно, в приспособленных к половине XIX века формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: