Интерактивные методы диагностики

 

В настоящем разделе мы рассмотрим не все методы организационной диагностики, среди которых есть наблюдение, анализ документации компании, анкетирование, не являющиеся интерактивными. Нас интересуют методы исследования, проводимого в тесном взаимодействии с объектом исследования. В нашем случае таким объектом являются сотрудники организации.

Метаплан как методорганизационной диагностики

 

Метаплан – метод диагностики и принятия коллективных решений. Метаплан – это методика структурирования групповых обсуждений и выработки эффективных коллективных решений.

Название Метаплан является собственностью компании "Metaplan GmbH”, которая разработала данный метод в конце 70-80х годов с целью повысить эффективность групповых дискуссий (Kleber). До этого применялся метод Brainstorming.

 

Метаплан построен на принципе полной визуализации процесса обсуждения на всех стадиях.

При использовании данной техники участники больше взаимодействуют друг с другом, что ведет к активным и эффективным обсуждениям.

Процесс идет по заданным правилам, что позволяет модератору продумывать дискуссию заранее так, чтобы она привела к нужному результату.

Также метаплан является отличным инструментом исследования мнений и отношений коллектива к какой-либо проблеме. Алгоритм представлен ниже в таблице 1.

 

Таблица 1 Проведение опроса карточками

 

  Постановка вопроса На доске размечают поле, определяют основные вопросы
  Проведение карточного опроса Разрешается писать все, что приходит на ум, но правила написания оговариваются заранее
  Сортировка, выбор наиболее важных мыслей по мнению каждого участника В случае если карточек слишком много
  Сбор карточек и вывешивание их на плакат Не сортируя, развешивают, при этом зачитывается содержание
  Распределение по кластерам Общее обсуждение, поиск названий для кластеров. На данном этапе запрещена критика.
  Дополнения и критика «Что отсутствует?». Поиск более конкретных и понятных формулировок.
  Оценивание Точно расклеивают карточки.

 

Как формулировать вопросы: модератор задает вопрос, и каждый участник пишет несколько ответов (каждый на отдельной карточке).

Возможны вариации вопросов:

· Двойные вопросы (за/против)

· «Паук» - обозначается ряд основных тем, по которым может идти обсуждение. Таким образом ответы более конкретны, поскольку идут по заданному руслу.

 

Требования к модераторам:

2 человека. Один ведет дискуссию, другой оказывает техническую поддержку.

Модератор – ни в коем случае не эксперт и не начальник. Он не знает «как надо».

Модератор не выражает своего мнения. Он задает вопросы.

Модератор должен открыть участников друг для друга.

Он должен устранять конфликты и искать причины их возникновения.

Модератор – специалист по возможным путям коммуникации. Его задача направлять дискуссию на достижение результата.

 

Примеры применения метода: гражданское участие в планировании застройки деревни (Grosser, Ludwig, Institut für Landesplanung und Raumforschung, 1998); различные корпоративные исследования

 

Достоинство метода состоит в его универсальности и возможности применения в любой сфере.

Недостатки метода.Метод можно применять только в том случае если группа стремится к выработке коллективного решения

 

Технические проблемы, возникающие при использовании метода метаплан:

· проблемы с заполнением карточек

· предложения могут противоречить друг другу

· голосование по вопросам открытое

· метод является дорогим

· возникают проблемы с нерешительными и с гиперактивными участниками

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: