В настоящем разделе мы рассмотрим не все методы организационной диагностики, среди которых есть наблюдение, анализ документации компании, анкетирование, не являющиеся интерактивными. Нас интересуют методы исследования, проводимого в тесном взаимодействии с объектом исследования. В нашем случае таким объектом являются сотрудники организации.
Метаплан как методорганизационной диагностики
Метаплан – метод диагностики и принятия коллективных решений. Метаплан – это методика структурирования групповых обсуждений и выработки эффективных коллективных решений.
Название Метаплан является собственностью компании "Metaplan GmbH”, которая разработала данный метод в конце 70-80х годов с целью повысить эффективность групповых дискуссий (Kleber). До этого применялся метод Brainstorming.
Метаплан построен на принципе полной визуализации процесса обсуждения на всех стадиях.
При использовании данной техники участники больше взаимодействуют друг с другом, что ведет к активным и эффективным обсуждениям.
|
|
Процесс идет по заданным правилам, что позволяет модератору продумывать дискуссию заранее так, чтобы она привела к нужному результату.
Также метаплан является отличным инструментом исследования мнений и отношений коллектива к какой-либо проблеме. Алгоритм представлен ниже в таблице 1.
Таблица 1 Проведение опроса карточками
Постановка вопроса | На доске размечают поле, определяют основные вопросы | |
Проведение карточного опроса | Разрешается писать все, что приходит на ум, но правила написания оговариваются заранее | |
Сортировка, выбор наиболее важных мыслей по мнению каждого участника | В случае если карточек слишком много | |
Сбор карточек и вывешивание их на плакат | Не сортируя, развешивают, при этом зачитывается содержание | |
Распределение по кластерам | Общее обсуждение, поиск названий для кластеров. На данном этапе запрещена критика. | |
Дополнения и критика | «Что отсутствует?». Поиск более конкретных и понятных формулировок. | |
Оценивание | Точно расклеивают карточки. |
Как формулировать вопросы: модератор задает вопрос, и каждый участник пишет несколько ответов (каждый на отдельной карточке).
Возможны вариации вопросов:
· Двойные вопросы (за/против)
· «Паук» - обозначается ряд основных тем, по которым может идти обсуждение. Таким образом ответы более конкретны, поскольку идут по заданному руслу.
Требования к модераторам:
2 человека. Один ведет дискуссию, другой оказывает техническую поддержку.
Модератор – ни в коем случае не эксперт и не начальник. Он не знает «как надо».
|
|
Модератор не выражает своего мнения. Он задает вопросы.
Модератор должен открыть участников друг для друга.
Он должен устранять конфликты и искать причины их возникновения.
Модератор – специалист по возможным путям коммуникации. Его задача направлять дискуссию на достижение результата.
Примеры применения метода: гражданское участие в планировании застройки деревни (Grosser, Ludwig, Institut für Landesplanung und Raumforschung, 1998); различные корпоративные исследования
Достоинство метода состоит в его универсальности и возможности применения в любой сфере.
Недостатки метода.Метод можно применять только в том случае если группа стремится к выработке коллективного решения
Технические проблемы, возникающие при использовании метода метаплан:
· проблемы с заполнением карточек
· предложения могут противоречить друг другу
· голосование по вопросам открытое
· метод является дорогим
· возникают проблемы с нерешительными и с гиперактивными участниками