Теория рефлексии и обратной связи

 

Обратная связь - обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Обратная связь характеризует системы регулирования и управления в живой природе, обществе и технике.

 

Различают положительную и отрицательную обратную связь. Если результаты процесса усиливают его, то обратная связь является положительной. Когда результаты процесса ослабляют его действие, то имеет место отрицательная обратная связь. Отрицательная обратная связь стабилизирует протекание процессов. Положительная обратная связь, напротив, обычно приводит к ускоренному развитию процессов и к колебательным процессам,

 

Иногда обратная связь в сложных системах рассматривают как передачу информации о протекании процесса, на основе которой вырабатывается то или иное управляющее воздействие. В этом случае обратную связь называют информационной. Понятие Обратная связь как формы взаимодействия играет важную роль в анализе функционирования и развития сложных систем управления в живой природе и обществе, в раскрытии структуры материального единства мира.

 

ТИПЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО КАРЛУ РОДЖЕРСУ

 

Основатель гуманистического направления Карл Роджерс перечислил пять типов обратной связи. Последовательность их не случайна т.к. они перечисляются в порядке частоты использования (но не в порядке эффективности). Итак:

 

1. Оценочная обратная связь

 

Оценочная обратная связь создаёт суждение о другом человеке, оценивая значимость или ценные качества. Но есть большая разница между оценкой другого человека и его действительными поступками. Когда человек делает персональную оценку другой личности, то, как правило, подразумевает, что эти - личные качества неизменны. Отрицательная личностная оценка может быть дискомфортной для человека, которому дали такую оценку. А положительная личностная оценка, очень даже лестной.

Например:

Вы не очень приятный человек...

Или

Вы приятный собеседник...

 

Во время анализа оценивайте только поведение человека, но не всей его личности. Это снизит негативное восприятие отрицательной оценки другим человеком и позволит более эффективно корректировать его поведение.

Например:

Этого не следовало бы делать...

 

2. Интерпретирующая обратная связь

 

В интерпретирующей обратной связи Вы стремитесь проверить свое понимание того, что было сказано, интерпретируя и перефразируя обратно собеседнику то, что Вы поняли, в ответ на сказанное им. Это проявляется в просьбе к собеседнику подтвердить или опровергнуть Ваши догадки и правильность понимания смысла сказанного.

Например:

Я правильно Вас понимаю, Вы интересуетесь, стоит ли вступать в члены клуба?...

 

Понимание смысла сказанного другим человеком вещь весьма условная поэтому, проверка понимания - очень хорошая и правильная вещь, которую нужно использовать в общении с другими людьми. Когда Вы переспрашиваете собеседника для уточнения, то собеседнику это так же приятно, поскольку Вы показываете свой активный интерес к тому, что он говорит.

 

3. Поддерживающая обратная связь

 

Когда Вы проявляете обратную связь в виде поддержки, тем самым Вы стремитесь поддержать другого человека. Но следует понимать разницу между лестью и позитивной поддержкой другого человека. Во время лести Вы показываете свою поддержку этому человеку, Вы говорите, что он или она хороший и замечательный человек во всём. А это уже не всегда является верным!

Например:

О это было просто удивительно! Спойте это нам ещё раз, пожалуйста!

Вы выглядите замечательно, как никогда!

 

В случае с позитивной поддерживающей обратной связью Ваше стремление направлено на то, что бы помочь другому человеку измениться в лучшую, эффективную сторону. А это уже не всегда просто, т.к. в данном случае приходится критиковать и говорить, то чего не хочется слышать.

Например:

Ваше пение понемногу становится лучше. Вы могли бы попытаться записать своё пение и слушать, что бы самостоятельно учиться исправлять свои ошибки.

Хм. Я думаю, что красное платье Вам подходит лучше.

 

Но поддерживающая обратная связь может быть использована с целью преднамеренно нанести вред другому человеку:

Например:

Это было ужасно! Вам следует бросить петь.

Вы выглядите ужасно.

 

4. Исследовательская обратная связь

 

Исследовательская обратная связь используется учеными во время экспериментов, и оно проявляется в стремлении получить больше информации, спрашивая более глубокие вопросы, которые позволят получить необходимую информацию.

Например:

Вы можете мне рассказать побольше о том, что произошло?... Что произошло затем?... Какого он был размера?... Как Вы думаете, почему это произошло?

 

5. Понимающая обратная связь

 

На уровне "понимания" Вы стремитесь понять не только, что было сказано, то что на поверхности, но и то что не было сказано напрямую т.е. как бы скрытый смысл сказанного. Вы задаёте вопросы показывая тем самым, что Вы не просто слышите человека, но и внимательно слушаете, пытаетесь понять собеседника.

Например:

Я так понимаю, что приобрели новый опыт? Хотите об этом поговорить?

 

Ключевые вопросы:

1. Место обратной связи в управлении изменениями?

2. Каковы пять типов обратной связи по Роджерсу?

3. Какой тип обратной связи чаще всего встречается вам в жизни?

Литература по теме:

1. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-512 с.
2. Менеджмент: учебник для бакалавров/под общ.ред. И.Н. Шапкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012 – 690 с.
3. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров/ В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 488 с.

Практическое задание по теме:

Освоение инструмента «метаплан».Заполнение индивидуально на карточках ответов на вопросы:

Ø Зачем нужно самому мне изменяться?

Ø Почему мне не нужно (сложно) изменяться?

Вывешивание карточек на стену и в подгруппах по три-пять человек обсуждение полученного результата. Группировка и дальнейшее обсуждение.

Обсуждение вопросов:

· Какие выводы можно сделать?

· Зачем нам нужно изменять себя?

Записать основные причины работы по изменению себя.

Задание в подгруппах: какие плюсы у метода, когда его можно и нужно использовать; какие минусы у метода, когда его сложно использовать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: