Интервью – один из сложных методов сбора информации. Исследователю необходимо соответствующим образом отбирать и перерабатывать суждения, чтобы на их основе получить качественно новую информацию. Диагностическое интервью бывает двух видов: осваивающее и развивающее. В результате осваивающего интервью можно получить общие сведения от руководителей и сотрудников предприятия о его профиле, персонале, партнёрах, истории и т.д. Развивающее интервью проводится по определённой технологии. Его главная задача в проблемно-ориентированном исследовании – выявить организационные проблемы. В вводной части развивающего интервью необходимо составить у респондента правильное представление о роли исследователя в организации, снять возможное недоверие, определить специфику исследовательских задач, подчеркнуть цель исследования.
Диагностическое интервью обычно проводится в формате «один на один», причем вопросы задаются в определенной последовательности. Это позволяет достаточно полно рассмотреть заранее обозначенные темы (личные и деловые качества кандидата, его опыт, отношение к делу). Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов и руководство для интервьюера, которое содержит ключ для интерпретации ответов и реакций кандидата.
|
|
Итак, для проведения интервью необходимо соблюдать следующие условия:
Ø Определить цель интервью, ожидаемый результат и как он может использоваться в дальнейшем.
Ø Составить план интервью, включающий в себя основные вопросы респонденту.
Ø Подготовить бланки с вопросами и местом для ответов, которые интервьюер будет сам заполнять.
Ø Договориться заранее о времени, которое респондент должен будет потратить на беседу.
Ø Организовать место беседы так, чтобы было минимальное количество помех и отвлекающих моментов.
Ø Интервью следует начинать с простых вопросов, переходя к более сложным постепенно.
Ø Необходимо соблюдать временной регламент, не задерживаясь на обсуждении в ущерб другим вопросам.
Ø Желательно создать доверительную обстановку в беседе, гарантируя респонденту анонимность всех его высказываний.
Ключевые вопросы:
1. Что такое метаплан и как его использовать в организационной диагностике?
2. В чем преимущества и недостатки метаплана как метода диагностики?
3. Что такое интервью и как его использовать в организационной диагностике?
4. Можно ли использовать в диагностике и метаплан, и интервью? Почему?