Выбор конкурентной стратегии обусловлен,с одной стороны, конкурентной средой и ее силами, с другой –конкурентной позицией, отражающей реальное положение и возможности фирмы.
Конкурентная среда — это рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продажи в условиях постоянной угрозы появления новых конкурентов, новых товаров и услуг.
В соответствии с моделью М. Портера выделяют пять усиливающих
конкуренцию сил, которые перечислены далее с указанием путей снижения данных угроз рис. 3
Рис. 3
Матрица Портера Конкурентная позиция — сравнительная характеристика основных параметров фирмы относительно лидирующего конкурента. Конкурентная позиция может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная. При разработке конкурентной позиции используют матрицу Майкла Портера (рис. 4).
Рис. 4
Осями матрицы и ее важнейшими переменными являются конкурентное преимущество и сфера конкуренции.
Конкурентное преимущество достигается за счет низких совокупных затрат и различных направлений дифференциации.
|
|
Низкие затраты отражают способность компании разрабатывать, производить и продавать товар с меньшими издержками, чем у конкурентов и соответственно получать более высокие доходы.
Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальными и высококачественными товарами с особыми потребительскими свойствами.
Сфера конкуренции — предполагает широкую цель с охватом рынков сбыта во многих странах мира иузкую цель — сосредоточение маркетинговыхусилий на определенном сегменте национального рынка.
Сами конкурентные стратегии расположены в четырех квадрантахматрицы Портера:
1) стратегия лидерства за счет экономии на издержках предусматривает снижение полных затрат на закупку материальных ресурсов, производство и реализацию товаров, услуг. Но, увлекаясь экономиейиздержек, имеется риск в конечном счете потерять доверие покупателей.
2) сосредоточение на оптимальном уровне издержек предполагаетстратегию минимизации затрат до оптимального уровня, позволяющего достичь максимальных объемов производства по выпуску качественных и добротных товаров, услуг. При этом используются выгодные сегменты рынка с привлекательными климатическими условиями, льготным налогообложением, достаточно высоким уровнем обеспеченности клиентов;
3) для стратегии дифференциации главное не затраты, а выпускразнообразных уникальных товаров, услуг с учетом неудовлетворённого спроса клиентов.
4) сфокусированная дифференциация — это стратегия, главной целью которой является обеспечение потребителей товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям. Доминирующая роль отводится маркетингу. Внимание акцентируется напотребительской полезности, гарантиях высокого качества.