Товарная политика — комплексстратегических маркетинговых решений, определяющих тактическиерешения по разработке параметров направления ≪продукт≫ комплекса маркетинга, включая формирование свойств продукта и его обликав целом, формирование ассортимента, инновационный маркетинг, разработку упаковки, ≪брэндинг≫, объем производства. Товарная политика предполагает целенаправленные действия, отражающие принципиальные долговременные направления развития предприятия.
От товарной политики зависит содержание маркетинговых решений по иным направлениям маркетинга:
• по поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемомуровне;
• по нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов) и другим.
Товарный ассортимент представляет собой всю совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Онавключает различные видытоваров. Видтовара обычно делится наассортиментные группы или типы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации (например, мониторы с различной диагональю экрана).
Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью. Под широтой понимают количество ассортиментныхгрупп.А под глубиной — количество позиций в каждой ассортиментной группе. Сопоставимость представляет собой соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен.
Товародвижение — перемещение товаров в экономическом и (или)географическом пространстве. Перемещение в экономическом пространстве означает переход прав собственности на товар, т.е. куплю-продажу. Перемещение в географическом пространстве, или физическое перемещение, означает транспортировку и хранение товара.
Товародвижение предполагает следующие решения:
• выбор канала сбыта (прямой, косвенный);
• наличие и способ интеграции участников в канале;
• выбор типа посредников;
• выбор вида распределения (интенсивный, селективный, эксклюзивный);
• выбор мест расположения складов;
• выбор мест расположения магазинов и другие решения.
Выбор вида канала зависит от многих факторов:
• намерения и возможностей товаропроизводителя самому братьна себя риск по организации сбыта своей продукции;
• наличия конкурентов и их торговой политики;
• возможности или невозможности иметь торговый персонал своей компании и обеспечить ему необходимую и постоянную загрузку;
• знания конъюнктуры рынка и умения быстро реагировать на ееизменения;
• известности и авторитета компании;
• существующих законов и договоренностей;
• качества продукта;
• отношения к нему потребителей, сбытовой сети, типов оптовыхили розничных предприятий торговли;
• функций и принципов работы конкретных магазинов.

Рис. 7. Каналы товародвижения

Рис. 8. Виды сбыта, применяемые производителем
Одним из ключевых понятий комплекса маркетинга является продвижение, так как именно оно выполняет функцию увеличения сбыта и расширения рыночного поля товара. Комплекс продвижения включает в себя: рекламу, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и личные продаж, мерчендайзинг, выставки и ярмарки, спонсорство, брендинг. Рассмотрим их подробнее.
Реклама – это неличное представление, товаров, услуг или идей от имени известного спонсора (рекламодателя). Реклама носит неличностный характер (коммуникационный сигнал поступает к получателю сообщения не лично от продавца, а через посредников); одностороннюю направленность (ответная реакция может запаздывать на значительные промежутки времени); общественный характер (предполагается, что рекламируемый товар является законным и общепринятым); многократность (повторение рекламных аргументов оказывает определённое психологическое воздействие на потребителя и подталкивает его к покупке).
В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать задачи: информирования, увещевания, напоминания, позиционирования, удержания покупателей, лояльных к рекламируемой марке, отстройки от конкурентов (таблица 1).
Таблица 1
Возможные цели рекламы
| Цели рекламы | Содержание |
| Информирование | Формирование осведомлённости и знания о новом товаре, конкретном событии, об организации. |
| Увещевание | Постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа организации и ее товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки. |
| Напоминание | Поддержание осведомлённости, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание о месте приобретения данного товара. |
| Позиционирование, репозиционирование | Создание и поддержание определённого образа товара, организации. |
| Отстройка от конкурентов | Создание «собственного лица» организации, отличного от аналогичных товаров конкурентов. |
Паблик рилейшнз (ПР, от англ. – publicrelations) переводится как «связи с общественностью». Это система взаимосвязи организации с целевыми аудиториями, направленная на формирование и поддержание благоприятного образа организации (имиджа), на убеждение общественности в необходимости деятельности организации и её положительном влиянии на жизнь общества. Связи с общественностью можно поставить во главу коммуникационной политики предприятия, так как они отвечают за формирование требуемого образа организации и товара на рынке.
Термин «паблик рилейшнз» впервые употребил президент США Томас Джефферсон в 1807 г. в «Обращении к конгрессу», а в широкий оборот был введён американским журналистом Айви Ледбеттом Ли в 1904 г.
В конце XIX – начале XX вв. перед бизнесом стала задача поиска общего языка с общественностью, которая обвиняла деловые круги в безжалостной эксплуатации природных и человеческих ресурсов. Сложившаяся ситуация показала, что коммерческий успех зависит не только от качества товара или услуги, но и от того, какое представление об организации складывается у потребителей. Так появилась корпоративная реклама, которая фактически стала первой формой паблик рилейшнз.
Основной акцент в корпоративной рекламе делался на информирование о социальной деятельности организации – благотворительной деятельности, участии в различных социальных программах, не связанных непосредственно с коммерческой деятельностью, о создании новых рабочих мест, о привлечении на работу представителей национальных меньшинств и т.п.
Понятие паблик рилейшнз в современном толковании определил американец Э. Бернес, который считается родоначальником паблик рилейшнз как самостоятельной области деловой активности. В 20-е гг. XX в. он опубликовал книгу «Кристаллизация общественного мнения», в которой определил паблик рилейшнз как метод использования информации для оказания влияния на общественное мнение.
Сегодня паблик рилейшнз выделяется в самостоятельное научное направление во всём мире, а с недавнего времени и в России. Появившаяся в 1955 г. международная ПР-ассоциация сначала объединила пять стран: Великобританию, Францию, Голландию, Норвегию, США. В настоящее время она насчитывает в своём составе более семидесяти стран, в том числе и Россию.
В качестве целевой общественности, в зависимости от обстоятельств, выступают различные слои населения (не всегда разделённые по «покупательному» признаку) и социальные группы (внешняя аудитория), а также инвесторы и вероятные партнёры организации (внутренняя аудитория).
Институт связей с общественностью, как и любой другой социальный институт, определенным образом встроен в социальную систему и имеет ряд функций:
· аналитико-прогностическая функция направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики. Она включает в себя изучение общественности, анализ конкретных ситуаций при формировании маркетинговой деятельности, оценку общественного мнения, подготовку аналитических данных для принятия эффективных решений;
· организационно-технологическая функция включает в себя совокупные действия по проведению и организации ПР-кампаний, деловых встреч различных уровней, выставок, конференций;
· информационно-коммуникационная функция предполагает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационно-разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы;
· консультационно-методическая функция заключается в оказании помощи в налаживании отношений организации с общественностью; разработке концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и ПР-кампаний [18].
При помощи паблик рилейшнз можно исправить негативные последствия кризиса, сформировать долгосрочную приверженность и дифференцировать организацию (товар). Цели мероприятий по формированию общественного мнения в зависимости от их содержания представлены в таблице 2.
Таблица 2






