Анализ конкурентной ситуации на рынке

После общей оценки ситуации на рынке необходимо перейти к анализу конкурентной ситуации на нем. Прежде всего необходимо собрать сведения о 4-5 конкурентах издательства, заполнив таблицу 3.

Таблица 3. Анализ конкурентов издательства

№ п/п Наименование издательства Объем продаж, тыс. экз. Доля рынка, %
       
       
       
       
     

 

На основании данных таблицы рассчитываются показатели, характеризующие конкурентную структуру рынка. К наиболее применимым показателям такого рода относятся индекс концентрации, коэффициент концентрации, индекс Герфинделя-Гиршмана.

Индекс концентрации является наиболее простым в расчетах, однако самым неточным индексом, характеризущим структуру рынка. Он определяется как величина, обратная количеству организаций на рынке:

I к – индекс контрации,

n – количество организаций на рынке.

Чем меньше индекс концентрации, тем ближе конкурентная структура рынка к свободной (рыночной) конкуренции. Чем ближе к единице индекс – тем ближе конкурентная ситуация на рыке к монополии.

Коэффициент концентрации является более точным показателем, характеризующим конкурентную структуру рынка. Он рассчитывается как сумма рыночных долей организаций на рынке:

 

Cr коэффициент концентрации;

i принимает значения от 1 до r;

r – число крупных организаций на рынке;

qi– объем продаж i-той организации на рынке;

Q – объем продаж на рынке (емкость рынка);

si – рыночная доля i-той организации на рынке.

Коэффициент концентрации рассчитывается обычно с учетом рыночных долей только несколько крупнейших организаций (как правило, используются 4 или 10 крупнейших организаций). Еще более точным является индекс Герфинделя-Гиршмана, который представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех организаций на рынке:

 

HHI– индекс Герфиндаля-Гиршмана;

i принимает значения от 1 до n;

n – количество организаций на рынке;

qi– объем продаж i-той организации на рынке;

Q – объем продаж на рынке (емкость рынка);

si – рыночная доля i-той организации на рынке.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана, как и коэффициент концентрации принимает значение от нуля до единицы. Значение близкое нулю означает свободную конкуренцию, значение близкое к единице – олигополию или монополию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: