После общей оценки ситуации на рынке необходимо перейти к анализу конкурентной ситуации на нем. Прежде всего необходимо собрать сведения о 4-5 конкурентах издательства, заполнив таблицу 3.
Таблица 3. Анализ конкурентов издательства
№ п/п | Наименование издательства | Объем продаж, тыс. экз. | Доля рынка, % |
… |
На основании данных таблицы рассчитываются показатели, характеризующие конкурентную структуру рынка. К наиболее применимым показателям такого рода относятся индекс концентрации, коэффициент концентрации, индекс Герфинделя-Гиршмана.
Индекс концентрации является наиболее простым в расчетах, однако самым неточным индексом, характеризущим структуру рынка. Он определяется как величина, обратная количеству организаций на рынке:
I к – индекс контрации,
n – количество организаций на рынке.
Чем меньше индекс концентрации, тем ближе конкурентная структура рынка к свободной (рыночной) конкуренции. Чем ближе к единице индекс – тем ближе конкурентная ситуация на рыке к монополии.
|
|
Коэффициент концентрации является более точным показателем, характеризующим конкурентную структуру рынка. Он рассчитывается как сумма рыночных долей организаций на рынке:
Cr– коэффициент концентрации;
i принимает значения от 1 до r;
r – число крупных организаций на рынке;
qi– объем продаж i-той организации на рынке;
Q – объем продаж на рынке (емкость рынка);
si – рыночная доля i-той организации на рынке.
Коэффициент концентрации рассчитывается обычно с учетом рыночных долей только несколько крупнейших организаций (как правило, используются 4 или 10 крупнейших организаций). Еще более точным является индекс Герфинделя-Гиршмана, который представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех организаций на рынке:
HHI– индекс Герфиндаля-Гиршмана;
i принимает значения от 1 до n;
n – количество организаций на рынке;
qi– объем продаж i-той организации на рынке;
Q – объем продаж на рынке (емкость рынка);
si – рыночная доля i-той организации на рынке.
Индекс Герфиндаля-Гиршмана, как и коэффициент концентрации принимает значение от нуля до единицы. Значение близкое нулю означает свободную конкуренцию, значение близкое к единице – олигополию или монополию.