Причинно-следствеенные связи, аргументация. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека

Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

 

Правильный ответ должен содержать указание на одну из двух точек зрения и её обоснование, например,

в случае выбора первой точки зрения:

 

1) современная техника резко повышает производительность труда;

2) научные приборы расширяют познавательные возможности человека;

3) техника сегодня существенно облегчает коммуникацию людей;

4) техника дает время для саморазвития

 

в случае выбора второй точки зрения:

 

1) современный человек без технических приспособлений беспомощен (к примеру, без средств связи, транспорта, бытовых приборов);

2) многие технические процессы как бы подчиняют себе человека, так как из-за особенностей технологии их нельзя останавливать (например, строительство буровых скважин);

3) переход к конвейерному производству оставлял за работником в основном рутинные исполнительские функции.

 

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

 

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:

1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);

2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

 

Известный психолог, читая сту­ден­там лекцию о спо­соб­но­стях человека, сказал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной деятельности. Объ­яс­ни­те этот тезис психолога. Предположите, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют вопрос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных факторов в раз­ви­тии способностей человека?

 

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) объ­яс­не­ние мысли психолога, например: спо­соб­но­сти обуславливают успеш­ность человека в определённом виде деятельности, т.е. про­явить­ся и раз­вить­ся они могут толь­ко в деятельности. Может быть при­ве­де­но иное объ­яс­не­ние мысли психолога.

2) предположение, например: дан­ный тезис не от­ри­ца­ет роль при­род­ных задатков в раз­ви­тии способностей человека, но ак­цен­ти­ру­ет внимание на со­ци­аль­ных факторах раз­ви­тия способностей. Может быть вы­ска­за­но иное предположение.

3) ответ на вопрос, например: со­вре­мен­ные учёные полагают, что при­род­ные и со­ци­аль­ные факторы вза­и­мо­свя­за­ны — при­род­ные задатки яв­ля­ют­ся основой раз­ви­тия способностей, но опре­де­ля­ю­щи­ми являются всё же со­ци­аль­ные факторы. Ответ на во­прос может быть сфор­му­ли­ро­ван иначе.

 

Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. отрицательный ответ на вопрос о целенаправленном характере действий птиц.

2. обоснование ответа, например:

- целенаправленное действие характеризуется сознательно поставленной и продуманной целью и она присуще только человеку, и связана с возможностью предвидеть результаты, придумывать наиболее целесообразные способы ее достижения, ясно осознавать образ желаемого результата;

действия птиц связаны с инстинктами, то есть изначально запрограммированы;

3. принципиальное отличие действий животных от действий человека при защите своих детей, например:

- животные используют при защите только органы тела, данные природой, в данном случае, это крылья, лапы; а человек может применять орудия труда, усиливающие его физические способности

- оружие, специально созданные социальные институты, органы безопасности, суд и т.д.

 

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

 

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) выводы, например:

− страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;

− уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

2) возможная причина, допустим:

− низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

− значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

 

ПЛАН

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: