Раздел 2. Проекционное черчение (Основы начертательной геометрии)

Тема 2.1 Методы проецирования

При изучении темы необходимо усвоить терминологию процесса проецирования, уяснить разницу между центральным и параллельным проецированием.Для лучшего усвоения материала необходимо решить задачи на построение проекций точки, прямой, плоскости и их взаимного расположения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается метод проецирования?

2. Какова разница между центральным и параллельным проецированием?

3. Какие проекции называются прямоугольными?

4. Какое положение занимает точка в пространстве, если ее фронтальная проекция лежит на оси проекций X?

5. При каком положении прямой, одна из ее проекций - точка?

6. Когда длина проекции отрезка прямой равна длине отрезка?

7. Как изображаются на чертеже параллельные прямые?

8. Как может быть задана на чертеже плоская фигура?

9. Как определить точку пересечения прямой с плоскостью?

10. При каких условиях прямая будет принадлежать плоскости?

Тема 2.2. Плоскость

При изучении темы требуется решить задачи на построение линий пересечения плоскостей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как построить линию пересечения двух плоскостей, одна из которых проецирующая?

2. Какими методами можно пользоваться, чтобы построить линию пересечения плоскостей общего положения?

Тема 2.3Способы преобразования проекций

При изучении темы следует усвоить следующие вопросы: проецирование на дополнительную плоскость проекций; использование метода проецирования на дополнительные плоскости для определения действительных величин отрезков и плоскости; метод вращения при определении действительных величин отрезков и проецирующих плоскостей. Рекомендуется решение задач на определение действительных величин.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается способ замены плоскостей проекций?

2. В чем заключается способ вращения?

3. В какой плоскости перемещается точка, вращаемая вокруг оси?

4. Чем отличается способ вращения от способа перемены плоскостей проекций?

Тема 2.4. Пересечение прямой с плоскостью

При освоении темы следует изучить и использовать метод определения точки пересечения прямой с плоскостью для нахождения линии пересечения двух плоскостей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить точку пересечения прямой с плоскостью?

2. С помощью каких точек определяют видимость прямой относительно плоскости?

Тема 2.5. Аксонометрические проекции

При изучении темы необходимо усвоить: принцип получения аксонометрических проекций; виды аксонометрических проекций; принцип получения аксонометрических проекций плоских фигур.

После изучения теоретических вопросов рекомендуется построить плоские фигуры: правильный треугольник, шестиугольник, неправильный многоугольник.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется аксонометрической проекцией?

2. Какая разница между прямоугольными и косоугольными аксонометрическими проекциями?

3. Чем отличается изометрическая проекция от диметрической?

Тема 2.6. Сечение геометрических тел плоскостями

При изучении темы необходимо усвоить следующие вопросы: пересечение поверхностей тел плоскостями, усеченные геометрические тела, определение натуральной величины фигуры сечения. После этого следует выполнить упражнение: построение трех проекций, аксонометрической проекции усеченного геометрического тела; определение натуральной величины наклонной плоскости.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется сечением?

2. Какая фигура получится в результате пересечения плоскости с многогранником?

3. Какими способами можно определить натуральную величину фигуры сече­ния?

Тема 2.7. Взаимное пересечение поверхностей тел

При изучении темы рекомендуется построение чертежа пересекающихся геометрических тел, поверхность одного из которых является проецирующей. (Например, призма и пирамида, цилиндр и конус или другие сочетания).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность метода секущих плоскостей?

2. Какая линия получится в результате пересечения двух многогранников?

ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯПО ЕЕВЫПОЛНЕНИЮ

 

Задание контрольной работы состоит из 7 листов.

Варианты контрольной работы определяются по последней цифре номера в зачетной книжке. При окончании номера на «0» выполняется вариант №10, при последней цифре «1» – вариант №1, и так далее.

В установленные учебным графиком сроки студент регистрирует выполненную контрольную работу в кабинете 235. Контрольную работу следует сдавать сложенной до формата А4 (210х297), и обязательно в полном комплекте. Работа должна быть скреплена.

После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал. Если контрольная работа не зачтена, то студент выполняет её повторно.

Лист 1

Цель работы: научиться правильно писать чертёжным шрифтом.

Содержание работы

Выполнить титульный лист (рис. 1) согласно ГОСТ 2.304-81на листе формата А4.

Лист 2, 3

Цель работы: изучить правила деления окружности на равные части, методы построения сопряжений, основные правила нанесения размеров на чертежах; приобрести навыки работы с чертёжными инструментами и оформление чертежа (рис. 2; 3).

Содержание работы

Выполнить контур детали применительно к своему варианту (прил.1) на листе формата А4.

Методические указания

Деление окружности на равные части приведено на рис. 2. Задачу эту решают с помощью циркуля и угольников. Другой способ ‑это способ хорд. Длину хорды, которую откладывают на заданной окружности, определяют умножением ее на коэффициент k. Значения этого коэффициента приведены здесь для числа делений на 3 ‑12частей.

Число делений                
k 0.866 0.707 0.588 0.500 0.434 0.383 0.309 0.259

Построение сопряжений сводится к трем моментам:

1. определение центра сопряжения;

2. нахождение точек сопряжения;

3. построение дуги сопряжения заданного радиуса.

Для построения сопряжения должен быть известен один из элементов: радиус или точка сопряжения, два других элемента определяются графически. В практике чаще всего встречается первый случай: задан радиус сопряжения.

Лист 4

Цель работы: изучить проецирование геометрических тел в проекциях.

Содержание работы и методические указания по ее выполнению

Согласно заданию на листе 4 формата А3требуется:

- Начертить горизонтальную, фронтальную и профильную проекции геометрического тела и следы секущей плоскости. Размеры основания тела d, его высота h, угол α наклона секущей плоскости к оси тела и расстояние а от оси тела до пересечения секущей плоскости с осью Х приведены вприл.2;

- Построить проекции линий пересечения поверхности геометрического тела с проецирующей плоскостью, положение в пространстве которой указано в условии задачи;

- Способом совмещения или перемены плоскостей проекций определить дей­ствительную величину фигуры сечения.

Построить развертку поверхности заданного тела. Сплошной толстой основной линией обвести развертку той части поверхности геометрического тела, которая находится под секущей плоскостью, если секущая плоскость фронтально проецирующая, или за ней, если секущая плоскость горизонтально проецирующая;

- Изобразить заданное тело и полученную линию сечения в прямоугольной изометрической или диметрической проекции.

Пример компоновки, выполнения и оформления листа 4 приведен на рис. 4. На листе формата А3 чертёжным шрифтом размера 5 напишите условия задачи. На чертеже нужно сохранить все линии построения, обведя их сплошной тонкой линией. Сплошной толстой основнойлинией нужно обвести контуры той части геометрического тела, которая расположена ниже секущей плоскости или за ней. На всех чертежах и ортогональных проекциях, и на аксонометрическом изображении тела, и на развертке его поверхности нужно обозначить полученные в результате построений точки, как принадлежащие искомой линии сечения, так и вспомогательные.

Лист 5, 6

Цель работы: научиться строить недостающую проекцию модели по двум заданным, проставлять размеры на чертежах.

Содержание работы

Построить третье изображение детали по двум данным на листе формата А3, дать разрезы, построить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции. Пример выполнения работы дан на рис. 5, 6, индивидуальные заданиявприложении 3.

Методические указания

Выполняя задание, провести тонкой линией видимого и невидимого контуров, построить третье изображение, построить разрезы и выполнить штриховку в разрезах.Выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции.

Работа выполняется на двух листах формата АЗ.

 

 

Лист 7

Цель работы:изучить разъёмныесоединения труб для водопровода, центрального отопления и газопровода.

Содержание работы

Построить изображение соединения трубы с соединительной деталью (фитингом). На выполненном чертеже нанести обозначение резьбы. Пример выполнения работы дан на рис.7, индивидуальные заданиявприложении 4.

Методические указания

Выполняя задание, вычертитьосновной сплошной толстой линией видимый контур, соединить часть вида с частью разреза и выполнить штриховку в разрезе, нанести необходимые обозначения.

Работа выполняется на листе формата АЗ.

 


Рис. 1

Рис. 2


 

Рис. 3

 


Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: