Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Тема. Педагогика как наука
Работа с понятием
1. Составить педагогический глоссарий по теме «Педагогика как наука» с указанием авторов, источников, выбранных дефиниций. Для толкования одного понятия может быть предложено несколько дефиниций (следует использовать различную справочную и учебную литературу).
Образец оформления
Глоссарий по теме
«Педагогика как наука»
Понятие | Определение | Автор | Источник |
Педагогика | - | В.П. Подласый | Педагогика: Учеб.ник для…… |
- | В.М. Полонский | Словарь по образованию и педагогике | |
Педагогический процесс | - | ……… | ……… |
И т.д. | - | ……… | ………и т.д. |
Теоретическая часть
Педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Ф Гербарта и К.Д. Ушинского
- Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки:
- цель образования;
- принцип природосообразности воспитания и обучения как основополагающий;
- дидактические принципы (доступности, последовательности, наглядности);
|
|
- характеристика классно-урочной системы обучения;
- система школ и ее дидактическое обоснование.
- И.Ф. Гербарт о воспитании:
- нравственные (этические) идеи воспитания;
- цели воспитания;
- средства управления детьми.
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского:
- идея народности в воспитании;
- педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 13 – 16.
Дополнительная литература:
- История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1953.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 – 156, С. 156 – 180, С. 245 – 313.
Задания:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Изучить указанные главы «Великой дидактики» Я.А. Коменского (ист. 3, 5).
· Записать полное название труда Я.А. Коменского, проанализировать его. Выделите в нем подход к определению дидактики, цель образования, характеристику учащихся, основное содержание книги.
· Раскрыть цель образования человека (гл. IV).
· Охарактеризовать образование: на кого оно направлено, когда оно должно осуществляться, кем и где. Каковы основания этому? (гл. VI - X)
· Определить сущность принципов природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, сознательности обучения (ист. 2).
|
|
· Анализируя основоположения Я.А. Коменского, показать связь действий педагога и природы (гл. XVI – XVIII, XX). Заполнить таблицу:
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ | Сообразность (связь) | Принципы обучения | |
Законы природы | Требования к организации обучения | ||
· Обобщив ранее изученный материал, охарактеризовать классно-урочную систему обучения Я.А. Коменского (ист. 2).
· Дать характеристику основных ступеней образования по Я.А. Коменскому (гл. XXVII, XXVIII-XXXI):
Школы | Периоды | Возраст и успешность учащихся | Место | Особенности организации обучения | ||
Цели обучения | Содержание воспитания | Средства и методы | ||||
3. Рассмотреть определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания (ист. 2, 5):
-нравственные идеи, составляющие основу воспитания,
-цели и средства процессов управления и воспитания.
4. Рассмотреть основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского (ист. 1, 2, 7, а также см. ссылки):
-идея народности в воспитании
(http://politconservatism.ru/upload/iblock/8ff/8ff6ab026ab8ba168f12354589abf7ed.pdf);
-педагогическая антропология как отрасль педагогического знания
(http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html).
(Обратиться к работам К.Д. Ушинского
«О народности в общественном воспитании. Гл. 8 Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?» (с 161),
«О необходимости сделать русские школы русскими» (с. 501)