Педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Ф Гербарта и К.Д. Ушинского

Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Тема. Педагогика как наука

 

 

Работа с понятием

1. Составить педагогический глоссарий по теме «Педагогика как наука» с указанием авторов, источников, выбранных дефиниций. Для толкования одного понятия может быть предложено несколько дефиниций (следует использовать различную справочную и учебную литературу).

Образец оформления

Глоссарий по теме

«Педагогика как наука»

Понятие Определение Автор Источник
Педагогика   - В.П. Подласый Педагогика: Учеб.ник для……
  - В.М. Полонский Словарь по образованию и педагогике
Педагогический процесс - ……… ………
И т.д. - ……… ………и т.д.  

Теоретическая часть

Педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Ф Гербарта и К.Д. Ушинского

  1. Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки:

- цель образования;

- принцип природосообразности воспитания и обучения как основополагающий;

- дидактические принципы (доступности, последовательности, наглядности);

- характеристика классно-урочной системы обучения;

- система школ и ее дидактическое обоснование.

  1. И.Ф. Гербарт о воспитании:

- нравственные (этические) идеи воспитания;

- цели воспитания;

- средства управления детьми.

  1. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского:

- идея народности в воспитании;

- педагогическая антропология как отрасль педагогического знания.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 13 – 16.

Дополнительная литература:

  1. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
  2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.
  3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1953.
  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 – 156, С. 156 – 180, С. 245 – 313.

Задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Изучить указанные главы «Великой дидактики» Я.А. Коменского (ист. 3, 5).

· Записать полное название труда Я.А. Коменского, проанализировать его. Выделите в нем подход к определению дидактики, цель образования, характеристику учащихся, основное содержание книги.

· Раскрыть цель образования человека (гл. IV).

· Охарактеризовать образование: на кого оно направлено, когда оно должно осуществляться, кем и где. Каковы основания этому? (гл. VI - X)

· Определить сущность принципов природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, сознательности обучения (ист. 2).

· Анализируя основоположения Я.А. Коменского, показать связь действий педагога и природы (гл. XVI – XVIII, XX). Заполнить таблицу:

ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ Сообразность (связь) Принципы обучения
Законы природы Требования к организации обучения
       

· Обобщив ранее изученный материал, охарактеризовать классно-урочную систему обучения Я.А. Коменского (ист. 2).

· Дать характеристику основных ступеней образования по Я.А. Коменскому (гл. XXVII, XXVIII-XXXI):

Школы Периоды Возраст и успешность учащихся Место Особенности организации обучения
Цели обучения Содержание воспитания Средства и методы
             

3. Рассмотреть определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания (ист. 2, 5):

-нравственные идеи, составляющие основу воспитания,

-цели и средства процессов управления и воспитания.

4. Рассмотреть основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского (ист. 1, 2, 7, а также см. ссылки):

-идея народности в воспитании

(http://politconservatism.ru/upload/iblock/8ff/8ff6ab026ab8ba168f12354589abf7ed.pdf);

-педагогическая антропология как отрасль педагогического знания

(http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html).

(Обратиться к работам К.Д. Ушинского

«О народности в общественном воспитании. Гл. 8 Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?» (с 161),

«О необходимости сделать русские школы русскими» (с. 501)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: