Глава I. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся

Уфа

РИЦ БашГУ

УДК 378.1

ББК 74.58

А 24

Рецензенты:

канд. пед. наук, директор Сибайского педагогичского колледжа З.Р. Янбекова;

канд. пед. наук, доцент,

Альмухаметова Г.Г.

А 24 Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников: монография / под ред. Ф.А. Сайфуллина. – Сибай: Изд-во СИ БашГУ, 2010. - 110 с.

В монографии раскрываются модель формирования у будущих педагогов-психологов профессиональной готовности к работе с родителями школьников, условия ее эффективного функционирования.

Адресована преподавателям, аспирантам, студентам педагогических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации педагогов.

УДК 378.1

ББК 74.58

ISBN

© Альмухаметова Г.Г., 2012

© БашГУ, 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................4

Глава I. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ–ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………..11

1.1. Состояние проблемы в современной теории и практике высшего профессионального образования…………..11

1.2. Модель формирования профессиональной готовности педагогов–психологов к работе

с родителями школьников ……………………………………….18

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ–ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ ……………………..……...31

2.1. Педагогические условия формирования готовности

будущих педагогов-психологов к работе с родителями

школьников ………………………………………………………..31

2.2. Методика формирования готовности будущих

педагогов–психологов к работе с родителями

школьников..………………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….…….. 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….... 111

ВВЕДЕНИЕ

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников является актуальной проблемой.Ееактуальностьопределяется следующими факторами:

1. Необходимость обеспечения конкурентоспособности российских педагогов-психологов на мировом рынке образовательных услуг. В настоящее время, когда в нашей стране коренным образом меняется социально-экономическое положение, расширяются международные связи, отношения, осуществляется интеграция в образовательном и экономическом пространстве, объективно возникает «задача обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг» [85]. Эта задача требует улучшения подготовки педагогических кадров всех без исключения, в том числе и педагогов-психологов. А без подготовки к работе с родителями школьников педагог-психолог не будет полноценным специалистом.

2. Педагоги-психологи к работе с родителями школьников подготовлены слабо. Это объясняется разными причинами. Одна из них неразработанность данной проблемы, отсутствие целостной теории в этой области. Вторая причина - сложность и трудоемкостьработы с семьей. Она требует длительной, разносторонней организации: посещения семьи, приглашения родителей в школу, чтения лекций, подготовки и проведения собраний родителей, заседаний родительского комитета и т.д. Выполняется в основном в нерабочее время. Третьей причинойявляется то, что работа педагога с родителями не оплачивается.Поэтому некоторыми педагогами, даже руководителями школ она воспринимается как добровольное занятие. В-четвертых, подготовка будущих педагогов-психологов к работе с родителями имеет объективные трудности.У основной массы студентов нет опыта семейной жизни. Поэтому им трудно учить родителей чему-либо. У них нет и возможности постоянно встречаться с родителями учащихся. Они даже во время педпрактики ограничиваются двумя-тремя «мероприятиями». Пятая причинаслабой подготовленности выпускников педагогических вузов к работе с семьей имеет субъективный характер: некоторыми кафедрами, преподавателями неэффективно используются возможности высшего учебного заведения в этом деле.

3. Воспитание учащихся становится эффективным только тогда, когда школа и семья взаимодействуют. Однако такое наблюдается не всегда и не везде. Например, «за последние 5 лет число родителей, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Башкортостан за невыполнение родительских обязанностей и отрицательное влияние на детей, увеличилось в 1,5 раза. А число родителей, в отношении которых были подготовлены и направлены в суд материалы для решения вопроса о лишении родительских прав, увеличилось почти в 2 раза» [210, с. 5]. «В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию» [7, с. 48].

Поэтому много усилий требуется от педагогов для обеспечения взаимодействия семьи и школы. А такое взаимодействие возникает тогда, когда учителя, классные руководители умело координируют, организуют совместную работу школы и семьи по воспитанию учащегося. Психолог в общеобразовательной школе выступает наставником обучения классных руководителей, предметников и других работников работе с семьей. От его уровня подготовленности к этому виду педагогического труда зависит качество взаимодействия семьи и школы.

4. Современная семья, как никогда, нуждается в психолого-педагогической помощи. Она неустойчива. Конфликты разрушают нравственно-психологическую атмосферу в семье, отрицательно влияют на характер детей: вызывают у них двуличие, агрессивность, неуважение к родителям, отвращение к учебе и т.д.

Ярким примером неустойчивости семьи является псевдосупружество. К этой категории можно отнести, например, те семьи, которые находятся на грани распада: семьи, где оба родители самоустранились от воспитания детей; семьи, возникшие на основе фиктивного брака и др. Не всегда можно считать устойчивыми семьи, где имеются отчим или мачеха, усыновленные дети. «Сегодня в Российской Федерации более 130 тысяч детей усыновлены, 190 тысяч находятся под опекой родственников» [164, с. 12].

К неустойчивым относятся и некоторые неполные семьи. Они в основном возникают после развода родителей. «По сводным данным национальных агентств статистики в 2003 году Россия заняла ведущее место по числу разводов (5,5 на 1000 человек), обогнав США (3,8), Великобританию (3,08) и Канаду (2,46)» [248, с. 90-91]. Башкортостан занимает второе место в Российской Федерации по количеству алиментщиков.

«Последствия развода родителей отрицательно сказываются на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что по статистике у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% детей возникают конфликты с друзьями» [55, с. 212].

В современной семье наблюдается агрессивность. «В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насилие в семье, ставшее наиболее распространенной формой агрессии в современной России. …30-40% тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье. Жертвы семейно-бытовых конфликтов составляют наиболее многочисленную группу среди погибших и пострадавших от любых преступлений. Насилие в семье является распространенным явлением во всем мире, а на четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 г.) оно признано «эпидемией» [66, с. 85]. В мире «от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством» [6, с. 78]. «Насилие постоянно совершается в каждой четвертой «отечественной» семье [7, с. 49].

Насилие имеет отрицательные последствия. Во-первых, причиняет ущерб здоровью. Значительная часть инвалидов, психически больных детей стали такими из-за конфликтов в семье. Во-вторых, оно создает в семье непригодную для жизни обстановку. Из-за этого некоторые дети уходят из семьи (по данным Генеральной прокуратуры за 2000 г., 2 млн. российских детей не имеет постоянного места жительства [37, с. 5]), кончают жизнь самоубийством («нестабильная семья ведет к повышению суицида» [8], «наблюдается динамика роста случаев суицида» [149, с. 13]). В-третьих, насилие отрицательно влияет на формирование личности. «Подавляющее большинство (71,2%) преступников… сами в детстве были жертвами чьей-либо агрессии» [66, с. 89]. Неблагополучная, агрессивная семья является главным источником несовершеннолетних преступников, наркоманов, пьяниц и т.д. «Большинство преступников – это в прошлом отвергнутые семьей и обществом, истязаемые дети» [200, с. 69]. «Количество преступлений, совершенных малолетками, входящими в криминальные группировки, увеличивается за год на 30% в среднем» [12]. «Каждый десятый потребитель наркотиков – несовершеннолетний. Подростки употребляют их в семь с половиной раз чаще, чем взрослые. Возраст приобщения к наркотическим средствам снизился до 14,2 лет» [28, с. 4-5]. «В настоящий момент в России зарегистрировано около 150 тысяч детей и подростков, употребляющих наркотики. Однако в реальности, отмечают специалисты, этот показатель выше в 4-5 раз» [88].

Все это говорит о том, что современная семья испытывает глубокий кризис. Он не только ухудшает воспитание, но и разрушает общество. «Острота и масштабы проблем семьи и детства… создают серьезную угрозу будущему страны» [184, с. 18]. «Основа и опора государства – здоровая семья», - пишет Л.И. Писарева [162, с. 86] Поэтому предупреждение насилия, укрепление семьи – ячейки общества - являются делом государственной важности. Решение этой задачи во многом зависит от педагога-психолога.

5. Определенная часть современных воспитанников общеобразовательной школы не имеет правильного представления о семейной жизни. В стране увеличивается число несемейных детей. «Реальностью стали детское бродяжничество, бездомность» [104, с. 44]. «Детская безнадзорность и беспризорность… подростковой среды в стране достигли угрожающих размеров», - отметил В.В. Путин [12]. «Численность беспризорников достигает по различным оценкам от 3 до 5 млн. человек» [164, с. 12]. Сегодня в Российской Федерации более 100 тысяч детей находится в интернатах, детских домах, приютах» [7, с. 48].

Все больше и больше рождаются «внебрачные дети». Если таких детей «в 1992 г. равнялось 20,01 (на 1000 человек), то уже в 2002 г. – 29,45» [248, с. 91]. В настоящее время в России около 400 тысяч детей не имеют одного из родителей.

Эти дети не проходят «семейную школу», они плохо подготовлены к семейной жизни, у них нет правильного представления о семье, нет желания создать семью (у 20% юношей нет планов построения собственной семьи» [8]).

«Детство криминализируется» [104, с. 45]. Распространяются культ насилия, жестокость, «детский алкоголизм и наркомания, отмечается повышенная сексуальная озабоченность подростков» [104, с. 45], детская проституция. Какими отцами, матерями, воспитателями будут они, когда вырастут?

Ухудшение здоровья молодежи мешает созданию семьи, иметь хорошее потомство, нормально содержать семью. «К началу 90-х годов, по данным углубленных медосмотров, частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом – 20-25%, что в 10 раз выше данных официальной статистики» [211, с. 62]. «У абсолютного большинства школьников нарушена осанка, задет позвоночник. А разрушенный позвоночник – это разрушенная детородность» [19, с. 19].

Общеобразовательная школа плохо готовит школьников к семейной жизни. Нет специального предмета, готовящего к родительским обязанностям. Подготовка школьников к семейной жизни, формированию у них нравственного отношения к семье, семейной жизни и укрепление здоровья будущих родителей эффективно могут осуществляться только под руководством педагога-психолога, психологической службы.

6. Научная неразработанность проблемы. Она до сих пор не стала предметом ни диссертационного, ни монографического исследования. Это объясняется тем, что в нашей стране психологическая служба создана сравнительно недавно. Она внедрена в систему образования лишь в 1989 году инструктивным письмом № 16 от 27 апреля 1989 г. Государственного комитета СССР по народному образованию «О введении должности психолога в учреждения народного образования» [67].

Все эти перечисленные обстоятельства свидетельствуют о наличии противоречий между:

- необходимостью повышения роли семьи, родителей в воспитании подрастающего поколения и недостаточная подготовленность общеобразовательных школ к решению этой задачи;

- необходимостью качественной подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы;

- необходимостью улучшения качества подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями и неэффективностью существующей в вузах системы подготовки специалистов к данному виду педагогического труда.

Задача разрешения этих противоречий определила проблему нашего исследования– каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников?

В настоящее время имеются теоретические и практические предпосылки для решения данной проблемы.

В трудах О.А. Абдуллиной, С.И Архангельского, Р.М. Асадуллина, В.А. Беликова, В.П. Беспалько, А.А. Бодалева, Н.Ф. Талызиной раскрываются общие закономерности и особенности развития высшей школы. Теоретические основы педагогической деятельности освещаются в работах Г.Г. Гранатова, Н.В. Кузьминой, Ю.П. Сокольникова, концепция формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования разработана О.А. Абдуллиной, В.А Кан-Каликом, В.А. Сластениным, Л.Ф. Спириным, А.В. Усовой, А.И. Щербаковым и др.

Общетеоретические вопросы и методика работы педагога-психолога рассматриваются в исследованиях И.В. Дубровиной [173], И.В. Макаровой, Ю.Г. Крыловой [114], Р.В. Овчаровой [146], Е.И. Рогова [179]. Различные аспекты формирования профессиональной готовности педагогов-психологов в системе высшего педагогического образования раскрываются в диссертациях Н.Г. Баженовой [18], Т.В. Ворончихиной [36], Л.Л. Лесных [105], Е.В. Мельник [122], Н.Л. Оганесовой [147], И.И., С.С. Седовой [193], Г.М. Сибаевой [198], Е.В. Юрченко [261] и т.д.

Имеются исследования о влиянии семьи на психическое развитие детей, о педагогической работе с родителями. В своей диссертации Е.И. Наседкина рассматривает дифференцированный подход к работе по повышению педагогической культуры родителей [134], В.Н. Белоногова изучает вопросы гуманизации взаимодействия школы и семьи [22], Е.Г. Чигинцева - особенности развития готовности родителей к доверительному общению с детьми [247]. Диссертация Т.И. Петровой посвящена проблеме «педагогические условия организации воспитательной работы учителя начальных классов со школьниками из неполных семей» [161] и т.д.

В психолого-педагогической литературе имеется ряд научных трудов, посвященных проблеме подготовки студентов педагогических специальностей к работе с родителями школьников. В своих диссертационных исследованиях Л.Д. Павлова рассматривает процесс формирования у студентов педагогических умений работать с родителями учащихся [156], Ф.А. Сайфуллин изучает проблему формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе с родителями сельских школьников [189], Т.Н. Ушенина выявляет условия эффективной подготовки будущих учителей к работе с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в семье [230], Т.Г. Неретина раскрывает особенности формирования «образа я родителя» у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки [137] и т.д.

Имеются некоторые труды о подготовке будущих педагогов-психологов к работе с семьей и нецелостный, разрозненный опыт формирования у них готовности к работе с родителями в вузах. В этом плане можно выделить работы: М.Т. Рахимовой [175], Э.И. Сахаповой [191].

В последние годы укрепляется позитивное общественное мнение о повышении роли семьи в формировании личности, о необходимости улучшения семейного воспитания, совершенствования взаимодействия семьи и школы. «На протяжении последнего десятилетия в стране продолжался процесс развития и оформления государственной семейной политики: разработка ее методологических основ, создание нормативной правовой базы, соответствующей современным условиям; четкое согласование федеральных, региональных и муниципальных программ, комплексных планов и иных компонентов государственной практики с учетом общей динамики и особенностей развития федерализма в России; постоянное усовершенствование наиболее перспективных механизмов реализации семейной политики на основе взаимодействия государства, общества, бизнеса, религиозных конфессий, общественных организаций, благотворительных фондов, волонтерских объединений» [184, с. 19]. В Российской Федерации на государственном уровне, например, приняты такие важные решения, как объявление 2008 года Годом семьи, выделение в бюджете страны 2008 года на укрепление семей 144 млрд. рублей, повышение пособия в период отпуска по беременности и родам до 23, 4 тысячи рублей в месяц и т.д.

Однако следует отметить, что финансовые поддержки, деньги сами по себе (родительский капитал, гранты учителям, увеличение пособия на детей и т.п.) не приведут к коренному улучшению воспитательной работы. Решающее значение имеет подготовленность родителей и педагогов к выполнению педагогических функций. Вот почему формирование у будущих педагогов-психологов профессиональной готовности к работе с родителями сегодня имеет важное государственное значение.

Глава I. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: