double arrow

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух пунктов каждая, заключения, списка использованных источников и литературы

1

Введение

Актуальность. В 20 в. международное сообщество пришло к выводу о том, что проблема постоянно возрастающей миграции принимает глобальные масштабы. В СССР проблема миграции, а в частности, проблема беженцев, достигла своего пика в конце 80-х гг., как раз накануне распада СССР, что в свою очередь, стало последствием накаливания межнациональных отношений в республиках. На территорию РФ начали прибывать беженцы из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации. Далее, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за накалившейся обстановки внутри государства, а также дискриминации ряда этих государств в отношении к русскому и русскоязычному населению. Именно поэтому изучение данной темы и в настоящее время необходимо. Проблема миграции остро стоит сейчас во всем мире.

Степень научной разработанности темы. Выбор темы исследования продиктован также и степенью ее разработанности.

Несмотря на то, что данной теме посвящено большое количество работ, написанных в последнее время и посвященных проблемам вынужденной миграции, тема правового положения беженцев и вынужденных переселенцев практически не исследована.

При этом в последнее время ситуация, связанная с данной проблемой привела к тому, что практика решения проблем миграции обогатилась новыми работами ученых, воедино собравших их опыт. Это позволяет развить данную тему и разнообразить подходы к изучению этой проблемы. Так, межнациональный конфликт стал предметом исследования в отечественной литературе. Исследованием этой проблемы занимались: Гаджиев К.С., Бордюгов Г.А., Заречкин Е.Ю., Мацнев A.А., Арутюнян Ю.В., Сикевич З.В., Силласте Г.Г., Здравомыслов А.Г., Кудрявцев В.Н. Также был проведен анализ материала, полученного абсолютно недавно, придающего новизну практике решения таких проблем. Червякова В.В., Шапиро В.Д., Шереги Ф.Э., Выборновой В.В., Лукова В.А., Силласте Г.Г., Сулимовой Т.С., Айрапетова B.С., Рязанова В.Г., Селиверстовой Н.А., Хохлова А.А., - именно эти люди и занимались данным исследованием.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в процессе и по поводу приобретения, реализации и потери статуса беженец в РФ.

Предмет исследования – понятие, история появления понятия беженец, статус данного лица, его права и обязанности.

Целью исследования является изучение истории становления, правовой природы понятия беженец.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать историю возникновения понятия «беженец» с целью выяснения основных характеристик;

- изучить различные подходы к понятию беженец в РФ;

- рассмотреть и проанализировать основополагающие принципы регулирования процессов беженства мировым сообществом на основе Конвенции 1951 года и других НПА, определяющих развитие Российского права о беженцах.;

- исследовать механизм законодательного регулирования статуса беженцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах;

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1"О беженцах»; Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»; Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 679 «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами».

Методологическая основа. Данное исследование осуществлялось нам и на основе научного познания, состоящего из трех уровней — философском, общенаучном и частном. Философская составляющая определяет общие принципы познания. В своем исследовании мы применяем данный метод для рассмотрения изучаемых процессов, где целое состоит из частей, и данные части находятся в постоянном единстве и противоречии. К общенаучным методам, использованными нами в данном исследовании являются: анализ, синтез, индукция и дедукция; сравнение и аналогия, системный анализ; сравнительный метод и другие, методы социологии (ценностный и функциональный методы познания социальных явлений). Поскольку ни один метод не может быть абсолютно объективным и идеальным, необходимо комплексно подойти к изучению данного вопроса, сочетая все методы, что позволяет достичь наиболее четких и обоснованных результатов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух пунктов каждая, заключения, списка использованных источников и литературы

Глава 1. Понятие беженца в Российской Федерации и история возникновения статуса беженец. 1.1. Понятие и особенности правового статуса беженцев в РФ.
До недавнего времени остро стояла проблема беженцев, как для Российской Федерации, так и для ряда зарубежных стран. Данное явление является основой для разжигания межнациональных, расовых конфликтов. В этой связи необходимо подробное изучение данного понятия. Советская доктрина не имела положений о беженцах и, более того, даже не содержала таких терминов. Также и в зарубежных странах, в основных законах государств понятие «беженец» не было закреплено. Для того имелся ряд определенных причин: «беженцами могли быть лишь иностранцы»[1]. Кроме указанных лиц никто не мог попасть в тот период в данную категорию лиц. Основной закон Российской Федерации, действующий ныне, разрабатывался в тот период, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего СССР. При этом в Конституцию не были включены нормы, которые бы регулировали положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался[2]. Юридической основой дефиниции «беженец» и вопроса о статусе данной категории людей является Основной Закон РФ – Конституция РФ, федеральные законы: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"[3].Данный закон основан на международных договорах и, в первую очередь, на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г[4]. Для того, чтобы разрешать вопрос о статусе беженцев, в первую очередь, необходимо выяснить, что входит в понятие «беженец» и какая категория лиц подпадает под это определение. В ст. 1 ФЗ «О беженцах» записано: «это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений[5]». Что касается международных правовых актов, то понятие «беженец» закреплено в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года "О статусе беженцев" и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Конвенция ООН 1951 года ограничена по географии – она распространяет свое действие в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Защитой Конвенции могли воспользоваться только те лица, которые стали беженцами в результате событий до 1 января 1951 г. Но беженцы – явление, которое является результатом не столько самой войны, сколько последствий её. Именно поэтому возникла острая нужда в создании дополнительного документа, который должен был устранить указанное ограничение. Таким документом стал Протокол 1967 года. Под действие Протокола попадали уже и "новые беженцы", т.е. лица, которые, подпадая под определение, содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г[6]. Что касается Протокола 1967 года, то он помог устранить вышеназванные ограничения. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация – участник обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории Российской Федерации, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров[7]. 19 февраля 1993 г. была принята первая редакция Закона Российской Федерации «О беженцах» N 4528-1, который вступил в силу 20 марта 1993 г. Этот нормативный правовой акт закреплял основные положения Конвенции ООН 1951 г. и Протокола 1967 г., касающихся статуса беженцев, к которым Россия присоединилась 13 ноября 1992 г. без каких-либо оговорок и ограничений. Отличительная черта первой редакции Закона «О беженцах» – более обширный, декларативный и расширительный характер, что говорит о том, что есть возможность более широко трактовать права беженцев, которые не отображали реальные возможности Российской Федерации в данной сфере. Но на практике в 1994 – 1996 гг. рассмотрение ходатайств, поданных лицами из государств СНГ и Балтии проводилось территориальными органами ФМС без строгой юридической процедуры. Процедура признания лица беженцем фактически в порядке регистрации. Главный критерий – подтверждение происхождения заявителей из региона межнационального или иного рода конфликта и отсутствие у такого лица гражданства Российской Федерации. Большинство из тех лиц, которые имели на руках паспорта образца 1974 г., рассматривались как граждане бывшего СССР, хотя по факту уже являлись гражданами новых суверенных государств[8]. Мы проанализировали термины «беженец», которые упоминались в первой и последней редакциях Закона «О беженцах» и в Конвенции ООН 1951 г. и Протоколе 1967 г., и увидели, что в них можно найти существенные различия. К примеру, хотя соответствие положения беженца и определению Конвенции является достаточным условием для предоставления лицу убежища, существуют и иные условия, на усмотрения государств, по которым предоставляется убежище. Также определение, содержащееся в Конвенции, отличается от Закона «О беженцах» следующим. В Законе РФ указано, что лицо «должно покинуть место своего постоянного жительства или просто иметь намерение это сделать. Конвенция, напротив, исходит из того, что лицо, уже находящееся вне государства гражданства, не может или не желает пользоваться его защитой»[9]. Таким образом, применяются совершенно разнородные критерии: отношение лица, в первом случае, к проживанию на своем постоянном месте жительства, во втором – к защите государства за его пределами. 1.2. История возникновения статуса беженец.

Конвенция ООН 1951 года о статусе беженцев, дополненная протоколом 1967 года, дает наиболее общее и универсально применимое определение термина "беженец".

В международном праве понятие «беженцы» появилось после первой мировой войны для обозначения лиц, которые покинули во время войны находящиеся под угрозой города или занятые неприятелем территории или были высланы по распоряжению властей.

Понятие «беженец» несколько раз претерпевало фундаментальные изменения.

Изначально применялся групповой подход, согласно которому, беженцем считалось лицо, которое находится за пределами страны своего происхождения и не пользуется защитой этого государства.

В 1926 году беженцами признавались все лица соответствующего национального или этнического происхождения, которые не пользовались защитой своего правительства и не получили другого гражданства.

Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, дополненной протоколом 1967 года является документом, в котором содержится наиболее широкое и приспособленное понятие «беженец». В соответствии с ним "беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в неё вследствие таких опасений"[10].

Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года являются универсальными, их ратифицировали 145 государств, в том числе, и Российская Федерация и инкорпорировали в свое национальное право.

В международном праве существуют и региональные конвенции о беженцах, которые существенно расширяют это понятие: Конвенция 1969 года о беженцах в Африке, Картахенская декларация 1984 года о беженцах в Латинской Америке, также ряд конвенций Совета Европы.

Понятие «беженец» появилось в истории с незапамятных времен. Впервые беженцы упоминались в 695 году до нашей эры. Тогда десятки тысяч евреев поспешно оставили свои дома, отправившись в Египет, где их, правда, тоже не ждали.

В 18 – 19 веках в результате жесточайших набегов викингов на Британию колоссальное количество островитян сбежали во Францию, основали там временные поселения, впоследствии остались там навсегда, смешавшись с местным населением [11].

Также большое количество беженцев появилось после Первого крестового похода, который был с 1096 по 1099 гг., когда с захваченных рыцарями мест сбежали сотни тысяч арабов и турок [12].

Не были исключением случаи, когда беженцы становились средством в исполнении своих корыстных целей. Так в 1715 году король Пруссии Фридрих II сделал Въезд и проживание в своей страны свободным. Впоследствии в Турцию перебралось огромное количество представителей религиозных сект, которым за право жить в Оттоманской империи приходилось платить личным участием в ее войнах.

В 1922 году, после Первой завершения мировой войны, Лига Наций приняла первое соглашение, дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг., определяющих статус русских и армянских беженцев. Согласно этим НПА, беженцы впервые получали проездные документы особого образца - нансеновский паспорт.

Данные соглашения в последующем были распространены на всех беженцев из Турции и нацистской Германии. Кульминация всего этого - одобрение 28 июля 1951 года специальной конференцией ООН «Конвенции о статусе беженцев», являющая собой ключевой юридический документ, дающий определение понятию «беженцы» и содержанию их правового статуса.

Проблема беженцев в 20 веке также не теряла актуальности, а только набирала особую остроту: после того, как к власти в Германии пришли фашисты; кровопролитных войн США в Корее и Индокитае, войн Израиля против арабских стран и Палестины, установления диктатуры и расистских режимов на юге Африки, в Латинской Америке и др.

Впоследствии после Второй мировой войны, в рамках Организации Объединенных Наций, начало осуществляться сотрудничество государств в целях создания международно-правовой системы для юридической защиты беженцев. Международное сообщество создало специальную Администрацию для помощи и восстановления Объединенных Наций и Международную организацию по делам беженцев.

1 января 1951 года было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев как механизм международной защиты для решения проблемы беженцев [13].

В октябре 1992 года УВКБ и Россией было подписано Соглашение, согласно которому начинало свою работу представительство в Москве. Сейчас данные представительства работают и в ряде регионов РФ. С мая 1995 года Российская Федерация – член Исполнительного комитета УВКБ.

4 декабря 2000 года 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла постановление о том, что, начиная с 2001 года, 20 июня ежегодно во всем мире будет отмечаться Всемирный день беженцев.

Таким образом, мы ознакомились с понятием «беженец», с историей возникновения данного термина. Изучив данную информацию, мы приходим к выводу, что, несмотря на то, что сами по себе беженцы существовали на протяжении всей жизни человечества и являлись неотъемлемой частью социума, правовое регулирование и содержание их статуса оформились относительно недавно. Исходя из этого, можно сказать, что развитие отношений, связанных со статусом беженца, началось лишь в 19 – 20 веках. Поэтому законодательство, существующее в настоящее время, идет прямиком из тех времен и имеет ряд пробелов, которые необходимо заполнить. Именно такая задача стоит перед современным научным сообществом.

Глава 2. Правовые основания статуса беженца в РФ.

2.1. Порядок признания и утраты статуса беженца.

В настоящее время в Российской Федерации статус беженцев регулирует Федеральный Закон «О беженцах». Статья 3 данного ФЗ закрепляет юридический порядок признания лица беженцем. Этот порядок включает в себя несколько стадий, каждая из которых подробно регламентирована в статьях закона. Так, обращение лица с ходатайством о признании его беженцем, предварительное рассмотрение ходатайства органами власти, а также принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу регулируются в статье 4 Федерального Закона «О беженцах»; основания для отказа в рассмотрении ходатайства лица о признании его беженцем по существу - в статье 5 названного закона; статья 6 закрепляет основные права и обязанности лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу; непосредственно сама процедура рассмотрения ходатайства по существу и выдачи свидетельства о признании беженцем лицу определена статьей 7 закона [14]. Также многие процедуры определены данным законом.

Предварительно перед процедурой по признанию лица беженцем осуществляется обязательное анкетирование данного лица и опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования с лицом, претендующим на получение статуса беженца. При этом органы миграционной службы при необходимости могут потребовать обоснование того, что данным лицам что-либо угрожает [15].

После проведения органами миграционной службы предварительного обязательного всестороннего исследования причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, органам миграционной службы необходимо убедиться в их подлинности и сопоставить их с перечнем причин, указанным в законе, принимает решение о рассмотрении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче свидетельства, который подтверждает данный статус.

Лица, чьи заявления подлежат изучению, на период этого времени, имеют право на помещение в места временного содержания, которые являются федеральными государственными учреждениями ФМС России [16]. Деятельность данных учреждений регламентирована в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 679 "Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами".

Беженцы, являющиеся членами одной семьи, признаются таковыми в отношении каждого члена семьи, достигшего совершеннолетия. Членами семьи, как правило, являются супруги и их дети. Бабушки и дедушки также могут считаться членами семьи, а сестры и братья нет, кроме случаев, когда они являются несовершеннолетними (или взрослыми, но нетрудоспособными) иждивенцами своих братьев или сестер [17].

Лицо, которое хочет получить статус беженца, должно подать заявление, как сам лично, так и через своего представителя в письменном виде в:

1. Дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящееся за пределами государства своей гражданской принадлежности;

2. В пост иммиграционного контроля федерального ОИВ по миграционной службе. Если такой орган отсутствует, то следует обратиться в орган пограничного контроля федерального ОИВ по пограничной службе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации);

3. В орган пограничного контроля федерального ОИВ по пограничной службе или в территориальный ОМС. Это применимо к ситуации, когда незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации явилось вынужденным;

4. В территориальный ОМС по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации [18].

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по существу [19].

В случае отказа в рассмотрении ходатайства по существу в связи с обнаружением обстоятельств, предусмотренных в законе, дипломатическое представительство или консульское учреждение, находящееся по месту подачи ходатайства либо пост иммиграционного контроля или территориальный орган федерального ОИВ по миграционной службе в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет лицу, подавшему ходатайство, уведомление, в котором указывается причина отказа и регламентируется порядок обжалования принятого решения в административном или судебном порядке.

Лицо, которое ходатайствовало о получении статуса беженца и получило уведомление об отказе, должен покинуть территорию Российской Федерации в течение трех рабочих дней.

Статья 7 ФЗ «О беженцах» определяет процедуру рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем по существу. Данная процедура включает в себя:

· сроки, в течение которых происходит рассмотрения ходатайства;

· орган, полномочный принимать решение о принятии либо в отказе принятии лица в статус беженца;

· выдача соответствующего документа о признании лица беженцем либо решение об отказе.

Итогов рассмотрения ходатайства по существу может быть два - решение о признании либо об отказе в признании лица беженцем. Решение о признании его беженцем должно быть направлено лицу, подавшему ходатайство, в течение трех рабочих дней со дня принятия. Решение вручается территориальным ОМС ходатайствующему лицу, пребывающему на территории Российской Федерации, либо отсылается дипломатической почтой ФМС России за рубеж по месту нахождения лица.

Что касается отказа ОМС в признании лица беженцем, то, в этом случае, ФМС России в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляет это решение в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи лицом ходатайства и в течение трех рабочих дней со дня получения решения о статусе беженца вручается данному лицу уведомление об отказе с указанием причин и разъяснением порядка его обжалования.

В случае признания лица беженцем, ему выдается удостоверение беженца установленного законом образца.

Другие документы лица, которое получило удостоверение беженца, остаются на хранение либо в ФМС России, либо в территориальном ОМС.

Также статус беженца может быть утрачен. Его утрата происходит по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О беженцах»:

1. Лицо утрачивает статус беженца после получения разрешения проживать на постоянной основе на территории Российской Федерации либо в случае приобретения гражданства Российской Федерации;

2. Если лицо добровольно решило воспользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности;

3. Если лицо лишилось гражданства, потом снова его добровольно приобрело;

4. Если лицо пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5. Если лицо добровольно решило обосноваться в государстве, которое оно покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принад­леж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений;

6. Если лицо не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть вследствие вышеперечисленных обстоятельств, в связи с тем, что данных обстоятельств нет;

7. Если лицо не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, перечисленные в пункте 5, в данном государстве более не существуют[20].

Удостоверение, подтверждающее статус беженца прекращает свое действие и подлежит сдаче в соответствующий орган ФМС в случае совершения процедуры лишения статуса беженца.

Лицо имеет право на обжалование решения о лишении или утрате статуса беженца в судебном порядке или в вышестоящем органе в течение месяца со дня получения лицом уведомления о лишении или утрате статуса беженца.

Мы рассмотрели порядок признания, утраты статуса беженца лицом. Данный порядок позволяет без особых трудностей получить статус беженца на территории Российской Федерации.

1

Сейчас читают про: