И.В.Сергеев
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей высших учебных заведений
Москва "Финансы и статистика"
ВВЕДЕНИЕ
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень
сложным и трудным. Этот этап сопровождается падением производства, инфляцией,
снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в
обществе. Таких существенных негативных последствий никто не предполагал;
прогнозировалось экономическое ухудшение в стране, но не в таких масштабах.
Почему же произошла такая ситуация?
Можно назвать множество объективных и субъективных причин, но ни одна из них до
конца не раскроет суть происходящего, настолько это многоплановое и неординарное
явление для нашей страны. Ясно и то, что на этом этапе отсутствовала хорошая и
научно обоснованная программа экономического и социального развития страны.
Управленческий персонал не был должным образом подготовлен к выполнению своих
функций в условиях рыночных отношений. Это относится не только к верхним
эшелонам власти, но и в целом к директорскому корпусу.
Все это, вместе взятое, сыграло негативную роль при осуществлении экономической
реформы в России. Отсюда можно сделать вывод, что подготовка экономистов новой
формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и.умеющих эффективно
использовать полученные знания на практике как на макро-, так и микроуровне,
имеет исключительно важное значение для России.
Известно, что экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и
микроэкономику.
Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здоровье» страны в целом. В
макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном, совокупном виде:
национальный доход, валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное
предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д.
Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. Она
изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хозяйства.
Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто условное, так как довольно
часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними существует
довольно тесная связь. Во-первых, макроэкономика является теоретическим
фундаментом для познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зависит
в первую очередь от эффективности работы отдельных предприятий, фирм, т.е.
коммерческих организаций.
Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для
производственных целей и нужд населения. Поэтому от того, как они используют
свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и
конкурентоспособности, как внедряют результаты НТП, зависят экономическое
могущество страны и уровень жизни ее граждан.
Главной задачей данного курса является ознакомление студентов с основами
рыночной экономики предприятия, с методами рационального использования ресурсов
и управления предприятием с целью получения максимальной прибыли.
Предметом изучения курса «Экономика предприятия» являются сущность самого
предприятия как коммерческой организации, ресурсы предприятия (основные
производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути
улучшения их использования.
Известно, что эффективность работы предприятия зависит от того, насколько
глубоко и правильно используются прогрессивные общественные формы организации
производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и
комбинирование производства. Все эти вопросы нашли отражение в отдельных главах
учебного пособия. При этом все прогрессивные общественные формы организации
производства излагаются во взаимосвязи и в тесной увязке. Учитывая важность
сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для любого предприятия, раскрываются
их роль в экономике, обеспеченность ими и пути их более рационального
использования.
Данный курс изучает и такие проблемы, как проблема ускорения НТП и улучшения
качества продукции, проблема снижения издержек производства и реализации
продукции и получения максимальной прибыли на предприятии.
Учебное пособие «Экономика предприятия» написано автором на основе опыта
преподавания и обобщения многочисленных литературных источников.
Главы 12, 14, 16 написаны совместно с канд. экон. наук И. И. Веретенниковой.
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. СУЩНОСТЬ. РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИИ ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА
НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИИ
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического
продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать
произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и
услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального
богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность
всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной,
кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое
состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в
виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное,
региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к
процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные,
вторичные явления.
Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если
они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию,
выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных
потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма,
концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством
страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества;
самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и
распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные
дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в
суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные
счета в банке.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике
государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового
национального продукта;
• возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это
связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за
счет налогов и сборов с предприятий; обеспечения обороноспособности государства;
простого и расширенного воспроизводства; развития национальной науки и ускорения
НТП; повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны; развития
медицины, образования и культуры; решения проблемы занятости; решения многих
других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том
случае, если они эффективно функционируют.
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает,
что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного
рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая
конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие
развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с
производителем и другие необходимые атрибуты.
Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический
опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не
создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде
всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.
В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске
продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана,
который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана.
Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные
поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия
заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их
получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по
каким ценам.
Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы они
являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться, где взять
ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в лице Госплана и
Госснаба.
Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме: При этой схеме
основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска
продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в условиях
плановой экономики в основном зависел от возможностей государства обеспечить
предприятие необходимыми ресурсами.
Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись,
предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой
первых руководителей предприятия при плановой экономике было любой ценой выбить
(получить) ресурсы у государства.
В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованы в выпуске
высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и
предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.
У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все
планировалось Госпланом и Госснабом.
Предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию
продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации
производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и
нормативной прибыли. Кроме того, над предприятием никогда не висел «дамоклов
меч» стать банкротом.
Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованы в
повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв для
выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий.
Выполнение плана при административно-командной системе являлось самым важным
критерием при оценке работы предприятия. По этому критерию оценивалась и
деятельность руководителя предприятия. Система премирования работников
предприятия также была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике
всегда имел место дефицит, особенно товаров народного потребления, а также
преимущество производителя над потребителем. В этих условиях предприятия,
естественно, не стремились улучшать качество продукции и насыщать рынок товарами
и услугами.
С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне
изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме: В этой
схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию.
Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость
рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы,
характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были
готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:
• многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а
некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись
и ждали возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в
воде;
• распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;
• неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;
• переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не
создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения
предприятия оборотными средствами;
• многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;
• насыщение российского рынка импортными товарами;
• государство на переходном этапе не создало необходимые условия для
функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для
конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает
система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.
Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового
положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране.
Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулся.
Этот затяжной переходный период обусловлен также политической и социальной
напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого
возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные
отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение
вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, многие из них против
перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно существенные
политические силы, которые против рынка и за возвращение к социализму.
Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями,
но и некоторыми положительными моментами.
К положительным моментам следует прежде всего отнести:
• все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию,
которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяйственной
деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой
российской экономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные
перспективы социально-экономического развития страны;
• многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализации
продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное
решение для обеспечения финансового благополучия;
• рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая
конкуренция;
• увеличение числа специалистов самого различного направления, которые способны
эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные
условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это
осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого
предприятия.
1.2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью
предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На наш взгляд, это
утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого
предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой
устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая
включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а
добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе
будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален' выделяет следующие «краеугольные камни»
управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
• определенный результат при наименьших затратах — принцип минимизации;
• при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное
всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром
производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую, деятельность предприятия, при
которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или
собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов
над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой
рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной
прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
' См.: Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. — М.:
Финансы и статистика, 1996.
Для достижения поставленной цели предприятия должны: 1) выпускать
высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в
соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; 2)
рационально использовать производственные ресурсы с учетом их
взаимозаменяемости; 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и
корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 4)
систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию
труда и управление; 5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и
большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании
благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе; 6)
обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий
имидж предприятия; 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие
функции.
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на
реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели
функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все
зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на
определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание
рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на
второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой
возместить недополученную прибыль.
В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят
совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом
месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на
этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы
работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый
период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально
работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике,
обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм
организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и
комбинирование производства.
1.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ
РЫНКА
В литературе2 слово «фактор» (лат. factor — делающий, производящий) трактуется
как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.
В данном тексте под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на
эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.
Не следует путать с часто встречающимся в учебной литературе таким понятием, как
«факторы производства». К ним, как известно, относятся средства труда.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые
разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две
группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые
благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на
внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого
предприятия, т.е. само предприятие их порождает.
Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального
стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что
способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На
предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их
улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих,
что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема
ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во
втором — негативную.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета,
анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в
следующие группы: 1) связанные с личностью руководителя и способностью его
команды управлять предприятием в условиях рынка; 2 См.: Словарь иностранных
слов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Советская энциклопедия, 1964.
2) связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия; 3)
связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением
предприятием; 4) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования; 5)
связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в
коллективе; 6) связанные со спецификой производства и отрасли; 7) связанные с
качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой
политикой; 8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов,
но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на
эффективность
производства.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и
субъективные. Объективные — это такие факторы, возникновение которых не зависит
от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном
предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят
от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит
и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы: 1)
связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это
проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен; 2)
связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более
глобальном масштабе; 3) связанные с инфляционными процессами; 4) связанные с
деятельностью государства.
В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит
эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание
цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой
основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной
безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных
гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения
хозяйственного законодательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в
следующей главе.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под предприятием?
2. Какую роль играют предприятия в экономике страны?
3. Почему при плановой экономике предприятия не могли работать эффективно?
4. Почему рынок создает более благоприятные условия для работы предприятия?
5. Каковы характерные черты переходного периода для российских предприятий?
6. Каковы цели и задачи предприятий, работающих в условиях плановой экономики и
рынка?
7. Какие факторы влияют на эффективность работы предприятий в условиях рынка?
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени
зависят от государственной политики. Своими действиями государство может
существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна
автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах
всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое
распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану
окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие
проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и
государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и
многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться
государство.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в
стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для
развития предпринимательства и экономики.
Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если
государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом
производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по
времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой
и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические
процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на
него возлагаются.
На государство возлагаются следующие основные функции: 1. Создание правовой
основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не
могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы,
определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность,
обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство
обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами
предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности.
Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества
в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не
выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной
обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других
негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и
экономику в целом.
3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие
экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне
основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень
инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации
экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении
рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной,
финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если
государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым
существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую
деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.
Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще
может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные
последствия:
• снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту
платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;
• отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало
валютной спекуляции;
• девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные
товары и усиливает тем самым
общий рост цен;
• обесценение сбережений граждан;
• снижение инвестиционной активности и др. Даже из одного этого перечня можно
сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации экономики
страны.
4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано
проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении
гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и
инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также
в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др.
Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный
уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в
обществе.
5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из
основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех
сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и
передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство.
Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При
конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприятие — их
слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо
хозяина превращается в слугу.
Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на
современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в
нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является
монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация
экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в
решении этой триединой задачи должно сыграть государство.
6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного
законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения,
банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство
использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
2.2. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на
то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и
негативными.
Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных
явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно
повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти
тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе
негативного их влияния на экономику.
Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений,
причин их возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.
Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной
безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в
экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная
несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной
продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т.п.); ухудшение окружающей
среды и др.
Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и
тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом случае
роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих
предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с
наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных
явлений для развития предпринимательства и экономики страны.
Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и
тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае
заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их
поддержанию.
Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного
вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании
которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.
Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Определенный ее уровень — 4—6% численности рабочей силы — считается нормальным,
или оправданным, и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается
фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском
более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те
или иные профессии.
Поэтому государство должно вмешиваться в регулирование безработицы только в том
случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т.е. когда
начинается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом
производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень,
скорректированный на уровень естественной безработицы.
Инфляция. Как известно, инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и
услуги, и как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна
для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными
величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня
она не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может
принести много бед для экономики д общества в целом, ибо по силе своего влияния
вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать
этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры,
принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Исходя из этого критерия
различают умеренную, голопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция,
когда цены растут менее 10% в год, голопирующая инфляция характеризуется ростом
цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще
быстрее. Противоинфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и
причин, ее породивших.
Исходя из этого различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция,
вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения.
Каждая из них имеет свои особенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже
свои.
Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит — это превышение расходов государства над его
доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к
его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В
качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте
или в валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключается в том,
чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины этого критерия.
2.3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует
как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы
воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания
и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также
путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с
развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования
экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях
стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно
придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую
деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не
допускать кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность
в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные,
хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые
использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но
основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов,
ценообразование, государственная предпринимательская деятельность,
кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться
государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны
при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные
методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:
• естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и
т.д.);
• охрана окружающей среды и использование ресурсов;
• сертификация, стандартизация, метрология;
• социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание
минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум
заработной платы, пособие по безработице и др.);
• внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта,
государственный контроль над импортом и т.д.).
Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для
стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную,
научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную
и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как
экономические, так и административные методы.
Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается
регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и
оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую
деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане
заключается в следующем.
Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство
увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог,
мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ,
тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство
может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с
населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на
потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для
инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.
Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на
предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что
даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не
только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система
должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий,
которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для
стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые
значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое
перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика
государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании
выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.
Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению
дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.
Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями
государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать
в своих действиях.
В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и
саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только
обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их
называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим
стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений,
выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть
прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от
дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки,
которые утверждаются правительством заранее.
Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на
сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство
не может выполнять свои функции без проведения соответствующей
финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического
кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение
отдается финансово-кредитной политике.
Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление
государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от
бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью
которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой
политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и
процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный
спрос.
Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк
России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической
ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов
коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов.
Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи
кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи
скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их
держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический
рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги,
тем самым уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая практика, бюджетная и кредитноденежная политика должна
проводиться государством совместно и сбалансирование, ибо только в этом случае
оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику
страны.
Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является
важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное
индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире
за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в
послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить
государственную политику, направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикой государства понимается система
целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники,
внедрение их результатов в народное хозяйство.
Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор
приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку
государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными
направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация
производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и
технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.
Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их
реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран
мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов
необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.
Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и
электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех остальных
отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре
внимания государства.
Для осуществления единой научно-технической политики государство использует
целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное
финансирование сферы образования и академической науки; осуществление
прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование
системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких
условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении
всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом
сотрудничестве и др.
Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно-технической
политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и
использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства
и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться
следующих принципов: 1) переоценка основных фондов, особенно в условиях
инфляции, должна осуществляться своевременно; 2) нормы амортизации должны быть
достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов; 3)
амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя
из их функционального назначения; 4) нормы амортизации должны быть
дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а
также с учетом срока их морального и физического износа; 5) предприятия должны
иметь возможность применять ускоренную амортизацию.
Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и
ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем
самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных
отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.
Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую
деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С
ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема
производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного
производства и решение многих социальных проблем.
Существенный спад производства за 1991—1996 гг., т.е. за период проведения
реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных
вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения
сократились в 3 раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не
обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно
развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и
более.
В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение
государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых
частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для
этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее
предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких
ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные
и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая
зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость
гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи
самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики;
предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на
реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной
политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить,
что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно
проводит инвестиционную политику.
Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения
государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно
образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в
рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте
товаров и услуг.
При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования,
реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку
производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций,
стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.
Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в
воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных
отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но
их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли
экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).
Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны?
Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в
нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло
на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности
приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно
высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны
является весьма актуальным.
Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование
являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С
переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается,
а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному
планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная
производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное
планирование.
Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе
детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя
из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период
основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального
продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный
размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти
показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период.
При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических
показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики
страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает
не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и
способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная,
научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика
государства с целью достижения запланированных индикаторов.
Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается
составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.
Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую
стратегию государства на ближайшие 5—10—15—20 лет и тем самым осуществлять
ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных
планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет
государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно,
непрерывно повышать эффективность общественного производства.
С планированием, тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется
государством только в том случае, если запланированные экономические показатели
в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму
разработки и реализации определенных программ.
Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и
предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем
самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов,
обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные,
антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.
Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью
обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления
инвестиций и подъема национальной экономики.
Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров
свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения.
На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы
регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с
развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые
регулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, но
это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального
прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются
государством и на продукцию предприятий-монополистов.
Административный контроль государства над ценами способствует устранению
издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда.экономические методы
не могут дать желательного результата.
Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может
оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной
политики.
При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма,
принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и
свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер)
государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру
экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для
конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные
инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от
международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для
стабилизации и подъема экономики России.
Структурная политика. В структурном плане наша экономика является
гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и
изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и
социальной направленности является также важнейшей задачей государства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные
рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации
и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.
ГЛАВА 3 РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
3.1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РФ И ЕЕ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Россия имеет все условия для того, чтобы в самое ближайшее время стать одной из
самых развитых стран мира. Жизненное ее пространство составляет 17,1 млн км2;
это примерно в 1,5 раза больше территории США, Англии, Германии, Франции, Италии
и Японии, вместе взятых.
Население России — 148 млн человек; трудовые ресурсы — почти 87 млн человек, в
том числе 70% людей с высшим и средним образованием. Численность научных
работников превышает 1 млн человек — почти 70% общесоюзных.
Россия располагает почти всеми природными ресурсами, необходимыми для
дальнейшего ее развития. Запасы лесных ресурсов России равны 81,6 млрд м3; на
душу населения приходится 5 га леса (в США — 0,8 га, в Канаде — 8,6 га). Площадь
сельскохозяйственных угодий составляет 650 млн га.
Экономика любой страны состоит из множества отраслей: промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и др. Но основой,
фундаментом ее является все же промышленность.
Промышленный потенциал России.
Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам: 1)
развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика,
машиностроение и химическая, является основой для ускорения НТП во всем народном
хозяйстве;
2) промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является фундаментом всей
экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития
всех субъектов России; 3) обороноспособность государства в значительной мере
определяется уровнем развития промышленности; 4) от развития легкой и пищевой
промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного
потребления.
Таким образом, промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства и
основой для повышения эффективности общественного производства.
Работа промышленности характеризуется количественными, качественными,
стоимостными и натуральными показателями.
В табл. 3.1 показан выпуск важнейших видов промышленной продукции за 1990-1997
гг. в натуральном выражении. Эти данные свидетельствуют о тенденции спада
производства важнейших видов продукции. Наибольший спад произошел в выпуске
металлорежущих станков, особенно с программным управлением, кузнечно-прессовых
машин, тракторов, комбайнов, телевизоров, обуви и др. Общее снижение уровня
промышленного производства к началу 1996 г. составило 51% по сравнению с началом
1990 г. Наиболее существенным падение было в отраслях, непосредственно
ориентированных на конечный спрос населения (легкая промышленность - 83%,
пищевая - 55%), сопряженных с инвестиционным комплексом (машиностроение 59%,
лесная и деревообрабатывающая промышленность - 59%, промышленность
стройматериалов - 58%).
Спад промышленного производства был связан с общим кризисом в экономике страны.
А он, на наш взгляд, обусловлен следующими факторами:
• распад СССР, что повлекло за собой разрыв кооперированных связей между
производителями промышленной продукции бывших республик Союза;
• в России не были созданы условия для перехода экономики на рыночные условия.
Переход начал осуществляться в условиях монополизированной экономики, без
создания необходимой рыночной инфраструктуры и соответствующего
законодательства, без наличия реальной и научно обоснованной программы
экономического и социального развития страны;
• слабость государства. В период перехода на рыночные отношения на первом этапе
государство практически не вмешивалось в экономику страны и не регулировало ее<