Вывод по третьей главе

Молодой педагог находится на самом трудном этапе личностно-профессионального развития – этапе адаптации и требует акмеологической поддержки, т.е. создания условий для развития, для профессиональных достижений, для более быстрого перехода к этапам стабилизации и педагогического мастерства. При ориентации на повышение квалификации через 5 лет после окончания ВУЗа можно растерять молодые кадры и не достичь желаемых показателей качества образования.

Повышение квалификации молодых педагогов будет эффективным при:

- организации сетевого взаимодействия между различными учреждениями системы образования и с привлечением кадров из: ОУ, ИМЦ, ВУЗов и др.;

- создании районных сетей стажировочных площадок, целостно охватывающих актуальную проблематику развития системы образования;

- целенаправленной подготовке наставников для работы с молодыми педагогами;

- вовлечение молодых педагогов в совместную с ПЗ педагогами исследовательскую деятельность;

- рассмотрение процесса стажировки молодых педагогов как организации акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии на этапе адаптации к педагогической деятельности.

Ключевыми интегративными показателями и условиями успешной адаптации к педагогической деятельности являются: готовность к самоорганизации и личностно-профессиональному самосовершенствованию, способность к личностной и профессиональной рефлексии, коммуникативная культура, наличие индивидуальной программы (ЗОЖ, личностно-профессионального развития), принятие менталитета педагогической профессии, акмеологическая позиция личности и готовность к инновационной деятельности. Завершение адаптационного периода связано с появлением у молодого педагога уверенности в себе как в профессионале, ощущения себя полноправным членом педагогического коллектива, появлением ответственности не только за себя, но м за учащихся, за ОУ в целом.

Внедрение ФГОС нового поколения создает для многих педагогов ситуацию профессиональной адаптации, что позволяет объединять для прохождения модуля по ФГОС молодых и опытных педагогов и предусматривать индивидуальный объём часов, необходимый для освоения модуля. В качестве итогового контроля по курсу ПК для опытных педагогов может быть использована такая форма как «открытый урок», мастер-класс и т.д. для молодых педагогов.

Необходимость сетевого взаимодействия в повышении квалификации как молодых, так и опытных педагогов ставит вопрос о подготовке районных менеджеров системы образования (методистов), координирующих работу курсов ПК, стажировочных площадок, ОЭП, РЦ и т.д. Такой специалист должен быть готов к моделированию гибких, мобильных, взаимозаменяемых районных педагогических систем, к созданию банков информации о молодых педагогах, наставниках, педагогов ПК и разноуровнему сотрудничеству.

Стажировка молодых педагогов становится в условиях ускоряющихся темпов социальных изменений обязательным этапом непрерывного педагогического образования.

 

Заключение

 

Молодой педагог остается работать в системе образования и стремится стать профессионально зрелым, что желательно для обеспечения высокого качества образования, только при определенных внутренних и внешних условиях. К ключевым внешним организационно-педагогическим условиям личностно-профессионального развития молодого педагога можно отнести стажировку, которая может иметь различные формы: корпоративная, на базе институтов, на базе стажировочных площадок или сочетать разные формы в индивидуальной траектории повышения квалификации впервые пришедшего в систему образования работника. Анализ практики организации стажировки молодых педагогов подтверждает ее полезность, увеличивается число остающихся в системе образования молодых педагогов, повышается качество их профессиональной деятельности. Педагог, прошедший в первые месяцы своей работы стажировку, быстрее вливается в педагогический коллектив, быстрее интегрирует цели развития образовательного учреждения и свои личные, которые отражает в индивидуальной программе личностно-профессионального развития. Качество личностно-профессионального развития педагога определяется:

- степенью его осознанности и целенаправленности;

- пониманием закономерностей и этапов личностно-профессионального развития;

- заинтересованностью в становлении профессиональной зрелости, в профессиональных достижениях;

- наличием акмеологической профессиональной среды и акмеологической поддержки педагогов на всех этапах личностно-профессионального развития;

- качество профессиональной подготовки наставников и других специалистов, участвующих в повышении квалификации;

- синергийностью усилий, направленных на профессиональное развитие педагогов.

Наставник как ключевая фигура стажировки молодых педагогов, сам нуждается в профессиональной помощи, направленной на освоение андрогогических технологий, навыков взаимодействия с молодыми коллегами. Специально разработанные программы повышения квалификации наставников могут быть реализованы на базе ИМЦ района и по итогам обучения сформирован банк данных о наставниках с перечнем возможны направлений стажировки. Другим вариантом повышения квалификации может быть блочно-модульная программа для завучей, методистов, руководителей МО и творческих групп, включающая общий и вариативный разделы. Наставник, не имеющий личностных профессиональных достижений, инновационных продуктов и соответствующих курсов повышения квалификации, не должен допускаться к работе с молодыми педагогами. Только достигший профессиональной зрелости педагог, прошедший все акмеологические этапы личностно-профессионального развития, может помочь войти в профессию, полюбить ее, приобрести опыт успеха, опыт презентации своих профессиональных результатов, защиты своих педагогических идей.

Профессиональная поддержка молодого педагога должна носить акмеологический характер, помогать педагогу как личности, деятелю и индивиду, то есть заботиться не только о профессиональном развитии, но и о сохранении психического и физического, а возможно и духовного компонентов здоровья, так как проблемы в этих сферах снижают качество педагогической деятельности. Профессиональная поддержка педагога должна соответствовать этапу личностно-профессионального развития и включать как минимум три варианта:

1. для молодых педагогов;

2. для опытных педагогов;

3. для педагогов, находящихся на катаболических этапах развития (спад результативности, эмоциональное выгорание и т.д.).

Программа профессиональной поддержки молодых педагогов направлена, прежде всего на профессиональную адаптацию, на мотивацию достижений в системе образования. Эффективной формой мотивации личностно-профессионального самосовершенствования педагогов является объединение начинающих и опытных доля работы над общим инновационным проектом, который может быть итоговой работой при стажировке молодых педагогов (например, сайт дистанционного просвещения родителей в ДОУ, где интегрируется опыт педагога-наставника и умение уверенного пользователя компьютером молодого педагога.

Эффективность стажировки молодых педагогов зависит и от готовности руководителя к взаимодействию и организации профессиональной поддержки начинающих свою педагогическую деятельность. Руководитель ОУ должен уметь:

- составить программу профессиональной поддержки педагогов, включающую блок работы с молодыми кадрами;

- отобрать наставников, координировать и контролировать их деятельность;

- проводить развивающие беседы с молодыми педагогами;

- оценивать качество профессиональной деятельности педагогов;

- организовывать свои конкурсы профессионального мастерства для молодых педагогов и помогать готовиться к районным и городским конкурсам;

- планировать ситуации, в которых педагоги могут приобрести опыт профессионального успеха (выступления, публикации и т.д.).

Стажировка является необходимым условием при ускорении темпов социально-экономического развития, когда объем информации удваивается менее, чем через четыре года, меняются требования к выпускнику, средства и формы обучения. Организация стажировочных площадок позволяет использовать опыт всего района и города, а не только своего ОУ, и передать «с рук на руки» молодому педагогу передовые технологии обучения и воспитания. По окончании стажировки лучшим молодым педагогам может быть предложено пройти аттестации, что будет дополнительной мотивацией к личностно- профессиональному развитию. При введении двух уровневой системы высшего педагогического образования стажировка возможна между этапами бакалавриата и магистратуры.

 


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. ¾ М. Педагогика, 1981. ¾172 с.

2. Акмеология профессиональной деятельности педагога: сб. науч. тр. ¾ СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. ¾ 172 с.

3. Акмеология: учебник/ под общ. ред. А.А. Деркача.¾ М.: РАГС, 2002.¾ 650 с.

4. Абрамов К.В. Стратегии социально-психологической адаптации молодежи в новой социокультурной среде// Актуальные проблемы психологического знания. ¾2010.¾ № 2 (15).¾ С-58-65.

5. Ананьев. Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 1968. ¾340 с.

6. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: Дис. Д-ра пед. Наук: 13 00 08 – М.: 2009.- 400с.

7. Богачек И.А., Онищенко Э.В. Управление качеством в ВУЗе в условиях Болонского процесса: моногр.¾ М.: Экоинформ, 2010 ¾ 342 с.

8. Бордовский Г.А. Развитие педагогического образования как необходимое условие модернизации общего образования// Материалы Всероссийского совещания руководителей региональных учреждений дополнительного педагогического образования и ректоров педагогических университетов России. /Информационный бюллетень №2 (30)/. СПб, Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 2006 с.15-19

9. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайя) // Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. – 1995. – № 2. С.____.

10. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин – М.: Просвещение, 1995. – 45 с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1996. – с. 54.

12. Грибоедова, Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия «Педагогика». ¾2008.¾ № 68. С. 50-60.

13. Громкова, М.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности – М., 2003, – 64 с.

14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с.

15. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ.¾ М., 2004.- 75с.

16. Инновации петербургской школы. ¾СПб.: Комитет по образованию СПб., 2009. – 126 с.

17. Коломинский, Я.Л. Психология подготовки к педагогической деятельности / Я.Л. Коломинский. – Мн., 1990. – 55 с.

18. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие/ О.А. Акулова, Е.с. Заеер-Бек, С.А. Писарева, Е.А. Пискунова, У.Ф. Родионова, А.П. Тряпицина.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.- 158с.

19. Крутецкий В.А.. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова – М.: Педагогика, 1991. –71 с.

20. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова: Просвещение, 2008.¾ с.

21. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования – СПб.: КАРО, 2002. – 304 с.

22. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб: 1993. – 77 с.

23. Лукьянова, М.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя: тесты и рекомендации по использованию: пособие для шк. психологов / М.И. Лукьянова – Ульяновск, 1995. – 31 с.

24. Максимова В.Н. Организация учебно-воспитательного процесса как управляемой системы: консп. лекций – СПб.: ВИПКРР и СПТО, 1991. – 62 с.

25. Максимова, В.Н. Акмеология последипломного образования педагога: моногр. /

26. Максимова В.Н. – Акмеологический подход в педагогике: моногр.¾ СПб, 2007. ¾195 с.

27. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М., Педагогика, 1996. – 221 с.

28. Маркина Л.Н. Введение в социально-педагогическое исследование: учебн. пособие для слушателей системы профессиональной переподготовки педагогов и администрации ОУ, студ. высш. пед. учебн. заведений. – СПб.: ЛОИРО, 2003.- 100с.

29. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя//Педагогика.¾ 1995.¾ № 6.¾ С.55-63.

30. Методология инновационных процессов в педагогическом образовании (для науч.-пед. работников): Концепция. – СПб.: 2008. – 73 с.

31. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии.¾ 1997.¾№4.¾ С.29-38.

32. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина ¾ М.: Педагогика, 1998. ¾ 87 с.

33. Никитина Л.Е., Липский И.А. и др., Педагогическое прогнозирование: научно-методическое пособие ¾ М.:ПОУ ВПО Моск. пс-соц.ин-т, 2009.¾288с

34. Основы менеджмента: учеб. для ВУЗов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березнина, Н.А. Кислякова и др.; /под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 376 с.

35. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек Н.А. и др. Основы менеджмента: Полное руководство по кейс-технологиям / под ред. проф. В.П. Соломина – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

36. Панова Н.В. Педагогическое долголетие: моногр./ Н.В. Панова. – СПб АППО, 2007.¾ 444с.

37. Пожарский С.Д. Акмеология и катабология: Теория совершенствования человека – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2013.- 266 с.

38. Пожарский С.Д. Предыстория акмеологии России ¾ СПб: Научный и учебный центр «Социальная синергетика», 2012.¾ 198с.

39. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческой деятельности.¾ М.: изд. Центр «Академия», 2001.- 480с

40. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: Сб. н..тр. Вып.3 /под н. ред. Н.М. Полетаевой. ¾ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.¾ 175с.

41. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2004. – 165 с.

42. Полетаева, Н.М. Условия профессиональной успешности молодого педагога / XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 23-24 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – Т. II. – С. 119-125.

43. Педагогика профессионального образования: учеб пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 243 с.

44. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.¾ СПб.: КАРО, 2014.¾ 112с.

45. Родина Е.А., Сыренский В.И.. Психофизиология здоровья: Книга для педагогов, психологов и родителей.-СПб.: КАРО, 2008.- 192с.

46. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд.2-е,доп..- М.: ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС.2000.- 384 с.

47. Современный образовательный менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, И.А. Сиялова, О.П. Бурдакова. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С. 166.

48. Солодкова, Е.Ю. Общие вопросы организации практики в современных образовательных условиях // Актуальные вопросы развития системы непрерывного образования: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 9 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова, отв. ред. А.И. Жилина. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013, с. 88-90.

49. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст/В.А. Сластенин// Педагогическое образование и наука. – 2002.- №4.- С 4-9.

50.. Тряпицын А.В. Тенденции развития постдипомного педагогического образования в современной социокультурной ситуации - // Размышления о постдипломном образовании / Под ред. И.С. Батраковой, Т.В. Щербовой. – СПб., 2006.- С. 10-18.

51. Управление качеством образования: практико-ориентир. моногр. и метод. пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.

52. Управление качеством образования: сб. метод. материалов / сост. О.Е. Лебедев. – М.: «Рос. полит. энцикл.», 2002. – 128 с.

53. Успешный педагог: монография /О.Б. Даутова, Н.М. Полетаева, И.И. Соколова и др. – СПб: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013.- 112с.

54. Фатхутдинов Р.А.. Инновационный менеджмент: учеб. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

55. Феноменология образования: от проблем к решениям: моногр./ А.Г. Бермус, Н.Н. Малярчук, Н.М. Полетаева и др. /под. ред. Л.М. Федоряк.- СПб: УРАО «ИОВ», ИПЦ «Экспресс», 2011. - 298 с.

56. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала – М., 2005.¾ 365с.

57. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.

58. Шеховцова, Л.Ф. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта: психограммы 269 профессий: метод. пособие / Л.Ф., Шеховцова Е.И., Тютюнник – СПб: АППО, 1997. – 53 с.

59. Экспертиза инновационной деятельности педагога: Метод. реком.: уч.-метод. комплекс / под общ. ред. Л.Б. Куценко-Барсковой. – СПб.: ЛОИРО, 2007. – 75 с.

60. Юрченко, Н.В., Альшевская, З.В. Опыт совместной деятельности учреждения среднего профессионального образования и школы-партнера по формированию профессиональных компетенций // Актуальные вопросы развития системы непрерывного образования: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 9 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова, отв. ред. А.И. Жилина. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013, с. 99-102.

61. Эффективная организация работы образовательного ресурсного центра /под. научн. ред. Н.М. Полетаевой.- СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010 – 159 с.

62. http://www.standart.edu.ru Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной и основной школе.

63. http://www.kipk.ru Организация введения ФГОС.

64. http://www.deti-66.ru Организация введения ФГОС.

65. http://www.jsu-expert.ru Организация введения ФГОС.

 

Приложения

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: