включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. Это следующие факторы:
поставщики,
трудовые ресурсы,
законы и учреждения государственного регулирования,
потребители
конкуренты.
В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры факторов деловой среды организации:
сложность рынка, определяемая тем, насколько рынок влияет на способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;
степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия;
определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке;
соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия;
|
|
характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них и т.д. (см.: Хант Дж.У. Управление людьми в компаниях: Руководство для менеджера. М.: Олимп-Бизнес, 1999. С. 201).
Майклу Портеру принадлежит известная модель пяти сил конкуренции, получившая широкое распространение в теории менеджмента. Эта модель рассматривает основные силы микросреды, определяющие конкурентную позицию организации в настоящий момент, а также силы, способные возникнуть в планируемом периоде.
Рис. 3.3. Пять конкурентных сил по Майклу Портеру.
Сила покупателей велика в следующих случаях:
Концентрация покупателей – небольшое количество крупных покупателей.
Производящая отрасль состоит из большого количества мелких производителей.
Есть альтернативные производители, т.е. продукт недифференцирован.
Доля материалов в цене очень высока и покупатель может надавить на продавца угрозой перекупить материал.
Стоимость переключения с одного поставщика на другого невелика
Существует опасность обратной интеграции с покупателем.
Сила поставщиков велика в следующих случаях:
Высокий уровень концентрации поставок
Высокая цена перехода от одного поставщика к другому
Сильный бренд поставщика
Есть вероятность интеграции поставщика вперед
Потребители поставщика сильно фрагментированы.
Конкурентами являются организации с аналогичными продуктами и услугами, предназначенными для той же группы потребителей.
|
|
Внутриотраслевая конкуренция сильна в следующих условиях:
Наличие сильных и примерно одинаковых производителей.
При стабилизировавшемся рынке
Высокие фиксированные издержки в отрасли
При добавлении конкурентом больших дополнительных мощностей
Наличие высоких выходных барьеров избыточной мощности
Продукты или услуги не дифференцированы
Угроза появления товаров-заменителей (субститутов) отражает особенности современного инновационного рынка, на котором регулярно появляются новые товары, новые технологии, новые использования старых товаров и др. Замещение сокращает спрос на некоторый класс продуктов, когда потребитель переключается на альтернативный класс.
В частности отмечаются:
Замена продукт на продукт – обычная почта – на e-mail;
Замена потребностей. Так повышение надежности аппаратуры снизило потребность в ремонте.
Разнородное замещение. Потребитель решает, куда вложить ограниченные ресурсы и в этом смысле конкурируют производители мебели, автомобилей, телевизоров и др.
Защитой организации от новых конкурентов является наличие в отрасли входных барьеров. Входные барьеры определяются как показатели, которые должны быть превышены новыми участниками, входящими на рынок, для того чтобы успешно конкурировать.
К входным барьерам относятся:
Экономия на масштабе;
Капитал, требуемый для входа;
Доступ к каналам распределения;
Опыт;
Ожидаемые неприятности;
Легитимизация или правительственные установления;
Дифференциация.
При анализе микроокружения с помощью модели Портера необходимо найти ответы на следующие ключевые вопросы:
Какие силы являются ключевым в конкурентном окружении?
Чем являются выделенные конкурентные силы в макроокружении – возможностями или угрозами?
Могут ли силы изменяться, и, если да, то как?
Как конкретные конкуренты соотносятся с этими силами? Каковы их сильные и слабые стороны по отношению к этим силам?
Как менеджеры могут повлиять на эти силы?
Чем одни отрасли привлекательнее других?