Ресурсно-компетентностный подход к анализу организации

К настоящему времени задача учета нематериальных составляющих организации решается ресурсно -компетентностным подходом к анализу организации.

Конкурентные преимущества организации выводятся из Способностей – capabilities – организации, которые, в свою очередь складываются из совокупности ресурсов, которыми располагает организация и способностей организации распоряжаться этими ресурсами.

Стратегические способности организации определяются как соответствие и пригодность ресурсов и компетенций организации для выживания и процветания.

В качестве материальных ресурсов описываются физические активы организации, такие, как оборудование, труд и финансы.

К физическим ресурсам относятся машины, строения или производственные мощности. Возраст, состояние, мощность и размещение каждого ресурса также определяют их полезность.

Труд, человеческие ресурсы включают знание, навыки людей и их адаптивность. Человеческие ресурсы – самый ценный актив, но, чтобы его эффективно использовать, необходимы сильные связи между стратегией предприятия и стратегией человеческих ресурсов.

К финансовым ресурсам относятся капитал, касса, дебиторы и кредиторы и источники денег (акционеры, банкиры и др.).

Выделяются нефизические активы, такие как информация, репутация и знание - нематериальные ресурсы организации. Интеллектуальный капитал включает знание, заключенное в патентах, брендах

, системе бизнеса, клиентских базах данных и отношениях с партнерами. При продаже бизнеса эта часть входит в гудвилл. В экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным активом и необходимы средства его оценки.

Компетенции организации определяются как деятельность и процессы, посредством которых организация эффективно распределяет свои ресурсы.

При анализе стратегических способностей организации выделяются пороговые компетенции и ресурсы, уникальные ресурсы и ключевые компетенции. Пороговые ресурсы и компетенции определяют минимум ресурсов и компетенций, необходимый для занятия данным бизнесом. Пороговыми ресурсами и компетенциями обладают все участники бизнеса, поэтому они не могут быть основой конкурентных преимуществ организации.

В конкурентной борьбе организация может опереться на уникальные ресурсы, недоступные конкурентам (если она ими располагает и, главное, если эти ресурсы интересны клиентам).

 

Организация может также располагать некоторыми специфическими компетенциями, позволяющими ей выгодно позиционироваться на рынке. Как отмечается многими авторами, именно сочетание специфических компетенций, получившее название ключевых компетенций, чрезвычайно привлекательное для клиентов, обеспечивает наиболее устойчивые конкурентные преимущества для организации. Часто это сочетание остается недоступным для конкурентов.

Общими тенденциями развития в настоящее время являются:

o

o Удорожание, усложнение и качественное изменение пороговых способностей.

o Изменение порогового уровня способностей;

o Необходимость компромиссов при выходе на другие рынки;

o Возможная избыточность ресурсов;

o Включение дополнительных ресурсов и компетенций.

 

Устойчивость конкурентных преимуществ организации определяется такими факторами, как:

o Сложность предлагаемых организацией продуктов, услуг и их сочетания

o Культура и история организации, определяющие ценность бренда

o Причинная неопределенность. Неопределенность характеристик и неопределенность связей. Конкурентам бывает трудно определить: какие факторы среди пороговых являются критическими факторами успеха; на каких ресурсах основан успех; на какой компетенции основан успех и что является осевой компетенцией.

o Незаменимость уникального продукта

o Динамические способности организации, позволяющие ей раньше конкурентов отвечать на новые требования рынка.

 

В современных условиях стратегическим преимуществом обладает организация, способная лучше других создавать и интегрировать знание.

 

Организационное знание определяется как коллективный и разделяемый (всеми) опыт, аккумулированный в системах, рутинах и действиях по разделению (труда, знаний) в организации.

 

Важно знание того, что ценно для клиентов, а также пороговые значения и особо ценимые свойства продукта. Знание связано с ресурсами - есть ресурсы, без которых требования клиента выполнить нельзя. Некоторые знания являются уникальным ресурсом – некоторые специалисты, патенты. Знание – компетенция - может собираться и накапливаться системой или бизнес процессом. Таковы знания о рынке или поставках. Важно знание о связях организаций и о процессе производства продуктов. Знание может быть ключевой компетенцией и обеспечивать конкурентное преимущество организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: