Открытые спортивные сооружения для зимних видов спорта

1.Введение.

Россия — страна, как с самым большим (в перспективе) рынком лыжного снаряжения, так и с самыми большими возможностями по строительству и эксплуатации современных зимних спортивных центров – лыжных, биатлонных, горнолыжных, сноупарков, трамплинных комплексов, санно-бобслейных трасс и т.д., в дальнейшем условно проще будет называть – горнолыжных комплексов (ГЛК). Сегодня подавляющее большинство российских лыжников и горнолыжников катаются не в самых лучших условиях, а значит — есть дефицит, а значит, — рынок для строительства подобного рода спортивных сооружений очень перспективен, ГЛК разного вида будут востребованы наверняка. Вместе с тем, этот рынок имеет ряд особенностей. Стоит отметить, что большинство существующих в реальности или на бумаге российских ГЛК расположены поблизости от больших городов, что является как набором «плюсов» (удобно добираться от городской черты до лыжной трассы, удобно организовывать саму работу ГЛК с точки зрения коммуникаций и т.п.), так и набором «минусов» и про вот один из таких «минусов» необходимо сказать подробно.

Дело в том, что большинство российских городов, а особенно — городов-«миллионников», вокруг которых и собраны ГЛК, расположены в зоне с неустойчивыми зимами, с изменчивой погодой с ноября по март и с мгновенно исчезающим бесценным снежным покровом в случае оттепели. Все помнят зиму сезона 2006–2007 г.г., побившую все показатели по высоким температурам — до +14 °С в Москве в январе и такие «рекорды» были установлены по всей европейской территории России и на Урале.Естественно, что такие природные катаклизмы «не увеличивают» любой спрос на услуги ГЛК и не способствуют проведению нормального тренировочного и соревновательного процессов спортсменов, сводят на нет все усилия по строительству и благоустройству. Вместе с тем, даже такие «минусы» можно превращать в «плюсы», используя современные технологии, а именно — устанавливая на ГЛК системы механического оснежения. Подобные технологии используются на Западе уже много лет, они тщательно проработаны и позволяют даже в условиях города (пример — ежегодный этап Кубка мира по лыжным гонкам в Дюссельдорфе) делать полноценную лыжную трассу.

Наряду с ГЛК необходимо не забывать обычные лыжные трассы в шаговой доступности, будь то в городе или на селе. Лыжи, как известно, появились почти в то же время, что и колесо и с тех пор прочно обосновались в нашей жизни – сегодня они есть практически у каждого жителя России. Уже много десятилетий лыжный спорт является одним из самых массовых в нашей стране. Современные зимние развлечения, будь то горные лыжи или сноуборд, процветают в крупных городах, однако с популярностью беговых лыж им даже не стоит тягаться. Мы начинаем кататься с 7 лет, а то и раньше, и каждую зиму наши парки, скверы, березовые рощи пересекают двойные параллельные следы. У российского человека зима ассоциируется именно с лыжами! В любом провинциальном городке нашей страны проходят свои лыжные гонки, а любителей со всей страны собирает «Лыжня России». Практически у каждой школы, техникума, высшего учебного заведения есть свои мини-стадионы или накатанные лыжни в ближайшем лесу, где зимой проходят лыжные гонки среди учащихся. Многие предприятия с хорошо развитой инфраструктурой также имеют спортивные сооружения, где проводятся соревнования среди сотрудников. Однако, большая часть лыжников-любителей предпочитают прогулки в условиях дикой природы и не только потому, что воздух здесь более чистый и маршруты интереснее. Дело в том, что качество трасс большинства отечественных стадионов и «окультуренных» мест катания находится на чрезвычайно низком уровне. Странная ситуация складывается в нашем лыжном спорте, как в массовом, так и в профессиональном: при колоссальном количестве катающихся, при высочайшем уровне спортивных достижений в России количество специальных лыжных стадионов, качественно подготовленных, постоянно действующих современных трасс для массового катания ничтожно мало.

Очевидно, что здесь у России есть все увеличивающееся серьезное отставание от остального «лыжного» мира: подавляющее большинство наших трасс не располагает необходимой инфраструктурой и необходимой техникой и существует благодаря энтузиазму подвижников, обслуживается «допотопной» или самодельной техникой, и это явно не соответствует уровню популярности массового лыжного спорта и росту профессионализма элитных спортсменов.

Открытые спортивные сооружения для зимних видов спорта – это не типовой объект, каким является, к примеру, коттеджный поселок. Двух одинаковых таких сооружений нет, и не может быть. Проектирование таких объектов в России в безоговорочном порядке требуют участия серьезной и обязательно российской специализированной проектно-технологической организации на всех, без исключения, фазах его создания. Сэкономив на технологах, наверняка придется потратить многократно большую сумму на исправление допущенных в результате этой экономии ошибок.

2. Особенности проектирования и строительства комплексов для зимних видов спорта.

Спортивные сооружения для зимних видов спорта включает как государственные (муниципальные), так и коммерческие частные арены. Эффективная коммерческая деятельность необходима и для государственных сооружений, однако для них первоочередными задачами являются организация массового занятия населения зимними видами спорта, организация учебно-тренировочного процесса ДЮСШ, проведения соревнований различного уровня. В последнее время широко используется и смешанная форма участия государства и частного капитала в строительстве и эксплуатации зимних спортивных сооружений.

Государственные (муниципальные) зимние открытые спортивные сооружения включают весь спектр спортивных арен (лыжные и биатлонные стадионы и трассы, трамплинные комплексы, санно-бобслейные трассы и т.п.), частный капитал представлен в основном участием в строительстве и эксплуатации горнолыжных центров, сноуборд-парков, развлекательных комплексов.

В случае строительства государственных (муниципальных) спортивных сооружений основными условиями являются соблюдение определенных требований спортивных федераций по зимним видам спорта. Для коммерческих объектов основными требованиями являются пожелания Заказчика при условии соблюдения существующих строительных норм и правил.

Зимние спортивные арены включают в себя разнообразные сооружения: лыжные и биатлонные трассы и стадионы, трассы для горныхлыж и сноуборда, санно-бобслейные трассы, трамплины и т.д., со всей необходимой и разнообразной инфраструктурой, чаще всего имеет место объединение нескольких сооружений в универсальные комплексы. Для упрощения их будем называть горнолыжными комплексами (ГЛК).

Прежде чем давать рекомендации о том, как лучше строить ГЛК, необходимо четко определиться, зачем это делать, или, другими словами, какую задачу вы как заказчик ставите перед собой. Правильный ответ на данный вопрос во многом определит стратегию будущего строительства и подход к выбору подрядных организаций.

Итак, почему же создается так много ГЛК, и кто инвестирует этот процесс?
Несмотря на массовый рост числа любителей зимнего спорта в России, ответ на этот вопрос не слишком очевиден. Дело в том, что попытка рассмотреть ГЛК как самостоятельный бизнес-проект приводит к выводу о том, что это не самое выгодное направление вложения средств. Разумеется, при детализации статей доходности этого бизнеса, можно выделить отдельные быстро окупаемые позиции, однако в целом прогноз показывает, что ГЛК при грамотной эксплуатации вернет вложенные в него средства не ранее чем через 5 –10 лет. Причем, чем крупнее комплекс, тем продолжительнее этот срок. Соответственно, потенциальные инвесторы, на первый взгляд, не должны выстраиваются в очередь, стремясь инвестировать свои деньги в проект создания ГЛК.

Попробуем оценить спектр заказчиков (а частично и инвесторов) и рассмотреть основные причины, побуждающие их создавать ГЛК. Заказчиков условно можно разделить на три основные группы. Нужно это для того, чтобы в дальнейшем сформулировать рекомендации по организации работ, зачастую различные для этих трех групп.

Группа 1. Самая значительная и, как правило, самая богатая.Состоит из очень серьезных бизнесменов, регулярно просчитывающих все плюсы и минусы различных вариантов инвестиций и не считающих строительство ГЛК особо привлекательным проектом. Обычно побудительные причины их участия, так же как и основное поле деятельности их компаний, лежат далеко от спортивной сферы, хотя среди этих людей и есть некоторый процент настоящих любителей спорта.
Основное, что отличает эту группу – для нее коммерческая выгода от создания ГЛК – не главное.

Наиболее частая причина, по которой крупный бизнес участвует в создании ГЛК – необходимость вложений в социальные проекты, улучшение имиджа компании. Здесь может иметь место рекомендация федеральной власти поучаствовать, например, в программе создания спортивных объектов мирового уровня, или договоренность с местной администрацией о предоставлении компании каких-то специальных условий в обмен на социальный вклад в развитие города или области.

Как правило, проектам этой группы сопутствует поддержка местных и федеральных властей, которые зачастую выступают инициаторами таких проектов и помогают им, обеспечивая инженерную инфраструктуру (строительство дорог, подводка к ГЛК газа, электричества, телекоммуникаций и т.п.), а иногда даже финансируя разработку предпроектной документации (мастер-планов, эскизных проектов, концепций ит.п.).

Группа 2. Вторая по величине и по капиталу.Также состоит из серьезных бизнесменов, в основном девелоперского направления, которые рассматривают создание ГЛК как часть более крупного инвестиционного проекта.Рассмотрим один из примеров. Массовый бум в сфере строительства загородной недвижимости, ориентированной на круглогодичное проживание, сегодня уже никого не удивляет. При этом рост цен на конкретные земельные участки во многом связан с обеспеченностью данного места комплексной инфраструктурой, к которой относятся не только социально-бытовые учреждения и коммуникации, но и наличие
круглогодичных зон рекреации современного уровня. Если в летнее время главными показателями привлекательности участка с рекреационной точки зрения служат лес и водоем, то зимой – ГЛК, обеспечивающий все самые популярные виды зимнего отдыха. Если девелопер, планирующий строительство нескольких коттеджных поселков в одном районе, только объявит о намерении включить в комплексный проект создание объединяющего их ГЛК, то можно гарантировать, что цены на землю в округе быстро поползут вверх. Соответственно, владеющая участками компания сможет, частично или полностью, включить стоимость создания ГЛК в стоимость коттеджей, расположенных на этих участках.
В результате, в отдельных случаях, ГЛК может окупиться еще до начала его строительства. Как объект, обеспечивающий привлекательностьзагородной жилой территории в зимнее время, ГЛК не имеет себе равных.

Другой пример – совмещение ГЛК с другим коммерческим объектом, например с крупным торговым центром. ГЛК, помимо того, что приносит собственный доход, обеспечивает дополнительный приток посетителей и, как следствие, рост продаж торгового центра, тем самым, повышая общую инвестиционную привлекательность такого совмещенного комплекса.

Группа 3. Самая большая по численности, но наименее обеспеченная финансированием. Это энтузиасты спорта. Группа хоть и большая, однако, из-за отсутствия средств, имеющая самый малый процент реализованных серьезных проектов. В то же время, именно данной группе принадлежит самое большое число ГЛК, разумеется, небольших.Предприниматели этой группы чаще всего рассматривает проект ГЛК как самостоятельный бизнес-проект, и регулярно испытывают нехватку финансирования.

С кем проектировщику удобнее всего работать?

Первая группа, к сожалению, часто мало озабочена будущей коммерческой эффективностью ГЛК, так как заранее не слишком в нее верит. Ее обычно
особенно интересует привлечение к созданию объекта внимания общественности. К проекту стараются привлечь как можно больше иностранных имен и в сфере разработки, и в сфере управления строительством, и в сфере производства оборудования. Конечно, отчасти это вызвано и лучшими побуждениями – чтобы будущий комплексобязательно стал самым-самым. Увы, на практике оказывается, что на лиц с громкими именами полностью полагаться не стоит, а фактор публичности тормозит принятие правильных решений. При создании такого ГЛК почти всегда возникает масса необоснованных затрат, проволочек и переделок, а в построенном комплексе – множество технологических, зачастую трудно устранимых ошибок, чаще всего связанныхс плохим знанием российского законодательства и менталитета россиян.

В дальнейшем инвесторы этой группы все равно привлекают российских технологов. Главный совет – делать это как можно раньше, лучше на предпроектной стадии, что позволит избежать многих ошибок и непродуктивных затрат. И еще – поверьте, грамотно построенный и грамотно эксплуатируемый ГЛК может стать весьма доходнымпредприятием.

Вторая группа. Гораздо легче, чем с прочими, найти общий язык с бизнесменами-реалистами именно этой группы, которые по-настоящему заинтересованы в том, чтобы построенный комплекс был привлекателен и для посетителей, и для инвесторов. Эти люди сразу понимают объяснения, экономят именнона том, на чем надо, оперативно принимают решения и для них громкое имя – не признак непогрешимости, главное – здравый смысл. Разумеется, и здесь бывают и недобросовестные и недальновидные заказчики, однако в данной группе их немного, и именно второй группой создаются самые коммерчески выгодные проектыГЛК.

Третья группа, как правило, редко располагает достаточными финансами. Конечно, при серьезном контроле технологов с одной стороны и доверии инвесторов с другой, можно и здесь построить крепкий бюджетный ГЛК, подобрав недорогое оборудование и наименее затратные организационно-технические, технологические и проектные решения. Однако понимающих инвесторов в данной группе немного.Стремление сэкономить на всем чем можно приводит к тому, что комплексы строятся по непрофессиональным проектам, а то и вовсе без них. При строительстве, также из-за непрофессионализма, происходит экономия по недопустимым статьям. В результате разваливаются насыпные горы, падают опоры канатных дорог, пропадает свет. Одна из привлекательных сторон таких комплексов для потребителей – невысокая стоимость услуг.

Несомненно, бизнесмены этой группы могут быть настоящими энтузиастами своего дела, шаг за шагом вкладывать средства в развитие своих комплексов, улучшать инфраструктуру, и тем заслуживают огромного уважения. Но все же, самый главный совет этой группе заказчиков – любая экономия должна иметь разумные границы, посоветуйтесь с технологами. Грамотный технолог всегда подскажет, на чем можно сэкономить без ущерба для комплекса.

Конечно, вышеприведенная оценка трех групп заказчиков весьма условна, так как невозможно перечислить всё многообразие ситуаций, в которых появляется новый ГЛК.

Каждый заказчик, приступая к созданию ГЛК, первоначально формирует группу, которая будет управлять всем процессом, начиная с выбора технологов и проектировщиков, и заканчивая вопросами организации эксплуатации построенного комплекса. Обычно во главе такой группы стоит человек, пользующийся максимальным доверием инвестора, зачастую – хороший менеджер, реже – профессиональный строитель, иногда неплохой спортсмен, и почти никогда – технолог зимних комплексов.

Специальных норм и правил в области создания ГЛК недостаточно. Даже известные российские проектные организации и архитектурные бюро крайне далеки от темы, так как для создания хорошего проекта ГЛК нужно обладать огромным количеством самых разнообразных и весьма специфических знаний. Проскакивающие иногда в СМИ очень красивые футуристические картинки ГЛК, строительство которых планируется, у технолога-профессионала часто не вызываю оптимизма, так как уже во внешнем облике этих ГЛК видна непродуманность.

При создании проекта ГЛК от проектировщика требуется не только понимание причинно-следственных связей, определяющих зонирование территории и конкретную схему расположения и параметры объектов внутри зон, включая трассы и подъемники, но и решение частных задач – разработка оптимальных планировок помещений, выбор конкретного покрытия пола в том или ином помещении, пандусов и лестниц, ширины коридоров, дверных проемов, количества и типов точек общепита и т.п. Заранее можно сказать, что без участия технологической организации любой проект будет небезошибочен, даже при внешней привлекательности.Поэтому первое, что должен сделать руководитель созданной заказчиком группы – выбрать профессиональную проектно-технологическую фирму, которая будет сопровождать создаваемый ГЛК от предпроектной стадии до стадии организации эксплуатации.

Заказчику нужно однозначно принять главное решение и следовать ему в течение всего процесса создания ГЛК: специфика объекта такова, что роль главного спортивного технолога важнее роли всех проектировщиков, включая генерального. Таким образом,главным вопросом, имеющем непосредственное практическое значение для заказчиков и инвесторов, является выбор технолога.

Приведем наиболее часто встречающиеся в России схемы работы с спортивными технологами.

Работа с физическими лицами. Речь идет о привлечении к данной работе физического лица (чаще всего спортсмена, горнолыжного инструктора или бывшего сотрудника эксплуатации ГЛК) вместо профильных организаций. Происходит это, как правило, с целью экономии средств. Почему это плохо – во-первых, один человек, даже самый грамотный, не в силах быть специалистом по решению всего диапазона технологических задач. Это под силу только бригаде технологов. Во-вторых, один человек не может быть объективным, проект в этом случае менее всего застрахован от ошибочных решений. В-третьих, ответственность лицензированной организации за принятые проектные решения всегда выше, чем у физического лица. Здесь хочется отметить следующее – сам факт комплектования заказчиком созданной им группы таким специалистом – вещь не только не вредная, но даже необходимая, поскольку позволяет заказчику лучше разобраться в решениях, предлагаемых привлеченной технологической организацией. Главное, что при этом надо четко понимать – он ни в коем случае не заменит собой профессиональную технологическую фирму.

Работа с действующими ГЛК. Случается, что в качестве технологического консультанта приглашается организация, управляющая каким-либо действующим ГЛК. И это далеко не так чревато опасными последствиями, как первый вариант. Главной проблемой здесь может стать необъективность. Во-первых, защищая свой имидж, такие технологи скорей всего будут отстаивать принятые на их ГЛК решения, даже если они не самые лучшие. Во-вторых, эксплуатирующая ГЛК компания обычно не имеет достаточного опыта проектных работ и может упустить специфические детали. В-третьих, ее знакомство с особенностями устройства других ГЛК обычно ограничено, и не может соперничать с опытом проектно-технологических организаций. Отсюда – довольно малый набор технологических решений. Необходимо отметить, что не нужно отказаться от опыта и рекомендаций персонала действующих ГЛК (профессиональные технологические фирмы имеют обычно целый банк таких рекомендаций от десятков, а то и сотен работающих ГЛК). Наоборот, чем большее число мнений будет выслушано, тем более объективное решение можно принять. Однако объективно оценить правильность принятого решения сможет только профильная технологическая организация.

Привлечение в качестве комплексных технологов проектировщиков, специализирующихся на отдельных системах ГЛК. Под проектировщиками, специализирующимися на отдельных системах ГЛК, имеются в виду проектировщики канатных дорог, систем оснежения, систем автоматики ГЛК и т.п., не имеющие опыта и достаточных знаний для комплексного проектирования ГЛК. Сразу оговоримся, что большинство разработчиков подобных систем – серьезные организации и не претендуют на роль технологов одновременно по всем направлениям. Однако бывают случаи, когда проектировщики канатных дорог берутся за разработку генпланов, проектировщики систем автоматики – за планировку проката, а проектировщики оснежения – за внутренние планировочные решения зданий. Как правило, ни в одном из этих случаев ничего путного не выходит. Еще хуже, если проектировать берутся торговые организации. Вообще, вопросы расстановки базовых узлов большинства специализированных систем ГЛК профильные проектировщики должны решать только с участием комплексныхтехнологов. К сожалению, заказчик часто рассуждает так: кто-нибудь из знакомых горнолыжников или лыжников нарисуют склоны и трассы, есть генпроектировщик (не технолог, а широкопрофильная проектная организация), есть проектировщики спецсистем, которые сами расставят свое оборудование и т.п. А увязать все в единую логичную систему без комплексного проекта и без технологического сопровождения не получается.

Работа с иностранными проектировщиками и технологами. Главная рекомендация в данном случае – найти правильную форму взаимодействия. Большинство заказчиков-инвесторов первой группы, из соображений престижа, просто не может обойтись без иностранных планировщиков ГЛК, да и заказчикам второй группы может потребоваться имя, и это можно понять. Если вы собираетесь привлечь внешнего партнера-инвестора, а тем более – получить право проведения крупнейших международных соревнований, авторитетные имена – важнейший фактор. Основные вопросы в том, в каких случаях целесообразно их привлекать, какую степень их участия в проекте считать необходимой и как использовать результаты выполненной ими работы. Опыт зарубежных фирм в создании ГЛК огромен. Достаточно сказать, что существуют фирмы, на счету которых даже не сотни, а тысячи реализованных проектов, а большинство российских технологов во многом заимствует методики расчета, разработанные в Канаде, США, Германии, Франции и других странах.

Что же не так с зарубежными проектировщиками? Ни в коем случае не пытаясь умалить заслуг известных западных проектировщиков, необходимообратить внимание потенциальных российских заказчиков на четыре фактора:

Первый – насколько авторитетны эти фирмы в других странах. Выборочные опросы, проведенные на некоторых европейских ГЛК, показывают, что авторитет проектирующих ГЛК фирм, ведущих агрессивную маркетинговую политику в России, у компаний, эксплуатирующих европейские ГЛК, не всегда высок.

Второй фактор – невнимательное отношение к российским заказчикам. Одна из самых известных в России западных фирм разработала для российских заказчиков не меньше десятка различных мастер-планов, ни один из которых не был безошибочным. Причем серьезные недочеты встречались даже в самой главной части – в разработке схем трасс и канатных дорог. И хотя некоторые ошибки были очевидны даже для непрофессиональных технологов, официально фирма так и не признала их.

Третий фактор – незнание российского законодательства, как в области технического, так и финансового регулирования, особенно российских стандартов проектирования и требований государственной экспертизы.

Четвертый фактор – незнание российского менталитета. Следствием этого также становятся ошибки, и в планировках помещений, и при разработке схем потоков посетителей, и в схемах обслуживания клиентов.

Тем не менее, западные проектировщики действительно имеют опыт создания ГЛК, значительно больший, чем у российских коллег. И опыт этот желательно использовать. В силу этого на крупных, не стесненных в средствах проектах, претендующих на международный уровень, подключение западных планировщиков – это целесообразное решение, особенно на начальной стадии и при условии соблюдения следующих двух правил:

1). При участии российской технологической фирмы необходимо предельно четко сформулировать иностранному планировщику задание на проектирование, что позволит не только избежать излишних затрат, но и удалить из проекта/мастер-плана неинформативные разделы (в большинстве мастер-планов их процент составляет от 25 до 50%), а также те разделы, которые могут быть рассчитаны только на основе нормативных российских документов и региональной специфики (площади некоторых помещений, технологии обслуживания, параметры проката, численность персонала, количество и тип средств размещения и т.п.).

2). Полученный от иностранного планировщика продукт необходимо передать российской технологической фирме для корректировки и разработки отсутствующих разделов. На дальнейших стадиях целесообразно использовать иностранного планировщика только в качестве консультанта по отдельным вопросам, возложив функции принятия окончательных решений на российскую фирму. Практика показывает, что ни в коем случае нельзя запускать в работу мастер-планы западных фирм, принимая их как догму, без детального анализа полученных материалов, выявления ошибок и внесения дополнений и корректировок силами российских специалистов.

Опыт привлечения зарубежных специалистов оказывается очень полезным при проектировании и строительстве ГЛК, предназначенных для последующей сертификации международными федерациями FIS, IBU и т.д. Кроме того, подобные объекты должны быть оснащены оборудованием известных зарубежных производителей, причем не только основного спортивного технологического оборудования и систем судейства, но и других систем, в том числе систем безопасности, медиа систем, систем обеспечения телевизионных трансляций и т.д.

Существующие российские технологические компании за последнее десятилетие накопили большой опыт создания ГЛК, основанный, в том числе на глубоком изучении методик зарубежных мастер-планов и опыта работы многочисленных международных ГЛК. Именно этот опыт позволяет теперь критически оценивать работу западных специалистов и признать очевидный факт - стоимость услуг российских технологов ниже, а знание ими местных условий выше.

Только российская технологическая компания в состоянии помочь заказчику правильно выбрать проектировщиков, специализирующихся на конкретных системах ГЛК (оснежения, освещения, платежно-пропускной системы и т.п.), поскольку знает российские технические и финансовые требования к соответствующим проектам, технологиям обслуживания и оборудованию. Многие западные «оснежители», например, вообще не представляют, что такое проект системы искусственного оснежения, допускаемый к строительству в России. По этим соображениям инвесторы/заказчики второй и третьей группы, главное для которых – коммерческая составляющая проекта, вполне могут отказаться от услуг иностранных фирм, целиком и полностью положившись на российских технологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: