Оценка эффективности методики воспитания скоростных способностей детей младшего школьного возраста

 

Итак, получив результаты исходного тестирования контрольной и экспериментальной группы, мы приступили к основному этапу педагогического эксперимента.

Занятия и в контрольной, и в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю по 45 минут, согласно рабочей программе по физической культуре в 4 классе.

В контрольной группе занятия проходили согласно традиционным подходам, которые существуют в практике физического воспитания в РФ.

В экспериментальной группе использовалась методика внедрения легкоатлетических упражнений в разминочную и основную часть урока. Основные различия выразились в режиме урочных занятий, в объеме нагрузки, в некоторых показателях ее интенсивности, плотности, в способах выполнения подобранных комплексов упражнений.

Для сравнения эффективности экспериментальной методики и тради­ционно-распространенных методических подходов в физическом воспитании младших школьников в ходе педагогического эксперимента, осуществлялась сравнительная оценка тестовых результатов. Тестирование проводилось во всех группах по одной и той же программе и в одинаковых условиях.

В мае 2014 года было проведено итоговое тестирование, которое дало следующие результаты контрольной группы (табл. 9) и экспериментальной группы (табл.10).

 

Таблица 9 – Конечные показатели уровня физической подготовленности школьников контрольной группы, май 2014 год, n=16

ФИ Измерение простой двигательной реакции, см Подъем туловища за 30 сек., кол-во раз Прыжок в длину с места, см Бег 30 м., сек Челночный бег 3*10 м.. сек
1. Самсонов Семен       6.2 8.2
2. Латышев Юрий       5.4 8.14
3. Субхонов Улугбек Рахим угли       6.7 10.78
4. Дворников Александр       6.1. 9.2
5. Смирнов Григорий       6.5 8.65
6. Власов Данила       6.5 9.64
7. Старых Дмитрий       6.8 9.04
8. Милехин Никита       6.1 9.87
9. Страхова Анастасия       6.5 9.69
10. Погосян Ангелина       6.6 10.3
11. Овчинникова Виктория       6.7 9.92
12. Митякина Татьяна       6.7 10.1
13. Кот Полина       6.5 9.65
14. Назарян Тэймине       6.7 9.5
15. Ярушина София       6.9. 8.76
16. Хачатрян Алина       7.0 9.12
хср 23, 31 17.37 145, 25 6.512 9.41

 


 

Таблица 10 – Конечные показатели уровня физической подготовленности школьников экспериментальной группы, май 2014 год, n=16

ФИ Измерение простой двигательной реакции, см Подъем туловища за 30 сек., кол-во раз Прыжок в длину с места, м Бег 30 м., сек Челночный бег 3*10 м.. сек
17. Евазов Илья       6.2 8,8
18. Иванов Егор       5.9 8,27
19. Кузин Роман       5.6 8,4
20. Тулупов Дмитрий       5.7 7,7
21. Гришин Егор       5.4 7,78
22. Курьянович Максим       5.4 7,5
23. Новиков Алексей       5.9 8,0
24. Фоминиченко Данила       5.7 8,2
25. Гришачева Алина       5.9 8,4
26. Ситникова Анастасия       5.7 8,0
27. Кубанова Анастасия       5.8 8,3
28. Куродовец Юлия       5.5 7,7
29. Лукьянова Вера       5.9 8,3
30. Матвеева Юлия       6.1 8,7
31. Сиголаева Софья       5.7 8,3
32. Узелкова Марина       6.0 8,84
хср 19,31 19,56 169,59 5.775 8.199

 

За время эксперимента у детей были выявлены изменения в показателях физической подготовленности как экспериментальной, так и контрольной групп (табл. 11).


 

Таблица 11 – Конечные показатели уровня физической подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп группы, май 2014 год, n=32, tкр=2,04

Тесты (единицы измерения) Обозначения групп: ЭГ - п=16 КГ - п=16 Хср ± σ t-критерий Стьюдента Достоверность различий, Р
1. Измерение простой двигательной реакции, (см) ЭГ 19,31±2,3 2,34 <0,05
КГ 23,31±3,1
2. Бег 30м, (сек) ЭГ 5,775±0,71 3,01 <0,05
КГ 6,512±0,83
3. Прыжок в длину с места, (см) ЭГ 169,59±10,22 4,12 <0,05
КГ 145,25±9,26
4. Поднимание туловища из положения лежа, (кол-во раз) ЭГ 19,56±3,42 2,12 <0,05
КГ 17,37±2,24
5. Бег «челночный» 3x10 м (сек) ЭГ 8,199±1,11 2,54 <0,05
КГ 9,41±1,12

 

Таблица 12 – Динамика некоторых показателей физической подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп в результате педагогического эксперимента, сентябрь 2013 год – май 2014 год, n=32, tкр=2,04

Тесты (единицы измерения) Обозначения групп: ЭГ - п=16 КГ - п=16 Исходные и конечные данные Хср ± σ t-критерий Стьюдента Достоверность различий, Р
1. Измерение простой двигательной реакции» ЭГ ИД 23,38±2,4 2,27 <0,05
КД 19,31±2,3
КГ ИД 25,43+3,3 1,86 >0,05
КД 23,31±3,1
2. Бег 30м, (сек) ЭГ ИД 6,325±0,79 2,10 <0,05
КД 5,775±0,71
КГ ИД 6,712±0,87 0,96 >0,05
КД 6,512±0,83
3. Прыжок в длину с места, (см) ЭГ ИД 153,19±10,55 2,36 <0,05
КД 169,59±10,22
КГ ИД 140,87±9,97 2,12 <0,05
КД 145,25±9,26
4. Поднимание туловища из положения лежа, (кол-во раз) ЭГ ИД 16,25±3,23 2,78 <0,05
КД 19,56±3,42
КГ ИД 15,25±2,35 2,41 <0,05
КД 17,37±2,24
5. Бег «челночный» 3x10 м (сек) ЭГ ИД 9,046±1,23 2,32 <0,05
КД 8,199±1,11
КГ ИД 9,64±1,21 1,44 >0,05
КД 9,41±1,12

 

По данным табл. 12 можно увидеть улучшение результатов, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. Однако у учеников экспериментальной группы, благодаря направленному воспитанию физических качеств, а так же целенаправленному развитию скоростных способностей при помощи внедрения легкоатлетических упражнений в разминку и в основную часть каждого урока, отмечено более значительное улучшение динамики физической подготовленности, по сравнению с учениками из контрольной группы (рис. 7-11).


Рисунок 7 – Динамика показателей теста «Измерение простой двигательной реакции» школьников экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента (см.), май 2014 г, n=32

Рисунок 8 – Динамика показателей теста «Подъем туловища из положения лежа за 30 секунд» школьников экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента (количество подъемов), май 2014 г., n=32

 

Рисунок 9 – Динамика показателей теста «Прыжок в длину с места» школьников экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента (см.), май 2014 г., n=32

Рисунок 10 – Динамика показателей теста «Бег 30 метров» школьников экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента (сек.), май 2014 г., n=32

Рисунок 11 – Динамика показателей теста «Челночный бег 3*10 метров» школьников экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента (сек.), май 2014 г., n=32

Основываясь на данных прироста показателей физических качеств и двигательных способностей, мы можем прийти к выводу, что в экспериментальной группе прирост почти в 2 раза больше, чем в контрольной группе по всем тестовым показателям (рис. 12).

Рисунок 12 – Динамика показателей физических качеств и двигательных способностей (в % к исходным) школьников экспериментальной и контрольной групп по итогам основного педагогического эксперимента, n=32

Как говорилось ранее, еще один критерий эффективности применения легкоатлетических упражнений в разминке и в основной части каждого урока у младших школьников экспериментальной группы – динамика показателей скоростных качеств по сравнению с общепринятыми в РФ нормативами.

 

Рисунок 13 – Распределение показателей физических качеств у школьников контрольной групп по уровням физической подготовленности в результате основного педагогического эксперимента, май 2014 г., n=16

 

 


Рисунок 14 – Распределение показателей физических качеств у школьников экспериментальной групп по уровням физической подготовленности в результате основного педагогического эксперимент, май 2014 г., n=16

 

Рис. 13 и рис. 14 наглядно демонстрируют, что школьники и контрольной группы, и экспериментальной группы повысили свой уровень физической подготовленности.

И все же, если в начале эксперимента школьники контрольной группы и экспериментальной группы имели практически одинаковое распределение по среднему уровню физической подготовленности, то после эксперимента это распределение существенно изменилось (рис.15)

Рисунок 15 Сравнение уровня физической подготовки школьников контрольной группы и экспериментальной группы по результатам исходного тестирования и итогового тестирования, май 2014 г., n=32

Итак, в контрольной группе, не смотря на заметное улучшение показателей уровня физической подготовки (рис. 16), школьники в таких дисциплинах как «бег на 30 метров» и «челночный бег 3*10 метров» все же показали низкий результат (рис. 17).

Рисунок 16 Сравнение показателей среднего и высокого уровня физической подготовки школьников контрольной группы по результатам исходного тестирования и итогового тестирования, май 2014 г., n=16

Рисунок 17 Сравнение показателей низкого уровня физической подготовки школьников контрольной группы по результатам исходного тестирования и итогового тестирования, n=16

В экспериментальной группе, в результате направленного воздействия на скоростные качества по окончанию педагогического эксперимента, школьников с низким уровнем физической подготовленности не выявилось. (рис. 18).

 

Рисунок 18 Сравнение показателей низкого уровня физической подготовки школьников экспериментальной группы по результатам исходного тестирования и итогового тестирования, n=16

 

В то же время, практически в два раза больше школьников экспериментальной группы при выполнении тестовых дисциплин показали высокий уровень физической подготовленности по сравнению с исходным уровнем (рис. 19)

Рисунок 19 Сравнение показателей высокого уровня физической подготовки школьников экспериментальной группы по результатам исходного тестирования и итогового тестирования, n =16

 

Таким образом, по итогам проведенных мероприятий в подавляющем большинстве случаев учащиеся экспериментальной группы значительно превысили не только свои количественные результаты, но и подняли уровень развития показателей физических качеств до нормативных требований.

Итак, по результатам педагогического эксперимента зафиксированы достоверные различия между многими пока­зателями контрольной и экспериментальной групп. Улучшение показателей в экспериментальных группах: повышение двигательных возможностей орга­низма, положительные изменения функционального, психического состоя­ния, физического развития и физической подготовленности учащихся, по­вышение адаптационных возможностей организма, на наш взгляд связано с реализацией экспериментальной методики.

Как говорилось ранее, младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития некоторых двигательных способностей. Полученные данные свидетельствуют об эффективности внедрения в занятиях с детьми младшего школьного возраста легкоатлетических упражнений, подвижных игр и эстафет, а так же использования как строго регламентированного, так и игрового и соревновательного методов для направленного воспитания скоростных способностей детей.

Выводы

1. Изучив методическую и научную литературу, мы пришли к выводу, что развитие физических качеств у детей происходит более динамично, если их целенаправленное воспитание начинается уже в младшем школьном возрасте. Благоприятные возможности, имеющиеся в данном возрасте к ос­воению двигательных умений и навыков, хорошие показатели уровня разви­тия быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости и выносливости создают хорошие предпосылки для успешного вос­питания этих качеств в последующие годы. Один из возможных путей развития скоростных качеств у детей младшего школьного возраста, как показали результаты педагогического эксперимента, является систематическое внедрение в учебный процесс легкоатлетических упражнений и игр с элементами легкой атлетики.

2. Общим результатом внедрения избранной методики явилось сущест­венное изменение преимущественной направленности занятий. Позитивной стороной экспериментальной методики явилось и то, что материалом для ее построения служили в основном относительно несложные движения из легкой атлетики, элементарных подвижных и спортивных игр.

Объединение ряда упражнений в одну целостную тренировочную нагрузку оказала положительное влияние на уровень физической подготовленности детей. Систематические физкультурные занятия по избранной методике оказали, как свидетельствуют приведенные данные, стимулирую­щее воздействие на динамику некоторых показателей физических качеств и двигательных способностей детей. Анализ результатов повторного тестирования указывает на повышение всех показателей уровня физической подготовленности. Прирост у контрольной группы составил 6%, а у экспериментальной группы – 13 %, что в два раза больше, чем у контрольной группы.

Помимо улучшения количественных результатов, у учащихся экспериментальной группы значительно повысился уровень физической подготовленности. Так, в результате направленного воздействия на скоростные качества по окончанию педагогического эксперимента, школьников с низким уровнем физической подготовленности в экспериментальной группе не выявилось. Высокий уровень развития школьников экспериментальной группы составил 61%. Что касается контрольной группы, то произошел сдвиг «низких» показателей с 28% до 15%. Высокий уровень был выявлен у 12% школьников контрольной группы.

У экспериментальной группы было преимущество перед контрольной группой, благодаря некоторым факторам:

- Средства и методы, используемые в ходе педагогического эксперимента, были целенаправленны на развитие скоростных способностей у детей;

- Наличие постоянного контроля за развитием физических качеств у школьников;

- Правильно подобранный объем и интенсивность использованных нагрузок.

3. Проведенное нами исследование показало, что путем своевременного и рационального применения средств и методов физического воспитания можно успешно влиять на развитие и полное проявление того или иного физического качества в рассматриваемом периоде возрастного развития.

Таким образом, совокупность полученных в исследовании материалов подтвердила гипотезу, что внедрение легкоатлетических упражнений в разминочную и основную часть каждого урока позволит значительно повысить качество развития скоростных способностей у учащихся младшего школьного возраста.

 

Список литературы

 

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам /Ред. А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова - М.: Педагогика, 1982. - 322 с.

2. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - 476 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978.

4. Бабасян М.А. Экспериментальное обоснование методики воспитания скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс....канд. пед. наук/ВНИИФК. -М., 1971. -22 с.

5. Байков, В.П. Главное упражнение жизни - бег//«Физкультура в школе». - 2006. - №5. - с. 19.

6. Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников //Сов.педагогика. - 1983. - №8. - С.9-12.

7. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. - М., «Инфра», 1990.

8. Блудилина М.С. Физкультура 3 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель - ACT, 2003.

9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

10. Бубе X. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкультура и спорт, 1968.

11. Волков Л.В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды.: Автореф. дисс....д-ра пед. наук. -М. - 1984. -40 с.

12. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоров'я. - 1981. - 116 с.

13. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников.: Автореф. дисс....канд. пед. наук,- М.; Моск. Обл. пед. ин-т, 1983. - 15 с.

14. Воспитание детей школьного возраста средствами физической культуры: Метод, рек-ции /Сост. И.А. Носов и др.: НГПУ. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 48 с.

15. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М,: Физкультура и спорт, 1980. - 135 с

16. Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека /М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин //Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 24.

17. Годик М.А. Совершенствование скоростных качеств //Современная система спортивной тренировки. - М.: «СААМ», 1995. - С. 137-151.

18. Гужаловский А.АРазвитие двигательных качеств у школьников. - Минск.: Нар. Асвета. - 1978. - 88 с.

19. Гужаловский A.A. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития //Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 7. - С.12-14.

20. Гужаловский A.A. Нормирование нагрузки, направленной на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры /А.А Гужаловский, Р.Э. Зимницкая; Акад.физ.воспитания и спорта Респ. Беларусь. - Минск, 1993. - 10 с.

21. Гужаловский A.A. Физическая подготовка школьников. - Челябинск: Юж. - Урал, книж. изд-во, 1980, - 152 с.

22. Гужаловский A.A. Структура двигательной подготовки школьников // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 5. - С.37-38.

23. Гужаловский A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дисс....д-ра пед. наук. /Беларус. гос. ин­т физ. культуры; Челяб. гос. ин-т культуры. - Минск-Челябинск, 1978. -38 с.

24. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Высш. школа, 1985. - 384 с.

25. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ-тов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2010. - 184 с.

26. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств //Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С.2,

27. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников //Физическая культура в школе. - 1975. - № 1. - С. 7-9.

28. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств в условиях урока физкультуры //Физкультура в школе. - 1976. - № 11. - С. 11 -12.

29. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. Учеб. пособие. М., 1999

30. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений. 1-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений.- М.; Просвещение, 2011. – 127 с.

31. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 96 с.

32. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра Спорт, 2000. - 192 с.

33. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 2009. -320 с.

34. Матвеев А.П. Комплексное развитие быстроты и выносливости у учеников 1-11 классов //Физическая культура в школе. - 1979. - № 6. - С. 21.

35. Матвеев Л.П. Введение в общую теорию физической культуры. - М.: РАО-РГАФК. – 2008. - 178 с.

36. Рекутина Н.В. Игровой и соревновательный методы обучения //Физическая культура в школе. - 1978. - №1. - С.32-33

37. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. - М.: Владос, 2002. - 160 с.

38. Стажиньска С. Особенности игрового метода в физическом воспитании детей 7 и 9 лет: Автореф. дисс....канд. пед. наук /ГЦОЛИФК. - М., 1988. - 22 с.

39. Стамбулова И.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет.: Автореф. дисс....канд. пед. наук. - Д., 1978.-24 с.

40. Станкявичюс JI.A. Эффективность подвижных игр в воспитании двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры.: Автореф. дисс....канд. пед. наук. - Киев; КГИФК, 1983. - 23 с.

41. Теория и методика физического воспитании /Под общ. ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 2008.

42. Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. – Киев: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.

43. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. От 21.04.2011)

44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) второго поколения. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

45. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича/ авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2012. – 171 с.

46. Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств // Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт. - 1968. - С. 11-26..

47. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дисс....д-ра пед. наук.: М., 1970. - 50 с.

48. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. – 1972. - 256 с.

49. Футбол. Учебник [для институтов физической культуры]/ под общей ред. П.Н. Казакова - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1978 - 256 с.

50. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.

51. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология /Уч-ное пособие для студ- тов небиол. спец. пед. ин-тов/ - М.: Просвещение, 1978. - 378 с.

52. Черешнева Л.Я. Особенности развития скоростно-силовых качеств у девочек под влиянием систематических занятий физическими упражнениями //Развитие двигательных качеств школьников. - М.: Физкультура и спорт. - 1967. - С. 131-149.

53. Яковлев В.Г., Ратников В.П., Подвижные игры.: Учеб. пособие для студ-тов фак-тов физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: