Эластичность спроса и предложения

Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по своей интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели при уменьшении цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, и хлеб и молоко - с другой: в одном случае объем продаж может существенно возрасти, в другом - изменится мало.

Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:

1) эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;

2) единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж;

3) неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.

Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши, драгоценностей, мехов, черной икры и т. п., и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др.

Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.

Экстремальные случаи эластичности спроса:
а) абсолютно эластичный;

б) абсолютно неэластичный.

В случае абсолютно эластичного спроса - это горизонтальная кривая спроса, потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В случае абсолютно неэластичного спроса - покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, а кривая вырождается в вертикальную прямую.

В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можно указать на ситуацию с некоторыми медикаментами. Например, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек может умереть, а при правильном приеме нормально доживает до старости). Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: