Глава VIII. Эпоха Возрождения как начало новой европейской
Культуры
Эпоха Возрождения – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI вв. |
Возрождение, или Ренессанс – одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.
Исторические этапы развития
Эпохи Возрождения
Все зарубежные и отечественные мыслители единодушны в оценке эпохи Возрождения. По их мнению, то была величайшая из эпох, прожитых человечеством:
§ немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) говорил: «То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки» [1];
§ русский философ и культуролог Н.А. Бердяев (1874-1948) в работе «Смысл истории» писал: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла децентрализация, были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века. Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека…» [2].
|
|
Качественным признаком эпохи Возрождения стал переход от Средневековья, основанного на господстве религиозного сознания и порожденного земледельческим характером производственной и хозяйственной жизни общества, к новому типу культуры. Его ценностным ядром становится индивидуально-личностное, деятельное отношение к жизни, ориентированное на новаторство, поскольку оно уже стимулируется ремесленно-производственной практикой городского бытия европейцев.
Отличительные особенности (черты)
культуры эпохи Возрождения
Свое название Возрождение, или Ренессанс, этот период развития культуры получил благодаря возрождению забытого в Средневековье искусства античности, появлению новых знаний и идейных течений и острому, радикальному, господствовавшему в то время чувству обновления. Ренессанс – явление, безусловно, общеевропейское, но подлинной его родиной была Италия, а в ней – город Флоренция. И это не случайно:
§ во-первых, Италия занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей;
|
|
§ во-вторых, в Италии, особенно в ее северной части, к XIII в. появились независимые и процветающие города-государства (Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена и др.) с развитой экономикой, высоким уровнем ремесла и культуры, обладающие республиканской формой правления. Так, еще в 1293 г. во Флоренции были приняты «Установления справедливости», полностью отстранившие дворян-грандов от политической жизни. В итальянских городах происходят качественные сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом и зарождению капиталистического уклада. В результате в XIV-XV вв. Италия по уровню развития вышла на первое место в Европе, что, в частности, и выразилось в том мощном процессе становления новой культуры, которая носит имя «Возрождение».
В XV-XVI вв. явление Ренессанса, обозначенное понятием «Северное Возрождение», охватывает одну за другой государства Европы: Нидерланды, Францию, Германию, Англию, Скандинавские страны. В этих странах наблюдаются общие с итальянскими тенденции культурного развития, которые проявились
§ в растущем самосознании личности;
§ в распространении гуманистической образованности;
§ в сплаве новых итальянских влияний с самобытными готическими традициями в искусстве.
В каждом случае они приобретали особенные для данной культуры характерные черты. В отличие от Италии, где процесс обновления культуры протекал в русле развития элементов светского мировоззрения, в странах Северного Ренессанса, менее знакомых с памятниками античной культуры, возрастает внимание к религиозной морали, делаются попытки обновления старых норм религиозной и церковной жизни.
Города-государства Италии стали основой формирования нового мировоззрения и колоссального подъема культуры. Создание первых форм раннекапиталистического производства, развитие торговли и финансового дела привело к появлению в них нового социального слоя (купеческо-бюргерского), состоящего из предпринимателей и дельцов. Молодые буржуа сплачиваются в корпорации, сближаются и частично сливаются с аристократической верхушкой, сосредоточивая в своих руках все виды социальной деятельности от управления производством до управления внешней и внутренней общественной жизнью. На этой почве рождается новый субъект культуры – «европейская интеллигенция». «Герои того времени еще не стали рабами разделения труда… Они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми», – пишет выдающийся западноевропейский мыслитель Ф. Энгельс (1820-1895) [3].
Городская культура способствовала формированию сознания свободного ремесленника, становлению и расцвету выдающихся талантов, обладавших высокими индивидуальными качествами: художников, поэтов, ученых и др. деятелей культуры. Им поклонялись, их чтили так, как в античном мире чтили героев, а в Средние века – святых. Особенно растет спрос на образованных людей. Люди, имевшие знания, пользовались в обществе не только почетом и уважением, но и получали определенный доход. Повсюду в Европе появлялись светские школы, что стало также и одним из признаков отхода общества от религиозных, церковных догматов.
Время Ренессанса было окрашено жаждой новизны, которая стимулировала развитие многих направлений в культуре. В эпоху Возрождения разворачивается научное изучение природы – естествознание. Оно становится лидером научной мысли, и вместо теоцентризма – мировоззрения феодального общества – во всех сферах культуры начинает развиваться натуроцентристское сознание. Его импульсами служила производственная и практическая потребность поздне-средневекового города, нуждавшегося в научном подспорье для своего дальнейшего возвышения. Как отмечает известный английский ученый Дж. Бернал, «изменения в технических приемах вели к науке, а наука в свою очередь – к новым и все более быстрым изменениям в технических приемах»; в результате естествознание «обеспечило себе постоянное место в качестве части производительных силобщества… Это была поистине научная революция». По мнению ученых, в Европе между серединой XIV и серединой XVI в. чрезвычайно важное место в обществе начинает занимать техника, а тенденции ее развития стремились к тому, чтобы стать одним из доминирующих факторов человеческой цивилизации. Западная Европа начинает все более осознанно воспринимать как сам технический прогресс, так и его возможности, которые уже в это время многим кажутся безграничными.
|
|
Значительным шагом в становлении естествознания было издание в середине XVI столетия двух трактатов Н. Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер» и А. Везалия (1514-1564) «О строении человеческого тела, названных «двумя величайшими победами» Возрождения. Одновременность их появления имела символическое значение для миропонимания людей того времени, поскольку они выявляли два полюса ориентации познавательной деятельности – мироздание и человека как его совершеннейшее явление, то есть космос и микрокосм.
Великие географические открытия эпохи, обоснование гелиоцентрической системы мира и теории о бесконечности Вселенной привели к важнейшему качественному скачку в представлениях людей об окружающем мире. «Мир сразу сделался почти в десять раз больше; вместо четверти одного полушария теперь перед взором западноевропейцев предстал весь Земной шар … Внешнему и внутреннему взору человека открылся бесконечно более широкий горизонт», – писал Ф. Энгельс [4].
|
|
Весомый вклад в науку Возрождения внесли ученые Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Парацельс, Тарталья, Кардано и др.
Важнейшим компонентом ренессансной культуры стало изобретение в XV в. немецким печатником Гуттенбергом (ок. 1399-1468) книгопечатания. Появление доступных печатных книг, тиражирование произведений изобразительного искусства с помощью гравюры, способствовало масштабной демократизации культуры и, по мнению теоретика культуры М.С. Кагана (1921-2006), позволяет считать Возрождение и в этом отношении «культурной революцией», сопоставимой по значению с возникновением письменности.
Богатое содержание новой эпохи – отличительная особенность этого периода истории:
– бурный экономический рост,
– разложение средневекового уклада жизни,
– усложнение классовых отношений феодального общества,
– расширение границ познания мира,
– развитие технических знаний и опытных наук.
Все это не укладывалось в лоно прежнего богословского учения и разрывало узкие пределы средневекового мировоззрения. Христианская составляющая в культуре перестала быть определяющей. На первое место выдвигается индивидуализм рациональной личности с осознанием собственного могущества и достоинства. Складываются новые нравственные принципы, которые оправдывают «честное обогащение», тягу к мирским благам, что вело к расхождению с церковной аскетической моралью, сковывавшей инициативу и деловую активность. В противовес средневековому пониманию человека лишь как вместилища духа приходит новое убеждение, что человек рожден для счастья на земле и вправе пользоваться всеми радостями, дарованными жизнью.
«…Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты, – пишет об этом времени выдающийся русский ученый А.Ф. Лосев (1893-1988). – Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле!.. Посмотрите, как красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры!.. Даже заправские теисты Возрождения вроде Марсилио Фичино или Николая Кузанского рассуждают о красоте мира и жизни почти в духе пантеизма…»[5].