double arrow

Ослабление религиозных и социальных ограничений давало возможность человеку поверить в свои собственные силы, способствовало его духовному раскрепощению.


 
 

 


       
 
Совершенствование человеческого общества (создание утопических картин совершенного мира)
   
Воспитание нового человека (теоретическое и практическое в педагогической сфере)
 

 

 


Гуманизм как идейная основа эпохи Возрождения

Мощной силой, оказавшей существенное влияние на распад средневековой картины мира в эпоху Возрождения стал гуманизм.Он выступил теоретическим выражением происходивших социально-политических процессов, в которых именно человек, а не Бог, оказывался в центре общественных и политических движений.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – в широком смысле – исторически изменяющаяся система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности. Даже в недрах средневековой культуры, где главной ценностью был Бог, формируются гуманистические идеи. Однако, если гуманизм в широком понимании есть признание высокой ценности человека как родового существа, то, как отмечает М.С. Каган, «ренессансный гуманизм был признанием ценности личности как конкретного индивида, имеющего право на свободный выбор ценностей и способов их воплощения в своей деятельности»[6],независимо от того, касается ли это свободы выбора религиозной веры, или политических убеждений, или нравственных принципов, или художественно-творческого метода.

Краеугольный камень нового мировоззрения заложил великий и последний поэт Средневековья Данте Алигьере (1265-1324). В своей гениальной «Божественной комедии» он первый спел гимн достоинству человека. Основоположниками гуманистической культуры считаются флорентийцы – писатель Джованни Боккаччо и поэт Франческо Петрарка, провозгласившие совершенно новый взгляд на человека и окружающий мир. В их произведениях впервые в христианской культуре человек был изображен не как часть божьего мира, а как самоценное существо. «Для чего познавать зверей, птиц, рыб, змей, если не знаешь природы людей: для чего мы существуем, откуда пришли и куда идем», – задавался вопросом Петрарка[7].

Гуманизм     Ø дал толчок развитию новых философских концепций; Ø способствовал становлению литератур на национальных языках европейских стран; Ø оказал влияние на развитие естественных наук; Ø оставил свой след в зодчестве, дал богатый материал для поисков художников и скульпторов.  

В то же время понятие «гуманизм» имело более широкое, чем чисто профессиональное художественно-эстетическое значение. Он сыграл чрезвычайно важную роль в общественно-политической и духовной жизни западноевропейского общества. В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Ренессансные гуманисты, лично не порывая с христианством, привнесли в культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам церкви, смелый критический дух. Развиваясь как мощное течение новых общественных воззрений, гуманистические взгляды захватывают и проникают в купеческие круги; во дворцы и окружение правителей государств; в среду политиков; утверждаются в народных массах; и даже в папскую канцелярию.

С гуманизмом было связано перенесение основного внимания с христианских ценностей на действительный мир, наслаждение земным бытием, жизнерадостность, вера в доброжелательность человеческой натуры, стремление найти в окружающем мире закономерность, подтверждающую его красоту и стройность. В результате «именно в этот период, – пишет выдающийся итальянский историк искусства, философ, художественный критик Джулио Карло Арган,светская культура … заняла место культуры религиозной, теологической, догматической, космополитической и носительницей которой выступала католическая церковь»[8].


Сейчас читают про: