Теоретическая и методическая подготовка руководителей занятий на учебных местах и учебных точках осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.
Теоретическая и методическая подготовка руководителей занятий на учебных точках из числа сержантов осуществляется в ходе проведения практических занятий, групповых упражнений, тренировок и самостоятельной подготовки учебных взводов под руководством преподавателей кафедры и курсовых офицеров.
К организованным формам подготовки руководителей занятий на учебных местах и учебных точках относятся инструктивно-методические занятия (ИМЗ), которые проводятся на военной кафедре (цикле) не реже 1 раза в семестр обучения, как правило, за месяц до проведения комплексного занятия по общевоенной подготовке.
Главная задача ИМЗ – оказать практическую помощь руководителям занятий в их самостоятельной подготовке к проведению комплексного занятия. Основу плана ИМЗ составляет инструктивно-методические лекции и показные занятия по темам, выносимым на комплексное занятие, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования средств материального обеспечения, технических средств обучения и наглядных пособий, информация о положительном опыте и недостатках в организации проведенных комплексных занятий по общевоенной подготовке на факультете военного обучения.
Самостоятельная подготовка руководителей занятий на учебных местах и учебных точках осуществляется с использованием материальной базы и возможностей библиотеки и методического кабинета факультета военного обучения.
Основные этапы работы руководителя занятия на учебной точке:
Первый этап – уяснение указаний и рекомендаций, полученных на инструктивно-методических занятиях, изучение методических разработок и учебной литературы по теме.
Второй этап – составление плана проведения занятия на учебной точке, который включает:
· определение учебных и воспитательных целей занятия (учебные цели предусматривают приобретение новых знаний, навыков и умений, а воспитательные – формирование качеств личности);
· формулирование основных вопросов;
· предварительное распределение учебного времени между учебными вопросами.
Третий этап – подбор и подготовка материальной базы занятия, определение места и последовательности использования средств материального обеспечения.
Четвертый этап – написание развернутого плана-конспекта проведения занятия на учебной точке.
План-конспект руководителя занятия на учебной точке.
План-конспект является основным содержательным и организационным документом комплексного занятия по общевоенной подготовке на каждой учебной точке, элементом контроля готовности руководителя занятия к его проведению. Планы-конспекты занятий на каждой учебной точке утверждаются начальником кафедры за 10 дней до проведения занятий. Руководитель занятий обеспечивает сохранность планов-конспектов в течение учебного года.
Структура плана-конспекта проведения занятия на учебной точке.
План-конспект проведения занятия на учебной точке состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части.
1. Вводная часть включает в себя:
· проверку готовности обучаемых к проведению занятия;
· проверку готовности материальной базы к проведению занятия;
· доведение темы, целей (учебные цели доводятся до обучаемых, воспитательные – не доводятся) и порядка проведения занятия;
· краткое вступление.
2. Основная часть включает в себя:
· содержание учебных вопросов и распределение времени на их отработку;
· наиболее важные положения по каждому вопросу;
· действия руководителя и обучаемых при отработке каждого учебного вопроса.
3. Заключительная часть включает в себя:
· краткие выводы по проведенному занятию;
· ответы на вопросы слушателей;
· подведение итогов и объявление оценок;
· задание на самостоятельную подготовку.