Особенности человеческих ресурсов организации

Тема 11. Мотивация персонала

Особенности человеческих ресурсов организации. Адаптация персонала к изменениям.Общая характеристика проблемы мотивации труда как инструмента управления.Модель процесса мотивации. Мотивационный характер систем компенсации за труд. Системы переменной заработной платы. Групповые системы заработной платы. Системы платы за знания и компетенции. Нематериальные формы мотивирующего вознаграждения. Современные подходы к мотивации персонала в зарубежных странах.

Особенности человеческих ресурсов организации

Термин «человеческие ресурсы» начал утверждаться в американском и европейском управлении в 70-80-е гг. ХХ века. В настоящее время оба эти термина одинаково употребимы: и термин «ЧР», и термин «персонал».

Персонал организации, с одной стороны, влияет на формирование целей организации, а, с другой стороны, определяют эффективность ее функционирования. Это обстоятельство и определяет приоритетную роль человеческих (людских) ресурсов по сравнению с другими видами организационных ресурсов.

ЛР (ЧР) существенно отличается от любых других используемых организацией ресурсов. Особенности ЧР состоят в следующем:

1. Люди наделены интеллектом и, соответственно, их реакция на внешние воздействия (управления) является эмоционально-осмысленной, а не механической, следовательно, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним. Именно это обстоятельство делает человека довольно инерционным элементом организации.

2. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В современных условиях НТП, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации.

3. Трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет. Отношения человека и организации могут носить долговременный характер. Людиприходят в организацию, как правило, осознанно, с определенными целями, и ожидают от организации предоставления возможности для реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника организацией является таким же необходимым условием для продолжения их взаимодействия, как, впрочем, и удовлетворенность организации сотрудником.

В силу перечисленных особенностей, ЧР являются наиболее чувствительными ресурсами к влиянию внешней среды и внутренних процессов организации. Предпосылки к адаптации персонала к изменяющимся условиям определяется следующим.

1. Если потребность в технических средствах и технологиях, перестает удовлетворять ЛПР, то их можно и нужно заменить на новые. Процесс этот не простой и требует анализа и строгого обоснования.Если же профессиональный уровень работника перестает удовлетворять требованиям организации, то его увольнение не только болезненный процесс для конкретного человека, но процесс, имеющий серьезные социальные последствия для общества в целом.

2. В то время как стоимость материальных ресурсов организации со временем снижается посредством амортизации, то ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага организации, так и для личного блага служащих этой организации, руководство должно работать над повышением потенциала кадров, используя доступные ему механизмы адаптации персонала под изменяющиеся внешние и внутренние условия. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: