Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Исследователи выделяют три основных модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
Европейская модель политики занятости - сокращение числа занятых при повышении производительности труда, рост доходов, наличие дорогостоящей системы пособий для большого количества безработных.
Скандинавская модель – занятость практически для всех наёмных работников за счёт создания рабочих мест со средними условиями оплаты труда в государственном секторе.
Американская модель – создание рабочих мест, не требующих высокой производительности для значительной части экономически активного населения. Безработица при этом уменьшается, но увеличивается число людей с низкими доходами.
Для реализации государственной политики занятости используются два варианта средств: активные и пассивные.
Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.
|
|
Это такие меры, как:
-обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
- активный поиск и подбор рабочих мест;
- финансирование создания новых рабочих мест;
- организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика занятости — это выплата пособий безработным и предоставление рабочих места через государственную службу занятости.
В законе РФ «О занятости населения в РФ» и других нормативных актах сформулированы основные принципы занятости.
Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Принуждение к труду возможно лишь в особых случаях, предусмотренных законом. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.
Второй принцип – создание государственных условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице.
Третий принцип – комплексный подход к проблемам занятости, то есть необходимость координации усилий органов власти всех уровней в управлении процессами занятости (политика социального партнёрства). Согласно статье 7 Конституции РФ 1993года Российская Федерация провозглашалась социальным государством.
Там же предусмотрены конкретные направления российской политики занятости:
|
|
-предусмотрены меры по предупреждению массовой и сокращению длительной (более одного года) безработицы;
- меры поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, особенно для граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- предоставлена самостоятельность органам власти субъектов РФ в обеспечении занятости (областные, городские программы занятости). Например, на региональных рынках возможно использование нестандартных форм организации занятости, таких как: частичная занятость, нетрадиционные способы организации труда (надомный труд, двойственная занятость, гибкий график рабочего времени, самозанятость (ИТД, малый бизнес).