Категория товарно-материальных запасов в логистике

Тема 10

Логистика запасов

Логистика запасов занимается управлением и организацией запасов на складах и контролирует издержки на складские операции.

Классификация запасов:

1) производственные запасы — резервы, формируемые на предприятиях, предназначенные для обеспечения бесперебойного непрерывного производственного процесса;

2) товарные запасы — резервы готовой продукции, находящиеся на складах предприятия, в сфере обращения (запасы в пути, запасы на предприятиях торговли);

3) текущие запасы — резервы, обеспечивающие непрерывное движение материального потока между очередными поставками. Составляют большую часть производственных и товарных запасов. Их величина максимальна в момент поступления очередной партии заказа и минимальна в момент ее исчерпания.

1. Подготовительные запасы — запасы, которые выделяются в производственных и товарных запасах при необходимости подготовки продукции к использованию ее в производстве и отпуску потребителям.

2. Гарантийные запасы — постоянные по величине запасы, предназначенные для обеспечения бесперебойногоснабжения производства (торговли) в случае возникновения непредвиденных неблагоприятных обстоятельств, таких как отклонение в периодичности или величине партии поставок от запланированных, изменение интенсивности потребление, изменение уровня потребности, задержки поставок и др. При нормальных условиях существования фирмы эти запасы являются неприкосновенными.

3. Сезонные запасы — запасы, образуемые при сезонном характере производства, потреблении материальных производственных ресурсов, транспортировке.

4. Переходящие запасы — остатки запаса материальных ресурсов на конец одного базового и начало отчетного периода.

5. Максимально желательный запас — наибольшая величина экономически целесообразного запаса в рассматриваемой системе управления запасами. В некоторых системах управления запасами величина этого запаса используется для расчета объема запаса.

6. Пороговый уровень запаса — величина запаса, при достижении которой должна поставляться очередная партия заказа или делается очередной заказ.

Норма запаса — расчетное наименьшее количество предметов труда, которое должно находиться у производственного (торгового) предприятия для обеспечения бесперебойного снабжения производства (реализации) продукции.

 

 

Категория товарно-материальных запасов в логистике

Запас - это обязательный элемент любой экономической системы, призванный сглаживать неравномерность производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наличие запаса может рассматриваться и как положительный, и как отрицательный момент в экономике предприятия. Лишние запасы отвлекают значительные финансовые средства, поэтому вложение в запасы финансовых средств весьма неэффективно, так как эта доля финансов не имеет оборота.

Существует много причин, по которым фирмы идут на создание запасов.

1. Непрерывность процесса потребления. Продажи товаров в магазине непрерывны, поэтому в сфере товарного обращения создаются запасы

2. Сезонность производства. Многие виды продукции производятся сезонно (к примеру, сельскохозяйственная продукция), но требуются потребителям постоянно в течение года.

3. Сезонность спроса. По отдельным видам товаров в некоторые периоды года возникает "пиковый спрос", следовательно, к этому следует создать запасы. К примеру, алкогольная продукция и кондитерские изделия к праздникам.

4. Длительное время транспортировки. Транспортировка товаров требует определённого времени, поэтому в периоде между заказом и поступлением товаров на склад необходимо создавать запас.

5. Партионность производства. Предприятия производят продукцию крупными партиями, а потребляются товары потребителями штучно. Запас в этом случае сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров.

6. Неравномерность спроса. Продавец точно не знает, сколько купят товара по каждой товарной позиции, поэтому вынужден создавать запасы.

7. Колебание сроков поставки товаров. Происходит по причине опозданий при отгрузке или несоблюдении сроков транспортировки.

Все запасы можно классифицировать по натурально-вещественным признакам (видам сырья материалов, готовой продукции), месту их нахождения, по исполняемым функциям, по времени учёта и по объёмам и потребности.

1. По месту нахождения запасы подразделяют:

а) производственные запасы - это сырьё, полуфабрикаты, запасы незавершённого производства и готовая продукция. Являются источником долговременного риска для компании, особенно в условиях изменяющегося спроса. Размещается на складах и производственных участках промышленных предприятий:

б) товарные запасы - это готовая продукция промышленных предприятий, поступившая в сферу товарного обращения и находящаяся в пути следования или на складах предприятий оптовой и розничной торговли. Они необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей;

в) запасы домашних хозяйств. Создаются потребителями в виде закупок товаров для текущих нужд или в виде резервных запасов.

г) запас в пути. Это товар, который заказан у поставщика и оплачен. То есть с момента оплаты товара до момента до поступления на склад.

2. По исполняемым функциям запасы подразделяют:

а) текущие запасы. Это количество товара, которое находится на складе. Обеспечивают возможность непрерывной реализации товаров между поставками. Их величина постоянно меняется в результате расходования при продажах или при поступлении новых партий;

б) подготовительные или буферные запасы создаются в том случае, если товары требуют дополнительной подготовки перед использованием. К примеру, некоторые рыбные консервы перед продажей должны пройти период созревания на складе;

в) гарантийные (страховые и резервные) запасы. Страховые запасы предназначены для непрерывной реализации товаров потребителям в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, несвоевременность отгрузки товара поставщиком, задержка в пути товарной партии или непредвиденное увеличение спроса между поставками. При нормальных условиях работы этот запас неприкосновенен. Резервные запасы являются стратегическими и создаются на долговременный период, к примеру, государственные резервы;

г) сезонные запасы. Образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки товаров. Обеспечивают нормальную работу торгового предприятия в период сезонного спроса;

о) рекламные запасы. Создаются в торговле для быстрой реакции на возникший после рекламы спрос покупателей;

е) спекулятивные запасы. Создаются с целью защиты от возможного повышения цен или для получения дополнительной прибыли от разницы цен.

3. По времени учёта запасы подразделяются:

а) пороговый уровень запаса или точка заказа. Используется для определения момента времени очередного заказа товаров. Означает, что при его достижении нужно произвести очередной заказ;

б) максимально желательный запас - это уровень запаса, экономически целесообразный в магазине.

в) переходящий запас - остатки продукции (товара) на конец отчетного периода и начало планового периода. Обязательно учитываются при планировании поставок на последующий год;

г) неликвидный запас - длительно неиспользуемые товарные запасы. Они образуются по причине ухудшения качества товаров во время хранения или морального старения.

4. По объёмам и потребности:

а) нормативные запасы - равны заранее установленному нормативу;

б) сверхнормативные запасы - превышают установленный норматив;

в) излишние запасы - потребность в них полностью отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: