Беларусь в революции 1905–1907 гг

 

Провал восстаний 1831 и 1863 годов под лозунгами возрождения Речи Посполитой дискредитировал саму идею такого пути национального освобождения беларусов. В поисках нового пути беларуские патриоты пришли к социалистической доктрине и переориентировались с Польши на Россию. Назревало всероссийское выступление бедных против богатых — социальная революция.

Основными причинами революции явились: недовольство царизмом как самодержавной формой правления, кризис в экономике (в частности, в аграрных отношениях), стремление угнетенных народов империи к расширению своих политических и гражданских прав.

Жестокое поражение русской армии и флота в войне с Японией обострило экономический кризис и ускорило революцию. Расстрел 9 января 1905 года шествия к царю петербургских рабочих с семьями всколыхнул всю страну. Волна митингов протеста охватила империю, в том числе беларуские города. Так началась первая российская революция.

Первый этап революции. Он продолжался с января по сентябрь 1905 года. В ходе весенних забастовок рабочие Беларуси добивались повышения заработков и сокращения рабочего дня до 9–10 часов. Активно участвовали они и в политических выступлениях (митингах, демонстрациях) солидарности с трудящимися России. Волнения перекинулись в деревню.

В марте БСГ совместно с ПСР собрала в Минске крестьянский съезд. Эсеры доказывали делегатам, что получить землю можно только силой. Но громадовцы выступили против насильственных методов. В результате аграрная программа так и не была принята. Съезд призвал крестьян устраивать забастовки и требовать от помещиков части урожая, а при отказе захватывать их собственность, в том числе землю. Съезд высказался также за повсеместное создание в деревнях крестьянских братств или союзов, а для руководства ими учредил Беларуский крестьянский союз.

Крестьяне откликнулись на призыв. Летом по беларуским деревням прокатилась волна забастовок. Они составили почти половину всех крестьянских выступлений в империи. Батраки и поденщики требовали увеличения заработной платы, а кроме того просили помещиков поделиться землей. Именно летом 1905 года громадовцы выдвинули свой лозунг: «Трудовая беднота всех стран, соединяйся»!

БСГ начала рассматривать себя как крестьянскую партию. Она поставила целью достижение политической автономии Беларуси в Российской империи, а также культурно-национальной автономии для этнических меньшинств (поляков, евреев, татар).

Второй этап революции. Это был её подъем, который пришелся на октябрь — декабрь 1905 года. В октябре империю охватила всероссийская политическая стачка. В Беларуси первыми включились в борьбу железнодорожники. Их поддержали фабричные рабочие и ремесленники. Декабрьское вооруженное восстание в Москве, ставшее кульминацией событий 1905 года, сопровождалось всероссийской железнодорожной стачкой. Подъем революции повлек ряд изменений в общественной жизни Беларуси.

Во-первых, усилились волнения в деревне. Агитаторы РСДРП призывали крестьян к террору (сжигать и грабить имения, убивать их владельцев, захватывать землю). БСГ, почти все лидеры которой вышли из шляхетской среды, призывала крестьян бороться с помещиками цивилизованными методами — путем забастовок.

Беднейшие слои крестьянства и молодежь были настроены агрессивно. Все случаи аграрного террора пришлись на восточную часть Беларуси, где имелось много крестьян-отходников, и где вели агитацию российские партии. В декабре 1905 — январе 1906 года здесь в 17 имениях пролилась кровь. И всё же в беларуских деревнях террор не получил широкого распространения. Он применялся лишь в отношении наиболее ненавистных и непримиримых помещиков. В беларуской сельской среде всегда преобладало уважительное отношение к чужой собственности.

С конца 1905 года крестьяне начали кампанию неповиновения губернским и поветовым властям, отказывались платить налоги, под воздействием агитаторов БСГ принимали резолюции о переводе обучения детей на родной язык. Однако у БСГ было слишком мало профессиональных партийцев, способных работать на селе. Поэтому она объединяла свои усилия с эсерами, призывала крестьян вступать в эсеровский Всероссийский крестьянский союз, учрежденный в августе 1905 года.

Во-вторых, подъем революции вызвал ответные репрессии властей. После подавления декабрьского восстания в Москве начались рейды карательных отрядов, сопровождавшиеся казнями и массовыми арестами. Рабочее движение было подавлено. Местные власти организовали еврейские погромы в Гомеле, Речице, Орше и Белостоке. В январе 1906 года карательная экспедиция во главе с губернатором Гагманом прошлась по Могилёвщине. Каратели сжигали хаты «бунтовщиков», секли смутьянов розгами, а то и казнили без следствия и суда.

В-третьих, дворянство пошло на уступки. 17 октября 1905 года царь Николай II издал манифест, в котором обещал своим подданным политические свободы и парламент (Государственную Думу) с правами законодателя. А на другой день после объявления манифеста, в Минске, по приказу губернатора Павла Курлова, солдаты расстреляли митинг на привокзальной плошали. До 100 человек погибли, около 300 было ранено («Курловский расстрел»). То же самое произошло в Витебске, хотя с меньшим числом жертв. И всё же в России началось становление парламентской монархии.

Выборы в первую Государственную думу состоялись в начале 1906 года. За голоса жителей Беларуси боролись три политических лагеря: консервативный, либеральный и революционный.

В консервативном лагере наиболее реакционную позицию занимал «Союз русского народа» (черносотенцы). Он объединял чиновников, православное духовенство, часть крестьян (в том числе староверов), часть мелких торговцев. На местах с черносотенцами активно сотрудничали члены партии октябристов. Все они стремились к сохранению монархии, под лозунгом «Россия для русских», не желали слышать ни о каких реформах.

Либеральный лагерь формировался преимущественно за счет партии конституционных демократов (КД — кадеты). Его идеалом была конституционная монархия с двухпалатным парламентом. Кадеты выступали за частичное отчуждение помещичьих земель по рыночным ценам. Они отвергали национальную дискриминацию...

 

(В исходнике разрыв — 5 страниц. Если у Вас есть полная версия — Polochanin72@gmail.com).

 

...к российским порядкам — только бы выжить. В определенном смысле беларусы стали нацией приспособленцев, чем и спасались. Так, православные предприниматели (фермеры, торговцы, отдельные фабриканты) в конкурентной борьбе с помещиками польской культуры и евреями искали заступничества у российских властей. Карьерные интересы беларуской интеллигенции требовали и от нее лояльности царскому режиму. Православные беларусы стали носителями русско-беларуского (имперского) варианта самосознания: они признавали своим отечеством Россию, поддерживали царя, слушались священников и всё же отличали себя от русских.

Показательны в этом смысле взгляды Луки Солоневича, в прошлом сельского учителя, волостного писаря, чиновника канцелярии гродненского губернатора. В 1908 году он организовал в Вильне «Белорусское общество», а в 1909 году издавал на русском языке газету «Белорусская жизнь». Солоневич и его сторонники признавали беларусов самостоятельным народом, но «культурным» языком для него считали русский. Газета критиковала правительство за то, что оно не принимало действенных мер для ограничения господства крупных «польских» помещиков (в действительности беларуских, но католической веры и польской культуры). Кроме того, они обвиняли власти в игнорировании жизненно важных интересов беларуского «народа», под которыми понимали потребность крестьянства в значительном расширении земельных участков. Солоневич и ему подобные пытались сочетать российский провинциализм с элементами регионального сепаратизма, постепенно приближаясь к идеологии беларуских националистов.

Польско-беларуский вариант самосознания. Завоеванные революцией гражданские свободы содействовали новому подъему в Беларуси польской культуры, усилению влияния католического костёла. Например, с 1906 по 1914 год число польских газет и журналов, издававшихся в Вильне, увеличилось с 11 до 28. До 1908 года в Вильне работало популярное культурно-просветительное товарищество «Освята» («Просвещение»), имевшее отделения в Минске, Несвиже, Гродно и других городах. Воинствующие клерикалы не признавали самобытности беларусов и стремились к полной полонизации беларусов. А с другой стороны, слабость беларуского движения не способствовала участию в нем беларусов-католиков.

В это же время на сцене появился польско-беларуский (краевой) вариант самосознания. «Краёвцы» представляли католическую интеллигенцию и землевладельцев (Роман Скирмунт, Александр Ледницкий, Михаил Ромер и другие). Это движение заявило о себе в феврале 1906 года программной статьей в «Виленской газете». Как правило, местные патриоты отличали себя от поляков, почему и назывались «краёвцами», или «литвинами». Под термином «край» они подразумевали земли бывшего ВКЛ, считая их единым экономическим и культурным целым.

Краевое движение стало ответом беларуской интеллигенции польской ориентации на русский шовинизм с одной стороны, на польский национализм с другой, а стимулировали его общие польско-беларуские культурные традиции Виленщины. Концепция «краёвости» предусматривала равноправие польского и беларуского народов. Большинство краёвцев постепенно эволюционировало в направлении польской национальной идеи, и лишь единицы — в сторону беларуской.

Витольд Жуковский, автор книги «Поляки и белорусы» (Вильня, 1907 год) предложил местной элите, во-первых, нейтрализовать «всепольских объединителей»; во-вторых, бороться за освобождение от власти царя Беларуси и Польши; в-третьих, создать политический союз между ними с целью защиты от имперских устремлений России и Германии.

После революции 1905 года беларускую интеллигенцию стали широко пополнять выходцы из крестьян. Национальное движение начало получать некоторую поддержку и со стороны беларуских предпринимателей. За период с 1897 по 1916 год общая численность состоятельных хозяев-беларусов достигла миллиона человек. Некоторые помещики-католики под влиянием национально-культурного движения тоже вспомнили о своем беларуском происхождении.

«Наша Нива». Самое главное — беларусы впервые получили свою газету «Наша Нива», выходившую с ноября 1906 по август 1915 года. Опираясь на нее, беларуские лидеры во главе с братьями Иваном и Антоном Луцкевичами широко развернули культурно-просветительскую работу с целью достижения национального единства беларусов и идейной подготовки их к борьбе за свою государственность.

Газета пропагандировала единство беларусов независимо от вероисповедания, требовала введения беларуского языка в школах, церквях и костёлах. Она поднимала беларуский язык на уровень литературного и научного, что позволяло беларусам избежать перехода на русский или польский язык.

«Наша Нива» стада собирательницей беларуских литературных талантов. Не имея возможности платить гонорары, она время от времени спасала литераторов тем, что приглашала их на работу. Среди её сотрудников были Якуб Колас, Тишка Гартны (Дмитрий Жилунович), Змитрок Бядуля. Когда редактора-издателя газеты А. Власова призвали в российскую армию, его заменил в 1914–15 гг. Янка Купала. Секретарем редакции с 1909 года был Вацлав Ластовский. Именно он открыл поэта Максима Багдановича, начал печатать его произведения. Писатель Максим Горецкий и поэт Алесь Гарун тоже начали печататься в «Нашей Ниве».

При редакции существовало издательство. С 1910 года оно выпускало популярный среди крестьян «Белорусский календарь», в котором печатались не только справочные материалы, но и лучшие художественные произведения беларуских литераторов. С 1912 году в Вильне издавался сатирический журнал «Крапива», а сельскохозяйственный отдел газеты превратился в журнал «Соха» (с конца 1913 года он выходил в Минске). Здесь появился ещё один питомец «нашенивцев» — литературный ежемесячник для молодежи «Лучинка», который редактировала Элоиза Пашкевич («Тётка»).

Сразу после отмены в декабре 1904 года ограничений для нерусских языков, В. Ивановский основал в Петербурге беларуское издательство «Заглянет солнце и в наше оконце». В 1905 году оно выпустило первые буквари для беларуских детей на «латинке» (составитель Ивановский) и «кириллице» (составитель Карусь Каганец).

В 1913 году Ивановский, с помощью Янки Купалы и Ивана Луцкевича, перевел свое дело в Вильню, где организовал Беларуское издательское общество и открыл первый беларуский книжный магазин. Кроме того, появились беларуские издательства в Минске («Минчук») и Вильне («Наша хата», «Полочанин», «А. Гриневич»). Благодаря усилиям сотрудников «Нашей Нивы» беларуские писатели получили возможность печатать свои произведения на родном языке. За период с 1906 по 1915 год было издано около 160 книг на беларуском языке, причем половину из них напечатал В. Ивановский.

Первое исследование по истории Беларуси увидело свет в Вильне в 1910 году. Книга называлась «Краткая история Беларуси». Её написал на беларуском языке Вацлав Ластовский. Это стало важным событием в летописи беларуского национального движения.

Один из основателей «Нашей Нивы» Иван Луцкевич, этнограф и археолог по профессии, собирал коллекции для будущего беларуского национального музея. Под влиянием «Нашей Нивы» беларуские студенческие кружки в российских университетах начинали заниматься теоретическим обоснованием самоутверждения беларуской нации.

В Петербурге выходил литературно-художественный альманах «Молодежь Белоруссии» (1912–13), который, по сути, был первым изданием беларуской научной публицистики, работал беларуский научно-литературный кружок студентов (1912–17). Его организовал Бронислав Тарашкевич, позже создавший первый учебник беларуской грамматики. Под руководством Е. Карского, Е. Романова, Б. Эпимаха-Шипило кружковцы разработали комплексную программу изучения беларуского языка, фольклора, этнографии, народного искусства, впервые заговорили о беларусоведении как системе знаний.

«Наша Нива» заинтересовала беларускую молодежь народной культурой, литературными произведениями соотечественников. Под влиянием её пропаганды в городах, местечках и деревнях появлялись любительские кружки, устраивавшие вечеринки с народными песнями и танцами, декламированием произведений беларуских писателей и поэтов.

С 1907 года открывались частные беларуские школы. Осенью того же года прошел съезд их учителей, учредивший неофициальный Беларуский учительский союз.

Еженедельная беларуская газета имела объем в один печатный лист (24 страницы машинописного текста) и тираж до 4,5 тысяч экземпляров — очень мало для 6 миллионов беларусов. Но на больший тираж не хватало средств. Зато газету передавали из рук в руки. Только в 1910 году она поместила 666 корреспонденций из 320 населенных пунктов. Беларусы читали свою газету во всех уголках империи, а также в Праге, Париже. Лондоне, Нью-Йорке. Национальная культура, которую пропагандировала и поддерживала газета, являлась для беларусов главным объединяющим фактором. Реализовать эту миссию было не просто. Например, выписывать и читать «Нашу Ниву» власти запрещали учителям Виленского учебного округа, государственным чиновникам, учащимся сельскохозяйственных школ.

БСГ, действовавшая в подполье, оказывала значительное влияние на идеологическую направленность «Нашей Нивы». Это была действительно народная газета. Она никогда не позволяла себе пренебрежительных высказываний в адрес других наций. Более того, постоянно напоминала о необходимости уважения национальных прав всех народов, призывала беларусов широко использовать достижения русской, польской и украинской культуры.

В январе 1913 года в Вильне, при финансовой поддержке княгини Магдалены Радзивилл, начала выходить на беларуской «латинке» католическая еженедельная газета «Беларус». Её редакторы-издатели Адам Бычковский и Болеслав Пачобка, крестьяне по происхождению, намеревались работать исключительно для беларусов-католиков, но под влиянием «Нашей Нивы» перешли к пропаганде и защите общебеларуских интересов. В национальное движение включились ксендзы Винцент Годлевский и Александр Астрамович (Андрей Зязюля). Так зародилось клерикальное течение в беларуском движении.

Научная деятельность. В начала XX века научная деятельность в Беларуси утратила политическую окраску и обрела прикладной характер. Появилась сеть научных учреждений. Изучением края занимались Витебская ученая архивная комиссия, созданная в 1909 году, Смоленская ученая архивная комиссия. Минский церковный историко-археологический комитет (1908 г.), воссозданный в 1910 году в Вильне Северо-Западный отдел Российского географического общества, польское Общество друзей науки в Вильне (1907), Общество изучения Беларуского края в Могилёве.

При содействии этих учреждений были созданы краеведческие музеи в Витебске, Вильне, Гродно, Минске и Могилёве. Первыми научными учреждениями естественного профиля стали исследовательские станции — Беняковская сельскохозяйственная в Виленской губернии (1910) и Минская болотная (1913).

В Минске в 1912–16 гг. издавался первый в империи журнал по культуре болот — «Болотоведение». Всего же в Беларуси в период с 1906 до 1917 года выходили около 20 научно-популярных периодических изданий, в том числе 8 сельскохозяйственных, остальные — по медицине, болотоведению, лесоводству, железнодорожному транспорту и общим проблемам. Их редакции находились в Вильне, Витебске, Бобруйске, Гродно, Лепеле, Минске, Могилёве.

Тернистый путь возрождения. Во всех национальных окраинах постепенно усиливалось национальное движение, принявшее форму развития своих национальных культур (языка, литературы, искусства, этнографии, истории и т. п.).

В начале XX века одни беларусы видели свой край русским и православным, другие — польским и католическим. А сотрудники «Нашей Нивы», их сторонники и последователи видели свое Отечество беларуским и христианским, это значит — единым, хотели примирить враждебные стороны на основе интересов беларуской земли. Но все они ставили политической целью автономию Беларуси в составе Российской империи, правда, на разных культурно-этических основах. И только отдельные интеллектуалы мечтали о свободе своей страны вне границ России. В частности. Иван Луцкевич начал пропагандировать идею беларуско-украинской федерации.

После революции 1905 года процесс самоутверждения беларуской нации ускорился. Но национальное самосознание ещё не стало всеобщим явлением. Да и успехи группы «Нашей Нивы», по сравнению с культурными деятелями Польши, Украины и Литвы, были достаточно скромными. Вот некоторые причины отставания:

1. Шовинистическая идеология и политика царизма парализовали национальное самосознание у большинства православных беларусов, и они не участвовали в национальном движении.

2. Беларусы-католики (преимущественно шляхетско-крестьянская интеллигенция) быстрее присоединялись к беларускому движению, так как ощущали себя преемниками традиций ВКЛ. По переписи населения 1897 года, 43,3 % представителей католической шляхты беларуских губерний своим родным языком называли беларуский. Именно католическая интеллигенция создавала ядро нации. Однако национальной консолидации сильно мешал барьер недоверия между православными массами и католическими лидерами.

3. Беларуское движение не имело прочной экономической базы. Торгово-промышленная элита ещё только формировалась. А среди помещиков-католиков присутствовало постоянное опасение того, что сильное беларуское движение социалистической ориентации лишит их земельных владений.

4. У беларусов не было таких островков относительной национально-культурной свободы, как у литовцев в немецкой Пруссии или украинцев в австрийской Галиции, откуда бы исходил свет национальной культуры.

Тем не менее, движение беларуского национального Возрождения крепло столь быстро, что захватывало как русифицированных, так и полонизированных беларусов. Основной круг представителей движения за возрождение беларуской национальной культуры сложился вокруг редакции газеты «Наша Нива». Одна часть лиц этого круга приняла активное участие в процессе «беларусизации» в 1920-е годы в БССР, другая часть действовала в Западной Беларуси и в эмиграции.

 

Первая мировая война

 

«Великая война» в Европе началась 1 (14) августа 1914 года. Беларуские деятели отнеслись к ней по-разному. Одни стали «оборонцами», так как надеялись, что после победы будет легче перестроить империю на федеративных принципах. Другие были «пораженцами». Они верили в то, что военное поражение России приведет к всенародному восстанию против царизма.

Германская оккупация. С первых дней войны в беларуских губерниях было введено военное положение. Вся общественно-политическая жизнь замерла. Были дозволены только патриотические манифестации, молебны и собрания. Правительство развернуло широкую пропагандистскую кампанию под флагом защиты России и самодержавия. Угар псевдопатриотизма охватил многих жителей Беларуси.

«Наша Нива» избегала громких слов о войне. Насколько это было возможно, она писала о тех бедах, что она несла. Действительно, появились беженцы. Крестьян Белостокского округа и Гродненской губернии первыми в империи погнали на строительство военных объектов.

Летом 1915 года военные действия развернулись непосредственно в беларуских землях. Августовское наступление немцев шло в направлении Ковно — Вильня — Минск. 3-го сентября оккупанты заняли древнюю столицу ВКЛ, а через две недели кайзеровская кавалерия перерезала железную дорогу Минск — Москва в районе Смолевич. Ценой больших усилий русской армии удалось остановить немцев и отбросить их в район озер Свирь и Нарочь. Но германская армия продолжала удерживать Западную Беларусь. В августе ставка российского главнокомандующего была перенесена из Баранович в Могилёв.

В октябре 1915 года русско-германский фронт стабилизировался на линии Двинск — Браслав — Поставы — Сморгонь — Барановичи — Пинск. В течение следующих двух лет и пяти месяцев (до февраля 1918 года) он оставался неизменным и делил Беларусь на две части. Здесь сосредоточились свыше 1,5 миллиона русских солдат и офицеров, около миллиона немецких. Штаб Северного фронта находился в Двинске, штаб Западного — в Минске. В июле 1916 года русская армия попыталась прорвать фронт в районе Баранович, но лишь потеряла 80 тысяч солдат.

По всей линии фронта с обеих сторон её непрерывно строились траншеи и блиндажи, проволочные заграждения и полевые укрепления, складские помещения и бараки. Германские власти были заинтересованы в сохранении в прифронтовой полосе стабильных хозяйственных структур, работавших на нужды войны. Потому они старались не мешать хозяйственной деятельности населения. Местных помещиков, торговцев и фабрикантов обложили военным налогом, но, заплатив его, они могли заниматься своим делом. Простой же народ страдал от реквизиций и принудительных работ по строительству военных объектов.

В соответствии с приказом командующею восточным фронтом фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (июль 1915 года), всякая политическая деятельность на оккупированных территориях запрещалась. Право на существование получили только комитеты помощи жертвам войны, созданные ещё до оккупации в прифронтовой полосе российских войск. Им разрешили подавать германским военным властям просьбы и предложения от национальных групп по вопросам культуры, образования, социальной политики.

Действия оккупантов. Власти германской империи не собирались разрушать Российскую империю. Она нужна была им как неисчерпаемый источник сырья для промышленности и гигантский рынок для сбыта промышленных изделий. Задача состояла в том, чтобы экономически более тесно привязать Россию к Германии. Поэтому территориальные претензии немцев были достаточно умеренными. Они хотели отодвинуть русских от своих восточных границ, а для этого планировали создать буферное польское государство, аннексировать Литву и Курляндию.

Беларусь они считали частью России, отсталой в экономическом и культурном плане, но со своей этнической спецификой. Занятые немцами беларуские земли вошли в военно-административный округ Обер-Ост, созданный осенью 1915 года, и в военно-оперативную полосу. В Обер Ост входили Курляндия, Литва и часть Беларуси, приблизительно по линии Браслав — Лила — Зельва — Брест. Всю территорию Обер Оста немцы планировали присоединить либо к Польше, либо к Германии. Земли военно-оперативной полосы они собирались вернуть царю после подписания мирного договора.

Оккупационную администрацию возглавил генерал Эрих фон Людендорф. Он подчинялся командующему Восточным фронтом фельдмаршалу Паулю фон Гинденбургу, победителю русских армий в Восточной Пруссии.

Национальное движение. Для укрепления своего положения в крае оккупационные власти взяли за правило одинаково относиться ко всем нациям. Представителям всех национальностей была разрешена культурная деятельность, обучение и издание газет на родном языке. Столь широкие права беларусы получили впервые, хотя в условиях военного времени реализовать их было трудно — не хватало национальной интеллигенции и финансовых средств. Да и оккупанты больше занимались грабежом беларуских земель, чем повышением культуры местного населения. Поэтому беларуское культурное движение под оккупацией имело свою специфику.

Во-первых, оно сосредоточилось в Вильне. С 15 февраля 1916 года здесь под редакцией Вацлава Ластовского начала выходить на беларуском языке газета «Гомон» («Разговор»), существовавшая до конца 1918 года. С лета 1916 года в Вильне работал Беларуский клуб, при нем — любительский театр Франтишека Олехновича. Там же открылись беларуская библиотека, научное общество, кооперативное объединение «Раніца» («Утро»), детский приют «Золак» («Рассвет»), издавались учебники и школьная литература.

Во-вторых, организационно им руководил из Вильни Беларуский комитет помощи жертвам войны, который действовал с марта 1915 года под председательством Вацлава Ивановского, а затем Антона Луцкевича. Новый председатель сплотил вокруг себя почти всех беларуских деятелей, оставшихся на оккупированной территории.

В-третьих, беларуские деятели главное внимание обратили на расширение системы национального образования. Ещё в ноябре 1915 года в Вильне открылась первая в истории беларуская публичная школа (до того момента обучение на беларуском языке вели только частные школы). В декабре 1915 года там же открылись учительские курсы, а в январе 1919 года — беларуская гимназия.

С 15 октября 1916 до 15 ноября 1918 года в Свислочи (Гродненщина) действовала беларуская учительская семинария. За это время она подготовила 144 учителя. Если в октябре 1916 года на территории Обер Оста было всего лишь 8 беларуских школ, то к ноябрю 1918 ― 89. В оперативной зоне до ноября 1918 года появилось до 60 беларуских школ. Обшая цифра — 150.

Проекты политического самоопределения. Несмотря на то, что оккупанты ограничили полномочия беларусов делами культуры и просвещения, уже в 1915 году в Вильне возник конспиративный общенациональный орган — Беларуский Народный Комитет, который занимался не только культурными вопросами. Его членами стали братья Луцкевичи, братья Станкевичи, поэтесса Констанция Буйло, писатель Максим Горецкий.

Существовали несколько проектов обретения беларуской государственности.

Наиболее реальным в условиях оккупации считался проект возрождения Великого княжества Литовского, в котором беларуские и литовские земли соединились бы по принципу автономии, с сеймом в Вильне. Идею воссоздания ВКЛ выдвинула группа социал-демократической ориентации, во главе с братьями Луцкевичами. Эта инициатива нашла поддержку. Для осуществления поставленной цели в декабре 1915 года была создана Конфедерация Великого княжества Литовского из представителей организаций беларусов, литовцев, поляков и евреев. Тогда же Конфедерация издала на четырех языках Универсал, в котором призвала все организации присоединиться к ней. Этот документ свидетельствовал, что взгляды деятелей беларуского движения существенно изменились по сравнению с 1905 годом. Тогда члены БСГ ещё не представляли себе Беларусь вне федеративной России.

Однако реализации идеи возрождения ВКЛ препятствовали планы поляков и литовцев. Первые по-прежнему вели речь о воссоздании Речи Посполитой, с включением в нее Беларуси и Литвы. Вторые хотели создать свое национальное государство. Конфедерация не нашла поддержки и у немцев, а потому быстро распалась.

Второй проект предложила либеральная группа во главе с Ластовским. Она отвергла всякие союзы, в том числе с литовцами, выступив за полную государственную независимость и территориальную цельность Беларуси в её этнографических границах. Ластовский первым среди беларуских политических лидеров выдвинул идею полной независимости Беларуси. Однако её реализация могла осуществиться только в перспективе.

В 1916 году виленские национальные деятели представляли Беларусь (и западную, и восточную) на конференциях народов России в Стокгольме (апрель) и Лозанне (июнь). Впервые на международном уровне беларусы поставили вопрос о своей политической самостоятельности и заявили о желании освободиться от российскою господства. Но их стремления не вызвали никакого интереса ни в Европе, ни в Америке.

Немецкая оккупация значительно ослабила духовный диктат русских и поляков. Беларусы и литовцы начали делать важные шаги на пути к своему национальному самоутверждению. Прогерманская ориентация сближала соседей, тем более, что в противовес польскому национализму такому сближению способствовали немцы. Однако путь к согласию между беларускими и литовскими национальными деятелями был трудным и сложным.

Оккупанты выказывали намерение создать отдельное государство только для литовцев. Это способствовало возникновению в январе 1917 года Литовской Тарибы (совета) и дало смелость литовцам высказать претензии на беларуские земли, входившие в состав Обер Оста. Беларуский клуб принял резолюцию протеста против территориальных домоганий Тарибы и попросил у германских властей разрешения на проведение в Вильне беларуской национальной конференции для учреждения своего представительного органа по примеру литовцев, но безрезультатно.

Таким образом, в Вильне ещё до свержения царизма были выработаны три основных варианта достижения беларуской государственности вне России. Вильня стала для беларусов, как и для литовцев, центром национальных сил. Одновременно она превратилась в фактор политической конкуренции на пути борьбы за государственное самоутверждение. Литовцы опережали беларусов. К идее полной независимости они пришли ещё в 1896 году.

Положение беларусов в восточной части страны. Война вызвала существенные изменения и в жизни беларуского население с восточной стороны фронта. В демографическом плане изменения были таковы.

Во-первых, отступление русских войск в 1915 году сопровождалось массовым беженством. По примерным подсчетам, с территории Беларуси добровольно или под принуждением выехали в глубь России около двух миллионов человек (преимущественно женщины, лети, старики православного вероисповедания). Царские части использовали дешевые рабочие руки беженцев для работы на военных предприятиях и в помещичьих имениях. В различных российских городах для беженцев создавались комитеты помощи жертвам войны. Они строили жилые бараки, открывали столовые, раздавали пайки и денежную помощь. Однако слабые и больные люди голодали, многие умерли.

Во-вторых, происходила тотальная мобилизация в российскую армию. В Минской, Могилёвской, Витебской губерниях власти призвали 633,6 тысяч человек — более половины трудоспособных мужчин. Многие крестьянские семьи остались без кормильцев. Некому было работать в поле. Мобилизованных беларусов обычно отправляли на фронты вне их родины — Юго-Западный, Румынский, Кавказский.

В-третьих, беларуские прифронтовые губернии заполонили войска российской армии, российские рабочие и чиновники. То есть, место беларусов занимали русские.

Указанные демографические изменения позже в значительной мере определили судьбу беларуского народа, так как ослабили его национально-освободительное движение, усилили пророссийские настроения.

Положение беларуских крестьян существенно ухудшилось. Были введены трудовые обязанности. Так, осенью 1915 года на работы по рытью окопов, ремонту дорог и мостов было привлечено практически все трудоспособное население прифронтовых уездов Минской и Витебской губерний. Плохое питание и тяжелые условия труда приводили к эпидемическим заболеваниям. Производились бесконечные реквизиции. Деревня голодала.

Обнищание крестьян на фоне относительного благополучия помещиков, наживавшихся на военных заказах, обостряло социальную напряженность в деревне. Война лишила крестьян возможности зарабатывать и кормить свои семьи.

Серьезно ухудшилось экономическое положение горожан. За счет военнослужащих и беженцев численность городского населения увеличилась вдвое, а то и втрое. Соответственно, значительно возросла квартплата. Железные дороги едва справлялись с военными перевозками. Обеспечение товарами гражданского населения регулярно срывалось. Горожане первыми узнали, что такое голод, спекулятивные цены, бесконечные очереди. Средняя номинальная зарплата в городах восточной Беларуси была в 1915 году ниже общероссийского уровня почти в два раза. Местных жителей ежедневно хоронили десятками.

Что касается беларуского национального движения, то оно в восточной части имело две особенности.

Во-первых, деятельность беларуских патриотов протекала в намного худших условиях, чем под немецкой оккупацией. Царское правительство разрешило беларуским комитетам помощи беженцам только гуманитарную деятельность.

Культурная запрещалась, так как царские власти «в упор» не видели, чем жители беларуских губерний отличаются от жителей Тулы или Пензы. Вплоть до 1917 года на территории Беларуси, свободной от немцев, не выходила ни одна беларуская газета.

Во-вторых, и эта гуманитарная деятельность более или менее развернулась только в Минске, который стал вслед за Вильней вторым центром беларуского движения. Беженцы значительно увеличили удельный вес беларусов среди минчан.

Летом 1915 года в Минске открылось Беларуское общество по оказанию помощи пострадавшим от войны, в которое вошли 50 человек. Его возглавлял адвокат В. Чаусов. Все сотрудники общества питались в платной столовой, находившейся возле Красного костёла (костёл Св. Симона и Св. Елены) и получила название «Беларуская хатка».

Фактически, она стала клубом творческой беларуской интеллигенции, которая устраивала вечеринки для беженцев, не спрашивая разрешения городских чиновников. С лекциями, докладами, чтением своих произведений там выступали беларуские писатели и поэты — Змитрок Бядуля, Ядвигин Ш., Альберт Павлович, Язеп Фарботка, Фабиан Шантырь, Зоська Верас (Людвика Сивицкая), театральные деятели Владислав Голубок и Всеволод Фальский, архитектор Леон Дубейковский и другие. Именно в «Хатке» читал свои стихи Максим Богданович, в том числе знаменитую «Погоню».

 

Свержение царизма

 

Революционные перемены. Великая европейская война доказала полное банкротство и нежизнеспособность российской империи. Она не смогла обеспечить ни экономической, ни военной, ни политической стабильности многонационального государства. Для выхода из глубокого кризиса требовалось ликвидировать не только самодержавие, но и саму империю.

Революция, произошедшая 23–27 февраля 1917 года в Петрограде, свергла с трона последнего российского самодержца Николая II. После этого в считанные дни царская администрация (аппарат губернаторов) была отстранена от власти по всей стране. Ни одна воинская часть, ни одна политическая партия в империи не встали на защиту царя.

Телеграфные и газетные сообщения о событиях в Петрограде вызвали всеобщую радость в беларуских землях. Во всех крупных городах прошли митинги и демонстрации в поддержку Временного правительства. Функцию ликвидации в Беларуси органов царского режима взяли на себя советы солдатских и рабочих депутатов, которые создавались преимущественно по инициативе военнослужащих. Советы разоружали полицию и жандармерию, освобождали политических заключенных, создавали из числа добровольцев народную милицию. Революционные перемены происходили и в деревне. Крестьяне переизбирали волостных старшин, отказывались подчиняться земским начальникам и уездным чиновникам, избирали советы крестьянских депутатов.

Созданием новой администрации, подчинявшейся Временному правительству Российской демократической республики (РДР), занялись гражданские комитеты порядка. В их состав вошли деятели бывших земских и городских управ, а также представители вновь образованных советов. Руководство комитетами порядка постепенно перешло к губернским и уездным комиссарам, которых назначало Временное правительство РДР из числа местных чиновников. Городские и крестьянские советы заявляли, что подчиняются этим комиссарам и временному правительству[49].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: