Вид транспорта | Международная конвенция | Предел ответственности перевозчика |
Автомобильный | Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (КДПГ), с учетом Протокола 1978 г. | 8,33 SDR за кг веса брутто |
Железнодорожный | Конвенция о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ) | 17 SDRза кг веса брутто |
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1981 г. (СМГС) | Сумма, соответствующая понижению стоимости груза | |
Воздушный | Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 г. | 250 франков за кг веса брутто (~ 20 долл.) |
Монреальский протокол 1975 г. (вступил в силу в 1999 г.) | 17 SDRза кг веса брутто | |
Морской | Конвенция ООН о морской перевозке грузов, 1978 г. (Гамбургские правила) | 835 SDRза место или 2,5 SDR за кг веса брутто (большая из двух) |
Гаагско-Висбийские правила (1968 г.) | 666,67 SDR за место или 2 SDR за кг веса брутто (большая из двух) | |
Роттердамские правила (2009 г.) | 875 SDRза место или 3 SDR за кг веса брутто (большая из двух) |
|
|
Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на CMR-накладной и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной – оборотную).
Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17 КДПГ). В силу ст. 18 КДПГ на перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 17 КДПГ. Перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, или вины лица, у которого был взят в аренду автомобиль.
Из указанных ограничений ответственности перевозчика есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью, или если ущерб был вызван злоумышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика, или произошел по вине, которая, согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.
|
|
Например, перевозчик осуществлял перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль – Минск. На месте разгрузки грузополучателем была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17,6 тыс. евро и весом брутто 36 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату заявления претензии 1 SDR составил 2,6366 бел. руб. Грузополучатель в своей претензии заявил к возмещению причиненный ущерб в размере 36 740 бел. руб. (17,6 тыс. евро × 2,0875 бел. руб. по курсу Национального банка). Перевозчик удовлетворил заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ лимита: в сумме 790,66 бел. руб. (36 кг × 8,33 × 2,6366 бел. руб.). Грузополучатель не согласилось с позицией перевозчика и обратился в суд.
В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы следственных органов и т. п.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.
При международной автомобильной перевозке существует возможность увеличить предел ответственности транспортного агента по согласованию с ним за груз. Для этого необходимо вписать в графу 13 CMR-накладной стоимость груза. Данное условие выполняется при условии оплаты перевозчику установленной по обоюдному соглашению надбавки к стоимости перевозки. При этом важно при заполнении заказа на перевозку груза в графе «стоимость перевозки» выделить данную надбавку отдельной суммой с указанием на то, что данная сумма оплачена с целью повышения пределов ответственности перевозчика за груз. В таком случае осуществляется перевозка с объявленной стоимостью, согласно ст. 26 КДПГ.
Таким образом, ответственность перевозчика при выполнении международных перевозок ограничена международными конвенциями, что необходимо учитывать при оценке возможных рисков. Однако, наилучший способ минимизации возможных рисков – это страхование перевозимого груза.