Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта

Вид транспорта Международная конвенция Предел ответственности перевозчика
Автомобильный Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (КДПГ), с учетом Протокола 1978 г. 8,33 SDR за кг веса брутто
Железнодорожный Конвенция о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ) 17 SDRза кг веса брутто
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1981 г. (СМГС) Сумма, соответствующая понижению стоимости груза
Воздушный Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 г. 250 франков за кг веса брутто (~ 20 долл.)
Монреальский протокол 1975 г. (вступил в силу в 1999 г.) 17 SDRза кг веса брутто
Морской Конвенция ООН о морской перевозке грузов, 1978 г. (Гамбургские правила) 835 SDRза место или 2,5 SDR за кг веса брутто (большая из двух)
Гаагско-Висбийские правила (1968 г.) 666,67 SDR за место или 2 SDR за кг веса брутто (большая из двух)
Роттердамские правила (2009 г.) 875 SDRза место или 3 SDR за кг веса брутто (большая из двух)

 

Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к пере­возке груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на CMR-накладной и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной – оборотную).

Перевозчик освобождается от ответственности, если поте­ря груза, его повреждение прои­зошли по вине правомочного по договору лица, вследствие при­каза последнего, не вызванно­го какой-либо виной перевозчи­ка, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, из­бегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17 КДПГ). В силу ст. 18 КДПГ на пе­ревозчике лежит бремя доказа­тельства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельства­ми, указанными в п. 2 ст. 17 КДПГ. Перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, или вины лица, у которого был взят в аренду автомобиль.

Из указанных ограничений ответственности перевозчика есть исклю­чения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью, или если ущерб был вызван злоумыш­ленным поступком (грубая небрежность) перевозчика, или произошел по вине, ко­торая, согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивает­ся к злоумышленному поступку.

Например, перевозчик осуществлял перевозку груза (компьютерные комплектующие) по марш­руту Гренобль – Минск. На месте разгрузки грузополучателем была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17,6 тыс. евро и весом брутто 36 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату заяв­ления претензии 1 SDR составил 2,6366 бел. руб. Грузополучатель в своей претензии заявил к возмещению причиненный ущерб в размере 36 740 бел. руб. (17,6 тыс. евро × 2,0875 бел. руб. по курсу Национального банка). Перевозчик удовлетворил заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ лимита: в сумме 790,66 бел. руб. (36 кг × 8,33 × 2,6366 бел. руб.). Грузополучатель не согласилось с позицией перевозчика и обратился в суд.

В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевид­цев, материалы следственных органов и т. п.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, кото­рое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.

При международной автомобильной перевозке существует возможность увеличить предел ответственности транспортного агента по согласованию с ним за груз. Для этого необходимо вписать в графу 13 CMR-накладной стоимость груза. Данное условие выполняется при условии оплаты перевозчику установленной по обоюдному соглашению надбавки к стоимости перевозки. При этом важно при заполнении заказа на перевозку груза в графе «стоимость перевозки» выделить данную надбавку отдельной суммой с указанием на то, что данная сумма оплачена с целью повышения пределов ответственности перевозчика за груз. В таком случае осуществляется перевозка с объявленной стоимостью, согласно ст. 26 КДПГ.

Таким образом, ответственность перевозчика при выполнении международных перевозок ограничена международными конвенциями, что необходимо учитывать при оценке возможных рисков. Однако, наилучший способ минимизации возможных рисков – это страхование перевозимого груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: