РАЗДЕЛ II. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАХОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ» ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-26 81 04 «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ» (ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Ограниченная ответственность перевозчика в международных перевозках
На практике далеко не каждый уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика? В каком случае возмещение «по закону» может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Это те вопросы, ответ на которые должен знать каждый логист.
Все чаще приходится сталкиваться с мнением грузовладельцев, что транспортная компания в случае утраты или повреждения груза должна полностью возместить им все понесенные убытки. Между тем, перевозка грузов осуществляется на основе договора, национального транспортного законодательства и международных транспортных конвенций. Ответственность, принимаемая на себя транспортными компаниями, четко определена и ограничена международными конвенциями. Обоснование очевидно: перевозчик, получая лишь фрахт, привязанный к тонно-километрам (количеству TEUs или паллето-местам), не может в полном размере отвечать за имущественные риски грузовладельца, так как характер перевозимых грузов и размер их стоимости могут в разы отличаться.
|
|
При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Повреждение (порча), утрата перевозимого груза происходит:
-при утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей его части;
-при повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – сумме в размере стоимости груза.
В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки (т. е. без учета торговых надбавок и предполагаемой прибыли покупателя товара). А указанное понижение стоимости как правило, соответствует стоимости ремонта поврежденного груза. В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза, полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении). Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит.
|
|
Необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т. е. размер его ответственности лимитируется соответствующими международными конвенциями. Например, в международных автомобильных перевозках, согласно п. 1 ст. 17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом от 19 мая 1956 г. (далее – КДПГ) перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку в доставке. При этом перевозчик несет ответственность за груз в размере его стоимости, однако сумма возмещения не может превышать 8,33 SDR (SpecialDrawingRights) [1] за кг недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ), что составляет примерно 11,35 долл.
Например, ООО «Автостар» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава – Минск. На месте разгрузки грузополучателем ООО «Ноутсистемс» была выявлена недостача 9 ноутбуков общей стоимостью 8 300 евро и весом брутто 21 кг. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату заявления претензии, 1 SDR составил 2,6366 бел. руб. ООО «Ноутсистемс» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 17 326,25 бел. руб. (8 300 евро × 2,0875 бел. руб. по курсу Национального банка). ООО «Автостар» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 461,22 бел. руб. (21 кг × 8,33 × 2,6366 бел. руб.). Страхование груза не осуществлялось.
Необходимо учитывать легальное ограничение ответственности перевозчика, установленное п. 3 ст. 23 КДПГ и риски, которые могут подстерегать грузовладельца (собственника груза) при перевозке дорогих и/или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всяких раз необходимо совершать простое арифметическое действие: все брутто груза умножать на ≈ 11,35 долл. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате груза.
Ответственность перевозчика ограничена и в международных воздушных перевозках. Так, согласно Варшавской конвенцией «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 г. авиаперевозчики несут ограниченную ответственность за сохранность груза – предел ответственности ~ 20 долл. Согласно Монреальского протокола 1975 г. (вступил в силу в 1999 г.)– 17 SDR (23,5 долл./кг). Ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1