Журналистика и социология: особенности взаимодействия

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей

Под симбиозом двух видов Деятельности имеется в виду именно их взаимообогащение, а не поглощение одного другим. Общее:

- относятся к обществоведческой сфере, при том, что социология в большей мере ориентирована на прогнозирование развития процессов и явлений, а журналистика больше погружена в текущую практику;

- руководствуются сходными принципиальными установками: гуманистическая направленность, социальная ответственность, гражданская заинтересованность, стремление к получению надежной и достоверной информации;

-у них общие объекты исследования и отражения – современное общество и его структурные компоненты, взятые и в объективном (факты, поведение), и в субъективном измерениях (мнения, интересы, отношения),

- применяется примерно одинаковый комплекс методов труда, среди которых социологи отдают предпочтение массово-статистическим и формализованным методам, а журналисты – углубленному знакомству с индивидуально-конкретными явлениями;

- основной адресат для социологов – специалисты и органы управления, для журналистов – массовая аудитория;

- взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину, в которой статистически значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества.

Социология журналистики - отрасль социологии, изучающая: журналистику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику социального мышления журналистов и др.

Методы социологических исследований в журналистике

1.Наблюдение - сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. 2.Эксперимент - сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3.Анкетирование - сбор количественных данных на основе представленной анкеты.

4.Интервью - метод сбора качественной информации. Должно проводиться только специалистом-социологом. Бывает свободное и стандартизированное.

5.Анализ документов -- сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин

6. Контент-анализ -- сбор информации посредством массовой печати.

С помощью социологических методов изучаются следующие компоненты журналистки:

1. Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]): социальных институтов; СМИ, журналистов; аудитории.

2.Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе: потребности, интересы;функции, цели, мотивы; содержание и направления; методы, способы; результаты, эффекты.

3.Взаимоотношения СМИ с другими участниками информационного процесса: властями; другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами; аудиторией и общественным мнением; журналистами.

4.Условия функционирования социальных субъектов: в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества,

- в узком понимании – финансовое положение, материально-техническая база, кадровое обеспечение и т. п.[1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: