Социальная структура
Социальная структура — совокупность упорядоченных и иерархически организованных различных элементов социальной системы (индивидов, групп, общностей, социальных институтов) и взаимоотношений между ними. Социальная структура определяет рамки и возможности участия социальных субъектов в социальной жизни. Она придает социальному взаимодействию целенаправленность и организованность, предполагает наличие постоянных взаимосвязей меж ду членами группы или общества.
В современной социологии сложились, по крайней мере, две общепризнанные парадигмы (принципиальных способа) рассмотри ния социальной структуры:
• теории социальных институтов;
• теории социального неравенства.
Социальные институты определяют общество в целом, они де- персонифицированы, безличны. Каждый институт выполняет общественно значимую функцию, которую из целостной взаимосвязанной системы (как слово из песни) не выкинешь.
Социальное неравенство характеризует не столько функциональные сферы общества и их организацию, сколько соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп. Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (т. е. по возрастанию или убыванию какого-либо признака).
|
|
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог - расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.)
Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.
Критерии социального неравенства
Стратификация имеет 4 оси координат (линейки стратификации), которые и расположены вертикально и рядом друг с другом: доход, власть, образование, престиж
1 ) Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
|
|
Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход.
2) Власть - измеряется количеством человек, на которых распространяется принятое вами решение. Суть власти заключается в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.
3) Образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения.
Три шкалы стратификации (доход, власть, образование) имеют объективные единицы измерения (руб., чел., год.). Четвертая шкала - престиж, — является субъективным показателем.
4) Престиж — общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.
Исторические типы социальной стратификации
В социологии известны четыре главных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены
1) Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.
При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
При классическом рабстве (зрелая форма).раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X-XII вв. — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.
На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда он лишен всяких прав и свобод. Такогоположения нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.
|
|
2) Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически всестраны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.
Индия - классический пример кастового общества.
Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Он не может перейти при жизни из своей касты в другую. Кастовое положение закреплено индуизмом. Каждый человек, согласно индуизму, попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если было плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшат- рии. (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые - они не вводят ни в какую касту и занимают самую низшую социальную позицию, В ходе индустриализации касты заменяются классами.
3) Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.
Сословие - социальная группа, обладающая правами и обязанностями, которые закреплены обычаями или юридическим законом и передаются по наследству. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
|
|
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, но, в противоположность кастам, межсословные браки допускались.
4) Класс понимают в двух смыслах — широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса -рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесьсуществовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются многие социологи.
В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии и начинает разделяться отечественной. В современном обществе выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т. д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.
Основные изменения в социальной структуре российского общества в XX веке
До революции 1917 г. в России официальным было сословное деление населения страны. Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне- 1,5% от всего населения, духовенство — 0,5%, купцы- 0,3%, мещане - 10,6%, крестьяне - 774%, казаки- -2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым - духовенство. Те дворяне, которые являлись землевладельцами, составляли особую группу - класс помещиков.
Постепенно классы появляются внутри других сословий. Некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть. Неоднородным образованием были мещане - средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, студентов и т. д. Из их среды и из крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе.
К 1917 г. процесс образования классов не завершился: по сути, он только начался. Главная причина — отсутствие адекватной экономической базы: товарно-денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок страны.
Октябрьская революция разрушила старую социальную структуру российского общества. А новую назвали бесклассовой. Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожилась объективная и единственная база для возникновения классов - частная собственность. Начавшийся процесс классообразования был ликвидирован на корню. Официально провозглашалось, что социальная структура советского общества состоит из двух классов (рабочих и крестьян) и прослойки (интеллигенции). При этом, если классы определялись по отношению к двум формам собственности (государственной и колхознокооперативной), также провозглашенными (в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г.), то для принадлежности к интеллигенции достаточно было иметь высшее образование.
Принято считать, что высшим и правящим классом советского общества был особый новый класс - номенклатура, куда входили те, кто состоял в штатной номенклатуре партийных органов, руководители предприятий промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств (1,5 % всего населения).
Социальная структура современного российского общества согласно принятой академиком Т.И.Заславской гипотезе, состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна».
Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых струи, турах. Это - политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого в среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз - доходы базового слоя. Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и соответственно заметно хуже его социальное самочувствие. Несмотря на то, что большинство представителей среднего слоя не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса в его западном понимании.
Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговля и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различны, их модель поведения в переходный период достаточно сходна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть - за гранью нищеты.
Наряду с этими основными слоями Т.Н. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. Однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры.
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса (ввел понятие П.Сорокин).
Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько разменяет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример- токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - пример нисходящей.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.
Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.
Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так; например, различают:
- индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,
- групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.
Факторы, влияющие на индивидуальную мобильность: социальный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности, внешние данные; получение воспитания; место жительства.
Факторы, влияющие на групповую мобильность: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная война аристократических родов; создание империи.
Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.
Каналы вертикальной мобильности (по П. А. Сорокину)
Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.
Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Благодаря институту безбрачия после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.
Школа. Институты образования и воспитания во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Вевропейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. Врезуль тате оба продвигались по социальной лестнице, получивши, что каж дый хотел.
Лекция 14.СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Социальные изменения - это переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.
Подходы к изучению социальных изменений
1.Эволюционный подход. Согласно взглядам Г. Спенсера, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым.
Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Они признают, что «изменения» необязательно предполагают «прогресс». Т.Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений». Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.
2.Теории циклических изменений. Теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер, автор книги «Закат Европы» (1918), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги и вызванный ею интерес).
Английский историк Арнольд Дж.Тойнби утверждает, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов», таким вызовом может стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. В том случае, если творческое меньшинство не в состоянии справится с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации..
3.Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества (Парсонс. Мертон).. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.
Социолог Уильям Ф.Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит от материальной культуры. Нематериальная культура должна адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Поскольку нематериальной культуре приходится постоянно «догонять» материальную культуру, между двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн определил такой разрыв как культурное отставание.
4.Теория конфликта. Согласно теории диалектического материализма
К. Маркса, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия или слабые места способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений. Однако современные конфликтологи убеждены, что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях даже более важными. Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами, религиями и группами различных экономических интересов.
5.Концепция «столкновения цивилизаций». Ее предложил американец С.Хантингтон в 1996 г. в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи “холодной войны»; теперь речь идет о 7-8 основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.
Хантингтон пишет, что 6 основных держав - США, Европа, Китай, Япония, Россия, Индия - принадлежат к 5 резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в мировой политике.
В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, не между какими-то иными экономически конкретными группами, а между народами, принадлежащим разным культурам.
Межцивилизационный конфликт может иметь две формы. На локальном уровне, или микроуровне, конфликты по демаркационной линии будут вспыхивать между соседними государствами, представляющими различные цивилизации (часто мусульманские и немусу- мальнские); между группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства; а также группами, которые, как в бывшем Советском Союзе или Югославии, стремятся к созданию новых государств на руинах прежних государственных образований. На глобальном уровне, или макроуровне, конфликты происходят между ведущими государствами, относящимся к различным цивилизациям. В основе таких конфликтов лежат классические проблемы международной политики.
6.Теория поля. Выдающийся польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений - основное в социологии». Он считал, что при изучении динамики любой системы (и социальные системы не являются исключением) можно придерживаться одного из двух подходов. Первый из них (системно-организационный, структурно-функциональный) акцентирует внимание на устойчивых состояниях, в которых система находится длительное время. Эти устойчивые состояния и присущие им структурно-функциональные свойства объявляются сущностью системы, в то время как переходы от одного состояния к другому считаются второстепенными, дискретными, в какой-то мере случайными. Именно в рамках этого подхода развивалась социология от Конта и Спенсера до Парсонса.
Второй подход (теория поля) диаметрально противоположен первому. В этом случае основное внимание уделяется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, недолгим. Устойчивость сменяется текучестью, постоянство - изменчивостью, структурно-функциональные параметры приобретают динамический характер. Эта тенденция становится все более влиятельной в современной социологии.
Теория поля диаметрально противоположена структурнофункциональному подходу. В этом случае основное внимание уделяется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, не долгим. Устойчивость сменяется текучестью, постоянство - изменчивостью, структурно-функциональные параметры приобретают динамический характер. Эта тенденция становится все более влиятельной в современной социологии.
В модели социокультурного поля под социальным изменением понимаются: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.
7.Модернизация. Среди современных теорий социальных изменений важное место занимают теории модернизации. П. Штомпка различает три понятия модернизации:
-синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;
-синоним «современности», т. е. комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX век;
-усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация»).
Можно сформулировать следующие частные критерии, реализация совокупности которых позволяет говорить о полной модернизации общества:
-в социальной области: разделение функций, выполняемых разными индивидами в обществе, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями вещной зависимости;
-в экономике: применение технологий, основанных на научном знании; появление вторичного (промышленность, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; углубление общественного и технологического разделения труда; развитие рынков капитала, товаров и труда;
-в политической области: образование централизованных государств, разделение властей, участие широких масс населения в политической деятельности, установление демократии, формирование осознанных интересов различных социальных групп;
-в духовной области: дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация образования и всеобщая грамотность, плюрализм в науке, философии, религии, развитие средств массовой информации, приобщение населения к достижениям культуры.
Механизм модернизации в развитых странах можно описать следующей схемой:
1) зарождение новых идей как реакция на кризисные явления в обществе, изменение ценностных ориентации у большинства или, по крайней мере, у активной части населения;
2) появление социальной силы, выдвигающей идеи обновления;
3) выход субъектов модернизации на арену идейнополитической борьбы и создание благоприятных социально- политических и правовых условий модернизации;
4) осуществление модернизационных изменений как «снизу» (благодаря инициативе субъектов обновления), так и «сверху» (с помощью мер государственного регулирования, законодательства, общенациональных программ преобразований);
5) выход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение возникших в ходе модернизации социальных конфликтов, «накопление сил» для следующей модернизации.
Современные концепции модернизации делают все больший акцент на самобытности путей развития государств, принадлежащих к отличным от западноевропейской цивилизациям. Корректируя собственные взгляды, С. Эйзенштадт признает, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и сопровождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата традиционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценностей и институтов».
Обновленная концепция модернизации включает следующие положения: 1) значимость сложившихся социокультурных типов как основы устойчивости общества; 2) важность ценностно-смысловых факторов в регуляции политической и хозяйственной жизни; 3) вариативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций реальных процессов модернизации в различных обществах. Такая модель модернизации уже является полицентричной и допускает большое разнообразие форм и направлений.
Российская модернизация носит противоречивый, частичный характер. Как пишет видный исследователь модернизации Д. Рюше- мейер: «Во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры. Часто такие социальные несообразности представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения. Но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений... Если давать формальное определение, то частичная модернизация представляет собой такой процесс социальных изменений, который ведет к институционализации в одном и том же обществе относительно модернизированных социальных форм и менее модернизированных структур».
Факторы социальных изменений
Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов, как природных, так и социальных.
Физическая среда. Люди - это физические существа, живущие в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации и новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человеческие существа также оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и «наступление» пустынь, - все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человеческие существа связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.
Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение «беби-бума» оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, всеми силами добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее количество людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.
Конфликты. Конфликт - это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны люди бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего, конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.
Ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы». Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведений с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель - это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем «революционером» или «радикалом» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.
г |
Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности Эйнштейна и генетическая теория Менделя - это открытия. В противоположность этому, изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ - это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации - как открытия, так и изобретения - не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше число культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы, в свою очередь, способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип - по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к росту в геометрической прогрессии,
Диффузия - это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они - от иудейских сект первых веков нашей эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.
Кроме упомянутых, существует группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные представления важнейшим фактором экономического развития, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах. Смена идей - не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, которые благодаря незаурядным личным качествам способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, расшатывающие установленный в обществе порядок и могущие привести к революционным изменениям.
Политические процессы, идущие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно последним теориям политической революции, само функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда общество не способно выполнить свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства.
Каждый из описанных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние. Трудности, с которыми сталкиваются объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками
- детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все многообразие взаимодействий факторов свести к одному определяющему фактору. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что является ошибкой рассматривать их изолированно.Так что возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели действующих механизмов таких изменений.
Механизмы социальных изменений
Применительно к однонаправленным процессам выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация. Поскольку человек — существо способное к инновациям, он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только благодаря специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что, в свою очередь, ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в эту модель кумулятивного развития. Ведь люди могут без снижения уровня жизни повышать свою численность только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, а сам по себе рост численности населения стимулирует новые инновации.
Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создает условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создает угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня.
Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. В частности, марксисты стремились представить жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй. Социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарендорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Так, лидеры незападных государств стремятся к заимствованию западной науки и технологии, хотя и настроены политически против Запада, ибо понимают, что только так достигнут независимости и экономической мощи.
Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, которые неуязвимы для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. С помощью теории игр и других математических методов было показано, что в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей.
В структурном функционализме рассматриваются такие механизмы социальных изменений, как напряжение и адаптация. Изменение понимается как ответная приспособительная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого- либо из элементов системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными. Оно разрешается с помощью самопроизвольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно.
Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. В одной объяснительной модели социальных изменений могут сочетаться несколько механизмов.
Социальные процессы
Социальные процессы - одно из основных понятий, которое выражает изменения, происходящие в обществе. В контексте общественной системы под процессом понимается любой вид движения социальной материи, модификации, трансформации, чередования или эволюции изучаемого социального объекта в течение определенного времени, изменение его места в пространстве или модификация его качественных или количественных характеристик.
Социальные процессы протекают на разном уровне социальной реальности:
- на микроуровне (индивидуальном): социализация - освоение
ценностей и интеграция индивида в обществе;
- на мезоуровне (социальные институты);
- на макроуровне - урбанизация, модернизация, глобализация.
В современной социологии приоритет отдается исследованию
динамических характеристик общества.
Причины, механизмы и траектории социальной динамики изучается теориями социальных процессов. Эти теории различаются по трактовке форм и факторов, их вызывающих.
Наиболее распространенной является эволюционистская теория (структурно-функциональный анализ). Субъектом социального процесса выступает общество в целом как интегрированная система различных структурных компонентов. Изменения общества рассматриваются как направленные и необратимые: от простых форм к сложным. Такого рода социальные процессы рассматриваются как линейные, развивающиеся посредством перехода от одной стадии к другой.
Во второй половине XX в. эта теория была откорректирована. (В ней отрицалось культурное разнообразие, процесс культурного заимствования, который мог изменить направление социального движения, а также его отождествление с прогрессом).
Т.Парсонс рассматривал общество как открытую систему, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой, следствием чего является недостаточная устойчивость системы. В таком случае он выделял 2 вида процессов:
1. Интегративные, которые обеспечивают воспроизводство общества на основе культурно-исторических традиций.
2. Процессы структурных изменений, под которыми понимаются изменения в ценностях, регулирующих взаимодействие единиц системы.
Эти подходы дали основание Т.Парсонсу рассматривать социальные процессы как мультилинейные, включающие разнообразие форм.
В конце XX в. на теоретическом уровне социальные процессы стали рассматриваться как нелинейные и труднопрогнозируемые. Главной причиной этого считается кризисное и нестабильное состояние, в большей степени обусловленное экономическими процессами, не позволяющими восстанавливать в полном объеме социальную структуру. Подобное кризисное состояние общества может быть преодолено по одному из следующих вариантов:
1. Распад, гибель системы.
2. Реформы, которые постепенно изменяют базовые характеристики системы.
3. Революция - резкий скачкообразный переход от одного состояния общества к другому.
Второй и третий варианты связаны с переходными процессами в обществе, которые имеют нелинейный характер. Именно для характеристики переходного состояния используется понятие «точка бифуркации» (неопределенности, уровень энтропии) - это точка, в которой система делает выбор, определяющий ее дальнейшую эволюцию или осваивать равновеликие траектории развития.
Для объяснения структурной динамики социальной системы используются естественно-научные теории - теория катастроф, синергетическая теория.
Лекция 15. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И РЕФОРМЫ.
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Социальные революции
П. Штомпка называет революции «пиком» социальных изменений.
От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:
1. комплексность: они захватывают все сферы и уровни общественной жизни;
2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;
3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;
4. исключительность: революции неизгладимо остаются в памяти людей;
5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, утопический энтузиазм.
Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:
- «Быстрые, фундаментальные насильственные внутренние изменения в доминирующих в обществах ценностях и мифах, в его политических институтах, социальной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).
— «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).
- «Захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).
Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происходящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровождает революционные преобразования: например, социально-экономические преобразования последнего десятилетия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.
По мнению JI.Эдвардса и К.Бринтона, социальные революции обычно проходят следующие стадии:
1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;
2) способность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения помогала им;
3) побуждение к активным действиям, восстанию, к соц. мифу или системе верований, оправдывающих это побуждение;
4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;
5) период правления умеренных, который сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;
6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;
7) период режима террора;
8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.
По мнению П.Сорокина революции проходят три стадии:
1) кратковременная - радость освобождения от тирании старого режима;
2) деструктивная - безжалостно искореняются не только обветшалые, но и жизнеспособные социальные институты и ценности;
3) конструктивная - создается новый социальный и культурный порядок.
Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народно- демократические и социалистические.
Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение национальной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)
Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистических производственных отношений, свержение абсолютных монархий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база
- крестьянство, городские слои (пример - Великая Французская Революция).
Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европейские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).
Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.
Народная революция- широкое и массовое движение в противоположность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим переворотам. Они могут иметь различное социально- экономическое и политическое содержание.
Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободительная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.
«Нежная» (бархатная) революция - демократическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были ликвидированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процессы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.
Социальные реформы
Социальные реформы - это:
1. изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;
2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризующаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленностью таких изменений;
3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.
Формально под социальными реформами понимается нововведение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующего общественно-политического строя.
Необходимость осуществления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.
Ход политики социальных реформ определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значительной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препятствия для нормального развития общества.
Многое зависит также и от своевременности проведения необходимых преобразований. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина, реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводиться в жизнь правовыми, конституционными средствами.
Социальные движения
Основные характеристики социальных движений, отличающие их от других субъектов социальных изменений:
1. Коллективность людей, действующих совместно.
2. Однозначное признание цели действия.
3. Отсутствие явно выраженной формальной организации.
4. Высокая степень стихийности, отсутствие институционализированных форм.
Таким образом, социальные движения - это свободно организованные группы людей, действующие совместно в неинституционализированной форме с целью изменений в обществе.
В современных теориях дается следующее определение социальных движений:
Социальные движения - группы индивидов, объединенных во имя выражения недовольства общественным порядком.
Социальные движения — нетрадиционные группы, пытающиеся произвести радикальные изменения.
В этих определениях заметна связь социальных движений и социальных изменений, которая раскрывается с точки зрения следующих аспектов:
1. Цель может быть поддерживающей или отрицающей.
2. Социальные движения имеют различные причинные связи с изменениями: или их причина, или как симптомы, сопровождающие эти процессы.
3. Область, в которой происходят изменения, вызываемые социальными движениями.
Поскольку социальные движения есть часть общества, в котором происходит изменения, то происходят изменения в самом движении (составе, идеологических правилах,, организации и т.д.) и даже внешние сдвиги в более широком контексте (законодательной системе, политических режимах, культуре), вызванные движением, по принципу обратной связи влияют на его собственных членов и структуры, изменяя их мотивацию, установки, идеи т.д.
Социальные движения - исторически универсальный феномен.
У людей всегда были причины для объединения в борьбе за свои коллективные цели: восстания, бунты и т.д., культурные, этнические, национальные движения. Это обусловлено следующими причинами:
1. Простое физическое соединение больших масс людей в ограниченном районе, что приводит к высокой моральной плотности (индустриализация, урбанизация). Это создает возможности для контактов, взаимодействий, выработки единой точки зрения, общей идеологии (фабрики, заводы, университетские городки; «тема Дюркгейма»),
2. Изоляция индивида в деперсонифицированном обществе или «одиночество в толпе». Чувство отчуждения, одиночества, оторванности вызывает стремление к солидарности, общности, сплоченности. Участие в социальном движении удовлетворяет эти потребности («тема Тенниса»).
3. Рост социального неравенства, иерархия богатства, власти и престижа. Эксплуатация, угнетение, несправедливость объединяют людей, которые готовы вступить в борьбу с теми, кто угрожает их интересам. В этом случае проявляется структурная готовность к возникновению социальных движений («тема Маркса»),
Демократические преобразования политической системы являются основанием для коллективных действий больших групп людей («тема М.Вебера»),
4. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде («тема Сен-Симона, Конта»),
5. В условиях, когда общество переживает культурный и образовательный подъем, участие в социальных движениях связан с осознанием личной ответственности, сознательности, неравнодушия к общественным проблемам.
6. Влияние на общественное мнение СМИ, которые дают возможность знакомиться с жизнью социально или географически удаленных групп. Формируется солидарность, являющаяся условием возникновения социальных движений.
Типы социальных движений
По масштабности предполагаемых изменений социальные движения бывают:
- реформаторские, т.е. сориентированные на изменения внутри социальных общностей (движения за права животных, за ограничение скорости на автодороге и т.д.);
- радикальные, предполагающие изменения самого общества, приводят к глубоким изменениям основных институциональных структур (политических, экономических, культурных);
- революционные, направленные на тотальное изменение общества (фашистские и коммунистические движения).
В рамках этой типологии Н.Смелзер различал движения ориентированные на нормы и ориентированные на ценности. При этом ценности включают в себя общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, демократии, свободе; нормы представляют собой средства достижения целей (дисциплина, образование, труд).
По качеству предполагаемых изменений:
- прогрессивные, предполагающие сформировать общество с новыми институтами, законами, образом жизни, новыми верованиями;
- консервативные, стремящиеся восстановить институты, законы, образ жизни прошлого (экологические движения, фундаментали- стические религиозные движения, монархические движения и т.д.)
По отношению к целям предполагаемых изменений:
- социополитические движения (национальные; Социальные движения, которые пытаются добиться изменения в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах);
- социокультурные движения, предполагающие изменения убеждений, кредо, ценности, нормы, символы.
Движения, нацеленные на изменения личности:
- мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа;
- движения, предполагающие, что изменившиеся к лучшему люди будут формировать более совершенные социальные порядки.
Социальные движения различаются «вектором» изменений:
- позитивный вектор;
- вектор, олицетворяющий тенденцию воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций.
Социальные движения отличаются по стратегии или логике их действия:
- «инструментальная» логика предполагает достижение политической власти и через ее институты добиться изменений в политической системе общества. Эти движения превращаются в политические партии или группы давления, они входят в парламенты;
- «экспрессивная» логика предполагает, что обеспечиваются равные права участников движения (движения за гражданские права, этнические, феминистские и т.д.).
В контексте исторической эпохи:
- старые социальные движения были сориентированы на экономические интересы и характерны для раннего периода современной эпохи (рабочие, фермерские, тред-юнионы);
- новые социальные движения (экологические, феминистские и т.д.), им свойственны следующие черты:
1. В их поле зрения попали новые темы: качество жизни, гражданское общество, расширение жизненного пространства. Их волнуют проблемы самостоятельности, прав личности, социальные конфликты, ри