Социальная стратификация и социальная мобильность

Социальная структура

Социальная структурасовокупность упорядоченных и иерар­хически организованных различных элементов социальной системы (индивидов, групп, общностей, социальных институтов) и взаимоот­ношений между ними. Социальная структура определяет рамки и возможности участия социальных субъектов в социальной жизни. Она придает социальному взаимодействию целенаправленность и ор­ганизованность, предполагает наличие постоянных взаимосвязей меж­ ду членами группы или общества.

В современной социологии сложились, по крайней мере, две общепризнанные парадигмы (принципиальных способа) рассмотри ния социальной структуры:

• теории социальных институтов;

• теории социального неравенства.

Социальные институты определяют общество в целом, они де- персонифицированы, безличны. Каждый институт выполняет общест­венно значимую функцию, которую из целостной взаимосвязанной системы (как слово из песни) не выкинешь.

Социальное неравенство характеризует не столько функцио­нальные сферы общества и их организацию, сколько соотноситель­ное положение отдельных личностей и социальных групп. Социаль­ное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратифика­ция - распределение общественных групп в иерархически упорядо­ченном ранге (т. е. по возрастанию или убыванию какого-либо при­знака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратифика­ция обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог - расслоение по какому-то крите­рию (богатство, власть, престиж и т.д.)

Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, соци­альных институтов и организаций. Именно социальная дифференциа­ция вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные раз­личия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не яв­ляются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Критерии социального неравенства

Стратификация имеет 4 оси координат (линейки стратифика­ции), которые и расположены вертикально и рядом друг с другом: до­ход, власть, образование, престиж

1 ) Доход - количество денежных поступлений индивида или се­мьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называ­ют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тра­тятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапли­ваются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются дви­жимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно бо­гатство передается по наследству. Наследство могут получать как ра­ботающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Глав­ное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным ис­точником существования выступает доход.

2) Власть - измеряется количеством человек, на которых рас­пространяется принятое вами решение. Суть власти заключается в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные выс­шему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - со­ставляют институционализированную элиту. Она определяет внутрен­нюю и внешнюю политику государства.

3) Образование - совокупность знаний, умений и навыков, при­обретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения.

Три шкалы стратификации (доход, власть, образование) имеют объективные единицы измерения (руб., чел., год.). Четвертая шкала - престиж, — является субъективным показателем.

4) Престиж — общественная оценка значимости, привлекатель­ности той или иной профессии, должности, определенного рода заня­тий. Профессиональный престиж выступает как субъективный пока­затель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Исторические типы социальной стратификации

В социологии известны четыре главных типа социальной стра­тификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где пере­мещения из одной страты в другую официально никак не ограничены

1) Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.

При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обла­дал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяе­вами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свобод­ными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

При классическом рабстве (зрелая форма).раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разре­шалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался соб­ственностью хозяина («говорящим орудием»).

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X-XII вв. — к первой. Различаются источники рабства: античное пополня­лось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долго­вым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабст­во) на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразуме­вают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собст­венностью другого и когда он лишен всяких прав и свобод. Такогоположения нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

2) Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически всестраны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.

Индия - классический пример кастового общества.

Кастой называют социальную группу, членством в которой че­ловек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти при жизни из своей касты в другую. Кас­товое положение закреплено индуизмом. Каждый человек, согласно индуизму, попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если было пло­хим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую кас­ту, и наоборот.

В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшат- рии. (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые - они не вводят ни в какую касту и занимают самую низшую социальную позицию, В ходе индустриализации касты заменяются классами.

3) Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие - социальная группа, обладающая правами и обязанно­стями, которые закреплены обычаями или юридическим законом и передаются по наследству. Для сословной системы, включающей не­сколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве поло­жения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное де­ление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и ме­щанство (средние городские слои). Сословия основывались на зе­мельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридиче­ским законом и освящались религиозной доктриной. Членство в со­словии определялось наследством. Социальные барьеры между со­словиями были достаточно жесткими, но, в противоположность кас­там, межсословные браки допускались.

4) Класс понимают в двух смыслах — широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социаль­ную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами произ­водства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарожде­ния государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса -рабов и рабовла­дельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесьсуществовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуа­тируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются многие социологи.

В узком значении класслюбая социальная страта в современ­ном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, вла­стью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии и начинает разделяться отечественной. В современном обществе выделяют не два противоположных, а несколько переходя­щих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи нахо­дят шесть классов, другие насчитывают пять и т. д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.

Основные изменения в социальной структуре российского общества в XX веке

До революции 1917 г. в России официальным было сословное деление населения страны. Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне- 1,5% от всего населения, духовенство — 0,5%, купцы- 0,3%, мещане - 10,6%, крестьяне - 774%, казаки- -2,3%. Пер­вым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым - духовенство. Те дворяне, которые являлись землевладель­цами, составляли особую группу - класс помещиков.

Постепенно классы появляются внутри других сословий. Неко­гда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть. Неоднородным образованием были мещане - средние город­ские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, студентов и т. д. Из их среды и из крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе.

К 1917 г. процесс образования классов не завершился: по сути, он только начался. Главная причина — отсутствие адекватной эконо­мической базы: товарно-денежные отношения находились в зачаточ­ной форме, как и внутренний рынок страны.

Октябрьская революция разрушила старую социальную струк­туру российского общества. А новую назвали бесклассовой. Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожилась объективная и единст­венная база для возникновения классов - частная собственность. На­чавшийся процесс классообразования был ликвидирован на корню. Официально провозглашалось, что социальная структура советского общества состоит из двух классов (рабочих и крестьян) и прослойки (интеллигенции). При этом, если классы определялись по отношению к двум формам собственности (государственной и колхозно­кооперативной), также провозглашенными (в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г.), то для принадлежности к интеллигенции достаточ­но было иметь высшее образование.

Принято считать, что высшим и правящим классом советского общества был особый новый класс - номенклатура, куда входили те, кто состоял в штатной номенклатуре партийных органов, руководите­ли предприятий промышленности, строительства, транспорта, сель­ского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств (1,5 % всего населения).

Социальная структура современного российского общества со­гласно принятой академиком Т.И.Заславской гипотезе, состоит из че­тырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна».

Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государст­венного управления, в экономических и силовых струи, турах. Это - политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значи­тельная часть генералитета, руководители промышленных корпора­ций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Верхний слой почти на 90% представ­лен мужчинами молодого в среднего возраста. Это самый образован­ный слой: две трети его представителей имеют высшее образование Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз - доходы базового слоя. Таким образом, верхний слой об­ладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потен­циалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, ферме­ров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верх­нему слою и соответственно заметно хуже его социальное самочувст­вие. Несмотря на то, что большинство представителей среднего слоя не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни вы­соким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса в его за­падном понимании.

Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему от­носятся рабочие индустриального типа, значительная часть интелли­генции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специали­стов), служащие из технического персонала, основная масса военно­служащих, работники массовых профессий торговля и сервиса, а так­же большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различны, их модель поведения в переходный период достаточно сходна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахте­ры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля по­жилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социаль­ных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть - за гранью нищеты.

Наряду с этими основными слоями Т.Н. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. Однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциа­лизацией, изолированностью от общества, включенностью в различ­ные криминальные и полукриминальные структуры.

Социальная мобильность

Социальная мобильность это перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса (ввел поня­тие П.Сорокин).

Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на под­виды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько разменяет соци­альные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример- токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од­ной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существует восхо­дящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисхо­дящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направ­лении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегио­нальный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то геогра­фическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это гео­графическая мобильность. Если же он переселился в город на посто­янное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так; например, различают:

- индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,

- групповую мобильность, когда перемещения происходят кол­лективно, к примеру, после социальной революции старый класс ус­тупает господствующие позиции новому классу.

Факторы, влияющие на индивидуальную мобильность: социаль­ный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности, внешние данные; полу­чение воспитания; место жительства.

Факторы, влияющие на групповую мобильность: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударствен­ные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена полити­ческих режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная война аристократических родов; создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изме­нение самой системы стратификации.

Каналы вертикальной мобильности (по П. А. Сорокину)

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуля­ции больше всего в военное время. Крупные потери среди командно­го состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила боль­шое число людей с низов до вершин общества. Благодаря институту безбрачия после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения, цер­ковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, языч­ников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристо­кратов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания во все века слу­жили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом общест­ве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоплен­ных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и дейст­венных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Вевропейском обществе распространенным был брак бед­ного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. Врезуль ­ тате оба продвигались по социальной лестнице, получивши, что каж ­ дый хотел.

 

Лекция 14.СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Социальные изменения - это переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

Подходы к изучению социальных изменений

1.Эволюционный подход. Согласно взглядам Г. Спенсера, соци­альная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что переме­ны неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависи­мым.

Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не яв­ляется однонаправленной, а идет во многих направлениях. Они при­знают, что «изменения» необязательно предполагают «прогресс». Т.Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений». Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой не­прерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипо­тезу, что общества имеют тенденцию становиться все более диффе­ренцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предше­ствующие.

2.Теории циклических изменений. Теоретики циклизма придер­живаются концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер, автор книги «Закат Европы» (1918), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая куль­тура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда загла­вие его книги и вызванный ею интерес).

Английский историк Арнольд Дж.Тойнби утверждает, что ци­вилизация возникает в ответ на какой-то «вызов», таким вызовом мо­жет стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей. Циви­лизация развивается и достигает расцвета, когда противодействую­щие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприят­ным факторам. В том случае, если творческое меньшинство не в со­стоянии справится с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации..

3.Функциональная теория. Понятие системы является централь­ным для структурно-функциональной модели общества (Парсонс. Мертон).. Одной из отличительных черт системы является ее стрем­ление к равновесию. Противодействующие силы проникают в сба­лансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сба­лансированная социальная система адаптируется к таким возму­щающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

Социолог Уильям Ф.Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит от материальной культуры. Нематериальная культура должна адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Поскольку нематериаль­ной культуре приходится постоянно «догонять» материальную культуру, между двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн определил такой разрыв как культурное отставание.

4.Теория конфликта. Согласно теории диалектического мате­риализма

К. Маркса, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия или слабые места способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений. Однако современные кон­фликтологи убеждены, что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях даже более важными. Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами, религиями и группами различных экономических интересов.

5.Концепция «столкновения цивилизаций». Ее предложил аме­риканец С.Хантингтон в 1996 г. в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Цивилизационная модель Хан­тингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основ­ные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи “холодной войны»; теперь речь идет о 7-8 основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны на­ращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могу­щества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверен­ности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.

Хантингтон пишет, что 6 основных держав - США, Европа, Ки­тай, Япония, Россия, Индия - принадлежат к 5 резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские го­сударства, стратегическое местоположение, многочисленное населе­ние, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность ска­зать свое веское слово в мировой политике.

В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные конфлик­ты будут вспыхивать не между социальными классами, не между бо­гатыми и бедными, не между какими-то иными экономически кон­кретными группами, а между народами, принадлежащим разным культурам.

Межцивилизационный конфликт может иметь две формы. На локальном уровне, или микроуровне, конфликты по демаркационной линии будут вспыхивать между соседними государствами, представ­ляющими различные цивилизации (часто мусульманские и немусу- мальнские); между группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства; а также группами, которые, как в бывшем Советском Союзе или Югославии, стремятся к созданию но­вых государств на руинах прежних государственных образований. На глобальном уровне, или макроуровне, конфликты происходят между ведущими государствами, относящимся к различным цивилизациям. В основе таких конфликтов лежат классические проблемы междуна­родной политики.

6.Теория поля. Выдающийся польский социолог П. Штомпка на­чинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений - основное в социологии». Он счи­тал, что при изучении динамики любой системы (и социальные сис­темы не являются исключением) можно придерживаться одного из двух подходов. Первый из них (системно-организационный, струк­турно-функциональный) акцентирует внимание на устойчивых со­стояниях, в которых система находится длительное время. Эти устой­чивые состояния и присущие им структурно-функциональные свойст­ва объявляются сущностью системы, в то время как переходы от од­ного состояния к другому считаются второстепенными, дискретными, в какой-то мере случайными. Именно в рамках этого подхода раз­вивалась социология от Конта и Спенсера до Парсонса.

Второй подход (теория поля) диаметрально противоположен первому. В этом случае основное внимание уделяется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состоя­ния считаются чем-то редким, исключительным, недолгим. Устойчи­вость сменяется текучестью, постоянство - изменчивостью, струк­турно-функциональные параметры приобретают динамический ха­рактер. Эта тенденция становится все более влиятельной в современ­ной социологии.

Теория поля диаметрально противоположена структурно­функциональному подходу. В этом случае основное внимание уде­ляется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, не долгим. Устойчивость сменяется текучестью, постоянство - измен­чивостью, структурно-функциональные параметры приобретают ди­намический характер. Эта тенденция становится все более влиятель­ной в современной социологии.

В модели социокультурного поля под социальным изменением понимаются: социальный процесс, включающий в себя последова­тельность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристалли­зация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, ко­торое можно рассматривать как определенное улучшение в соответ­ствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

7.Модернизация. Среди современных теорий социальных изме­нений важное место занимают теории модернизации. П. Штомпка различает три понятия модернизации:

-синоним прогресса, движения общества в сторону улучше­ния;

-синоним «современности», т. е. комплекса социальных, поли­тических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX век;

-усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация»).

Можно сформулировать следующие частные критерии, реализа­ция совокупности которых позволяет говорить о полной модерниза­ции общества:

-в социальной области: разделение функций, выполняемых разными индивидами в обществе, разделение сфер частной и общест­венной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями вещной зависимости;

-в экономике: применение технологий, основанных на научном знании; появление вторичного (промышленность, торговля) и третич­ного (услуги) секторов хозяйства; углубление общественного и тех­нологического разделения труда; развитие рынков капитала, товаров и труда;

-в политической области: образование централизованных госу­дарств, разделение властей, участие широких масс населения в поли­тической деятельности, установление демократии, формирование осознанных интересов различных социальных групп;

-в духовной области: дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация образования и всеобщая гра­мотность, плюрализм в науке, философии, религии, развитие средств массовой информации, приобщение населения к достижениям куль­туры.

Механизм модернизации в развитых странах можно описать следующей схемой:

1) зарождение новых идей как реакция на кризисные явления в обществе, изменение ценностных ориентации у большинства или, по крайней мере, у активной части населения;

2) появление социальной силы, выдвигающей идеи обновления;

3) выход субъектов модернизации на арену идейно­политической борьбы и создание благоприятных социально- политических и правовых условий модернизации;

4) осуществление модернизационных изменений как «снизу» (благодаря инициативе субъектов обновления), так и «сверху» (с по­мощью мер государственного регулирования, законодательства, об­щенациональных программ преобразований);

5) выход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение возникших в ходе модерни­зации социальных конфликтов, «накопление сил» для следующей мо­дернизации.

Современные концепции модернизации делают все больший ак­цент на самобытности путей развития государств, принадлежащих к отличным от западноевропейской цивилизациям. Корректируя собст­венные взгляды, С. Эйзенштадт признает, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и со­провождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата тради­ционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценностей и институтов».

Обновленная концепция модернизации включает следующие положения: 1) значимость сложившихся социокультурных типов как основы устойчивости общества; 2) важность ценностно-смысловых факторов в регуляции политической и хозяйственной жизни; 3) ва­риативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций реальных процессов модернизации в различных обще­ствах. Такая модель модернизации уже является полицентричной и допускает большое разнообразие форм и направлений.

Российская модернизация носит противоречивый, частичный характер. Как пишет видный исследователь модернизации Д. Рюше- мейер: «Во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры. Часто такие соци­альные несообразности представляют собой временное явление, со­провождающее ускоренные социальные изменения. Но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений... Если давать формальное определение, то частичная модернизация представляет собой такой процесс социальных изменений, который ведет к институционализации в одном и том же обществе относительно модерни­зированных социальных форм и менее модернизированных струк­тур».

Факторы социальных изменений

Возникновение социальных изменений объясняется взаимодей­ствием ряда факторов, как природных, так и социальных.

Физическая среда. Люди - это физические существа, живущие в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходи­мо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу глав­ных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти пе­ремены соответствующими институциональными изменениями, вы­работкой новых форм социальной организации и новыми техниче­скими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человеческие существа также оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. За­хоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и «наступление» пустынь, - все это результат ущерба, на­несенного людьми экосистеме. Следовательно, человеческие сущест­ва связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения в численности, структуре и распределе­нии народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение «беби-бума» оказало су­щественное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, всеми силами добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее количество людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликты. Конфликт - это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп проти­воречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что кон­фликт становится источником социальных изменений. Для достиже­ния своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобили­зовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны люди бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни; прихо­дится терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых ин­ституциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участ­вующих в борьбе сторон. Чаще всего, конечный результат выражает­ся в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место но­вому.

Ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещаю­щие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуля­торы». Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведений с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель - это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем «революционером» или «радикалом» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.

г

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности Эйнштейна и генетиче­ская теория Менделя - это открытия. В противоположность этому, изобретение представляет собой новую комбинацию старых элемен­тов. Автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ - это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, рабо­тающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка пе­редач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации - как открытия, так и изобретения - не единичные акты, а кумулятив­ная последовательность передаваемых из поколения в поколение на­ращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше число культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгенов­ских трубок, электрических лампочек, ламп для радио и телевизион­ных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы, в свою очередь, способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. В основе такого типа разви­тия лежит экспоненциальный принцип - по мере расширения культур­ной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к росту в геометрической прогрессии,

Диффузия - это процесс, в ходе которого культурные характе­ристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особен­ностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славян­ская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Рус­ские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они - от иудейских сект первых веков нашей эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получи­ли от них.

Кроме упомянутых, существует группа факторов, которые мож­но условно назвать идейно-политическими. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные представления важнейшим фак­тором экономического развития, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринима­тельства и последовавшем экономическом скачке в западных общест­вах. Смена идей - не чисто интеллектуальный процесс. Она сопрово­ждается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Соци­альные движения порождают харизматических лидеров, которые бла­годаря незаурядным личным качествам способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, расшатывающие уста­новленный в обществе порядок и могущие привести к революцион­ным изменениям.

Политические процессы, идущие в обществах, сами по себе то­же могут стать фактором социальных изменений. Согласно послед­ним теориям политической революции, само функционирование го­сударственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда общество не способно выполнить свои основные функции по поддержанию за­кона, порядка и территориального единства.

Каждый из описанных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние. Трудности, с которыми сталкивают­ся объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками

- детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все мно­гообразие взаимодействий факторов свести к одному определяющему фактору. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что является ошибкой рассматривать их изолированно.Так что воз­можности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели дейст­вующих механизмов таких изменений.

Механизмы социальных изменений

Применительно к однонаправленным процессам выделяют сле­дующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифферен­циация. Поскольку человек — существо способное к инновациям, он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, от­брасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекват­ными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуще­ствляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных мето­дом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только благодаря специализации и дифференциации. Рост техниче­ских и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что, в свою очередь, ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в эту модель кумулятив­ного развития. Ведь люди могут без снижения уровня жизни повы­шать свою численность только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, а сам по себе рост численности насе­ления стимулирует новые инновации.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создает условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создает угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к исто­щению природных ресурсов и снижению экономического уровня.

Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматри­ваться как механизмы социальных изменений. В частности, марксис­ты стремились представить жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохра­нить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй. Социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарендорфа. Понятие кон­фликта становится более продуктивным в объяснительном плане, ес­ли его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция сти­мулирует внедрение и распространение инноваций. Так, лидеры неза­падных государств стремятся к заимствованию западной науки и тех­нологии, хотя и настроены политически против Запада, ибо понима­ют, что только так достигнут независимости и экономической мощи.

Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, которые неуязвимы для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, пре­следующих собственные интересы. С помощью теории игр и других математических методов было показано, что в определенных услови­ях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследо­вании своих целей.

В структурном функционализме рассматриваются такие меха­низмы социальных изменений, как напряжение и адаптация. Изме­нение понимается как ответная приспособительная реакция на воз­никшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого- либо из элементов системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными. Оно разрешается с помощью самопроиз­вольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уров­нем общества и его социокультурными составляющими, которые раз­виваются более медленно.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. В одной объ­яснительной модели социальных изменений могут сочетаться несколь­ко механизмов.

Социальные процессы

Социальные процессы - одно из основных понятий, которое вы­ражает изменения, происходящие в обществе. В контексте общест­венной системы под процессом понимается любой вид движения со­циальной материи, модификации, трансформации, чередования или эволюции изучаемого социального объекта в течение определенного времени, изменение его места в пространстве или модификация его качественных или количественных характеристик.

Социальные процессы протекают на разном уровне социальной реальности:

- на микроуровне (индивидуальном): социализация - освоение

ценностей и интеграция индивида в обществе;

- на мезоуровне (социальные институты);

- на макроуровне - урбанизация, модернизация, глобализация.

В современной социологии приоритет отдается исследованию

динамических характеристик общества.

Причины, механизмы и траектории социальной динамики изу­чается теориями социальных процессов. Эти теории различаются по трактовке форм и факторов, их вызывающих.

Наиболее распространенной является эволюционистская теория (структурно-функциональный анализ). Субъектом социального про­цесса выступает общество в целом как интегрированная система раз­личных структурных компонентов. Изменения общества рассматри­ваются как направленные и необратимые: от простых форм к слож­ным. Такого рода социальные процессы рассматриваются как линей­ные, развивающиеся посредством перехода от одной стадии к другой.

Во второй половине XX в. эта теория была откорректирована. (В ней отрицалось культурное разнообразие, процесс культурного заим­ствования, который мог изменить направление социального движе­ния, а также его отождествление с прогрессом).

Т.Парсонс рассматривал общество как открытую систему, кото­рая постоянно взаимодействует с окружающей средой, следствием чего является недостаточная устойчивость системы. В таком случае он выделял 2 вида процессов:

1. Интегративные, которые обеспечивают воспроизводство об­щества на основе культурно-исторических традиций.

2. Процессы структурных изменений, под которыми понимают­ся изменения в ценностях, регулирующих взаимодействие единиц системы.

Эти подходы дали основание Т.Парсонсу рассматривать соци­альные процессы как мультилинейные, включающие разнообразие форм.

В конце XX в. на теоретическом уровне социальные процессы стали рассматриваться как нелинейные и труднопрогнозируемые. Главной причиной этого считается кризисное и нестабильное состоя­ние, в большей степени обусловленное экономическими процессами, не позволяющими восстанавливать в полном объеме социальную структуру. Подобное кризисное состояние общества может быть преодолено по одному из следующих вариантов:

1. Распад, гибель системы.

2. Реформы, которые постепенно изменяют базовые характери­стики системы.

3. Революция - резкий скачкообразный переход от одного со­стояния общества к другому.

Второй и третий варианты связаны с переходными процессами в обществе, которые имеют нелинейный характер. Именно для характе­ристики переходного состояния используется понятие «точка бифур­кации» (неопределенности, уровень энтропии) - это точка, в которой система делает выбор, определяющий ее дальнейшую эволюцию или осваивать равновеликие траектории развития.

Для объяснения структурной динамики социальной системы ис­пользуются естественно-научные теории - теория катастроф, синер­гетическая теория.

 

Лекция 15. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И РЕФОРМЫ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Социальные революции

П. Штомпка называет революции «пиком» социальных измене­ний.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уровни общест­венной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундамен­тальный характер, пронизывают основы социального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быст­ро;

4. исключительность: революции неизгладимо остаются в памя­ти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, утопический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противо­поставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внутренние из­менения в доминирующих в обществах ценностях и мифах, в его по­литических институтах, социальной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

— «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происходящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обяза­тельно сопровождает революционные преобразования: например, со­циально-экономические преобразования последнего десятилетия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильствен­ными.

По мнению JI.Эдвардса и К.Бринтона, социальные революции обычно проходят следующие стадии:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетво­ренности в течение ряда лет;

2) способность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения помогала им;

3) побуждение к активным действиям, восстанию, к соц. мифу или системе верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью пра­вящей верхушки;

5) период правления умеренных, который сводится к попыткам кон­троля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некото­рым образцам прежней предреволюционной жизни.

По мнению П.Сорокина революции проходят три стадии:

1) кратковременная - радость освобождения от тирании старого режима;

2) деструктивная - безжалостно искореняются не только обвет­шалые, но и жизнеспособные социальные институты и ценности;

3) конструктивная - создается новый социальный и культурный порядок.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народно- демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в ко­лониях и зависимых странах и направленные на достижение нацио­нальной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддер­живающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, фео­дальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистических производствен­ных отношений, свержение абсолютных монархий и господства зе­мельной аристократии, утверждение частной собственности, полити­ческого господства буржуазии. Движущие силы буржуазных револю­ций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база

- крестьянство, городские слои (пример - Великая Французская Рево­люция).

Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржу­азной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европейские революции 1848 - 1849 гг., русская ре­волюция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксист­ско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народная революция- широкое и массовое движение в проти­воположность «верхушечным», «дворцовым», военным или полити­ческим переворотам. Они могут иметь различное социально- экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демо­кратическая, национально-освободительная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сло­жился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демократическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощ­ных социальных выступлений мирным путем были ликвидированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные про­цессы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Социальные реформы

Социальные реформы - это:

1. изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответст­вующая эволюционному развитию общества и характеризующаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленностью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легаль­ных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон соци­альной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напря­женности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и про­водятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда наце­лены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход политики социальных реформ определяется сложным пере­плетением объективных и субъективных факторов. Успех или неус­пех реформ в значительной мере зависит от степени готовности пра­вящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действитель­но устраняют препятствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от своевременности проведения необ­ходимых преобразований. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует прово­дить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина, реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масшта­бе; реформы должны проводиться в жизнь правовыми, конституци­онными средствами.

Социальные движения

Основные характеристики социальных движений, отличающие их от других субъектов социальных изменений:

1. Коллективность людей, действующих совместно.

2. Однозначное признание цели действия.

3. Отсутствие явно выраженной формальной организации.

4. Высокая степень стихийности, отсутствие институционали­зированных форм.

Таким образом, социальные движения - это свободно организо­ванные группы людей, действующие совместно в неинституционализированной форме с целью изменений в обществе.

В современных теориях дается следующее определение соци­альных движений:

Социальные движения - группы индивидов, объединенных во имя выражения недовольства общественным порядком.

Социальные движения — нетрадиционные группы, пытающиеся произвести радикальные изменения.

В этих определениях заметна связь социальных движений и со­циальных изменений, которая раскрывается с точки зрения следую­щих аспектов:

1. Цель может быть поддерживающей или отрицающей.

2. Социальные движения имеют различные причинные связи с изменениями: или их причина, или как симптомы, сопровождающие эти процессы.

3. Область, в которой происходят изменения, вызываемые со­циальными движениями.

Поскольку социальные движения есть часть общества, в кото­ром происходит изменения, то происходят изменения в самом движе­нии (составе, идеологических правилах,, организации и т.д.) и даже внешние сдвиги в более широком контексте (законодательной систе­ме, политических режимах, культуре), вызванные движением, по принципу обратной связи влияют на его собственных членов и струк­туры, изменяя их мотивацию, установки, идеи т.д.

Социальные движения - исторически универсальный феномен.

У людей всегда были причины для объединения в борьбе за свои коллективные цели: восстания, бунты и т.д., культурные, этни­ческие, национальные движения. Это обусловлено следующими при­чинами:

1. Простое физическое соединение больших масс людей в огра­ниченном районе, что приводит к высокой моральной плотности (ин­дустриализация, урбанизация). Это создает возможности для контак­тов, взаимодействий, выработки единой точки зрения, общей идеоло­гии (фабрики, заводы, университетские городки; «тема Дюркгейма»),

2. Изоляция индивида в деперсонифицированном обществе или «одиночество в толпе». Чувство отчуждения, одиночества, оторван­ности вызывает стремление к солидарности, общности, сплоченности. Участие в социальном движении удовлетворяет эти потребности («тема Тенниса»).

3. Рост социального неравенства, иерархия богатства, власти и престижа. Эксплуатация, угнетение, несправедливость объединяют людей, которые готовы вступить в борьбу с теми, кто угрожает их ин­тересам. В этом случае проявляется структурная готовность к возник­новению социальных движений («тема Маркса»),

Демократические преобразования политической системы яв­ляются основанием для коллективных действий больших групп людей («тема М.Вебера»),

4. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его члена­ми к их собственной выгоде («тема Сен-Симона, Конта»),

5. В условиях, когда общество переживает культурный и обра­зовательный подъем, участие в социальных движениях связан с осоз­нанием личной ответственности, сознательности, неравнодушия к общественным проблемам.

6. Влияние на общественное мнение СМИ, которые дают воз­можность знакомиться с жизнью социально или географически уда­ленных групп. Формируется солидарность, являющаяся условием возникновения социальных движений.

Типы социальных движений

По масштабности предполагаемых изменений социальные движения бывают:

- реформаторские, т.е. сориентированные на изменения внутри социальных общностей (движения за права животных, за ограничение скорости на автодороге и т.д.);

- радикальные, предполагающие изменения самого общества, приводят к глубоким изменениям основных институциональных структур (политических, экономических, культурных);

- революционные, направленные на тотальное изменение обще­ства (фашистские и коммунистические движения).

В рамках этой типологии Н.Смелзер различал движения ориен­тированные на нормы и ориентированные на ценности. При этом ценности включают в себя общечеловеческие стремления к справед­ливости, знаниям, демократии, свободе; нормы представляют собой средства достижения целей (дисциплина, образование, труд).

По качеству предполагаемых изменений:

- прогрессивные, предполагающие сформировать общество с новыми институтами, законами, образом жизни, новыми верования­ми;

- консервативные, стремящиеся восстановить институты, зако­ны, образ жизни прошлого (экологические движения, фундаментали- стические религиозные движения, монархические движения и т.д.)

По отношению к целям предполагаемых изменений:

- социополитические движения (национальные; Социальные движения, которые пытаются добиться изменения в политике, эконо­мике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах);

- социокультурные движения, предполагающие изменения убеждений, кредо, ценности, нормы, символы.

Движения, нацеленные на изменения личности:

- мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа;

- движения, предполагающие, что изменившиеся к лучшему люди будут формировать более совершенные социальные порядки.

Социальные движения различаются «вектором» изменений:

- позитивный вектор;

- вектор, олицетворяющий тенденцию воспрепятствовать раз­витию тех или иных социальных тенденций.

Социальные движения отличаются по стратегии или логике их действия:

- «инструментальная» логика предполагает достижение поли­тической власти и через ее институты добиться изменений в полити­ческой системе общества. Эти движения превращаются в политиче­ские партии или группы давления, они входят в парламенты;

- «экспрессивная» логика предполагает, что обеспечиваются равные права участников движения (движения за гражданские права, этнические, феминистские и т.д.).

В контексте исторической эпохи:

- старые социальные движения были сориентированы на эко­номические интересы и характерны для раннего периода современной эпохи (рабочие, фермерские, тред-юнионы);

- новые социальные движения (экологические, феминистские и т.д.), им свойственны следующие черты:

1. В их поле зрения попали новые темы: качество жизни, граж­данское общество, расширение жизненного пространства. Их волну­ют проблемы самостоятельности, прав личности, социальные кон­фликты, ри


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: