Спортивная подготовка (см. определение выше) -включает техническую, физическую, тактическую и психическуюподготовку спортсмена.
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовки всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся, движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
|
|
Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приёмов, их комбинаций, вариантов, воспитание тактического мышления и др.
Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.
Избранные варианты тактических действий в ряде случаев могут отрабатываться специально на тренировочных занятиях. Спецификавида спорта – это решающий фактор, определяющий структуру тактической подготовленности спортсмена.
Так, при беге на средние дистанции (800,1500 м) бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким (100–150 м) быстрым финишным рывком добиться победы.Бегуну же с более высоким уровнем выносливости, наоборот, выгоднее вести бег в высоком равномерном темпе по всей дистанции и выиграть забег благодаря длинному (иногда в треть дистанции) финишному рывку. Среди равных бегунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику преодоления дистанции.
Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, единоборствах, Сложность тактических действий спортсмена здесь определяется не только технической, функциональной подготовленностью, количеством заблаговременно отработанных тактических действий, но и быстротой принятия решений.
|
|
Основным содержанием психической подготовки является воспитание волевых способностей: целеустремленности, решительности и смелости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, самостоятельности и инициативности. Психическая подготовка осуществляется в процессе тренировок с постепенно возрастающими трудностями и в соревновательных условиях.
В процессе тренировочной, и особенно соревновательной деятельности, ни один из перечисленных и охарактеризованных нами выше видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.
Подготовленность – это комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовок спортсмена.
Спортивная форма – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различны сторон подготовки спортсмена. Она связана с проявлением комплексного восприятия соревновательной деятельности в избранном виде спорта: «чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча» и т.д.
3. Средства спортивной подготовки
Основными специфическими средствами спортивной подготовки являются физические упражнения – соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством соревновательной борьбы в избранном виде спорта и выполняются по правилам соревнований по данному виду спорта.Например: в тяжелой атлетике – это отдельные упражнения двоеборья штангиста (рывок, толчок); в спортивном плавании – плавание на определенные дистанции спортивными стилями.
Специальные подготовительные упражнения – это упражнения, имеющие сходство с соревновательными упражнениями по структуре движения, ритмическим, временным и другим характеристикам. Например: для легкоатлетов – бегунов это будет бег на отрезки избранной дистанции; для игровиков – игровые действия и комбинации.
В зависимости от направленности тренировочных занятий специальные подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (для освоения формы, техники движения) и развивающие (для развития силы, выносливости, гибкости и др. физических качеств) упражнения. К числу специальных подготовительных упражнений относятся имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена (самые разнообразные общефизические упражнения, упражнения из смежных видов спорта).
Кроме тренировочных упражнений используются естественно-оздоровительные средства: водные и воздушные процедуры, тренировочные занятия в различных погодных условиях.
4. Организация и структура отдельного тренировочного занятия
При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на три части: подготовительную (разминку), основную, заключительную.
Подготовительная часть начинается с постановки перед занимающимися задач занятия, создания четкого представления о содержании основной части. Данная часть содержит в себе общую и специальную разминку.
Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для качественного обеспечения двигательной деятельности. Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-химических процессов обмена веществ в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции.
|
|
Усиливается деятельность дыхательной системы – увеличивается легочная вентиляция и газообмен, повышается деятельность системы кровообращения, усиливается обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Кроме того, положительный эффект разминки выражается в снижении риска травматизма, повышении эластичности связок и сухожилий.
Задача общей разминки (10-15 мин) – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется ходьба, медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Комплекс гимнастических упражнений начинается с «разогрева» верхний части тела и заканчивается – нижней:
· наклоны, повороты, круговые вращения головы;
· сгибания, разгибания круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами;
· наклоны, повороты, круговые вращения туловища;
· маховые движения ногами, приседания, выпады.
Каждое упражнения выполняются медленно с постепенным нарастанием темпа.
Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).
Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000-5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).
|
|
Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.
В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное, состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, дыхательных упражнений, упражнений на растягивание и расслабление. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др. Хорошо заканчивать занятия водными процедурами.
5. Физические нагрузки и их дозирование
Нагрузка от физических упражнений (физическая нагрузка) – это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей. Два разных по уровню физической подготовленности студента, выполняя одинаковую мышечную работу, получают разную по величине нагрузку. То есть нагрузка – это не сама работа, а ее следствие. Действием нагрузки является ответная реакция организма на выполненную работу.
Физическая нагрузка на занятиях должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки неэффективны, чрезмерные – наносят вред организму. Необходимое требование занятий – постепенное увеличение нагрузки, так как организм приспосабливается, привыкает к той или иной нагрузки и развивающий эффект снижается. По своему характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные; по величине – умеренные, средние, высокие или предельные; по направленности – способствующие совершенствованию отдельных физических качеств (скоростных, силовых, координационных и т.д.)
Интенсивность нагрузки определяют следующие факторы:
· количества повторений упражнений;
· амплитуды упражнений;
· исходного положения;
· темпа;
· продолжительности и характера пауз отдых между упражнениями.
Учитывая эти факторы можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий.
Одним из показателей соответствия нагрузки уровню подготовленности человека являются внешние признаки утомления (табл. 2).
Таблица 2