Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

ПЛАН.

1. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

2. Определение категории «корпоративная социальная ответственность» и ее сущностное содержание.

3. Принципы корпоративной социальной ответственности

4 Модели корполаивнои социальной ответственности бизнеса.

 

Литература.

.1. Украинское общество 1992-2018. Мониторинг социальных изменений: сб. наук. трудов / под ред. д. э. н. В. Вороны, д. Соц. н. М. Шульги. - Киев: Институт социологии НАН Украины, 2016. - Вып. 1/15. - Т. 1. - 545 с.

2. Зайчук А. В, Онищенко Н. М. Теория государства и права.Академичний курс.Пидручник.Киив.Юринком Интер.2016.

3. Безрукова О. А. Теоретическая операционализация понятия "ответственность" для целей социологического исследования / А. А. Безрукова // Вестник Одесского национального университета. Социология и политические / гол.ред. В. А. Смынтына. - Одесса, 2016. - Т. 15. - Вып. 7. - С. 30-36.

4 Режим доступа- http: // virtuni. education. zp. ua / info _ cpu / sites / default / files / bezrykova _ disertacia. pdf

5. Шульга М. Представление населения о социальной ответственности / М. Шульга // Украинское общество 1992-2018. Мониторинг социальных изменений: сб. наук. трудов / под ред. д. э. н. В. Вороны, д. Соц. н. М. Шульги. - Киев: Институт социологии НАН Украины, 2016. - Вып. 1/15. - Т. 1. - С. 186-195.

5. Савченко И. Г. Социальная ответственность органов государственной власти в условиях развития социального государства: Автореф. дис.... Канд. наук.держ. упр.: 25.00.01 / И. Г. Савченко. - Харьков: Национальная академия гос. управления при Президенте Украины Харьковский региональный институт гос.

управления, 2016. - 18 с.

 

Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

Понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО), «социальная ответственность бизнеса» (СВБ) начали формироваться в 70-80 гг. ХХ в., Когда ведущие компании США и Великобритании начали осознавать необходимость объединения разрозненных элементов корпоративной политики, связанных с взаимоотношениями компаний с отдельными факторами внешней среды и выработка целостных подходов по взаимодействию с обществом.

К тому же актуальность ведения социально-этического бизнеса усиливают некоторые обстоятельства: во-первых, финансово-экономический кризис, который, еще не закончилась, поэтому не устранены ее коренные причины;во-вторых, рост признания неотложности экологической проблемы, которая носит глобальный характер; в-третьих, переход мировой экономики, большая часть продукта которой сосредоточена в промышленно развитых странах, от 5-го до 6-го технико-экономического уклада. Хотя окончательные контуры новой модели пока не определились, но уже ясно, что она должна отличаться большей степенью социальной и экологической ответственности. То есть забота о конкурентоспособности на рынке должна сочетаться с социальной ответственностью перед обществом.

Единого определения КСО, СВБ нет и, вероятно, не может быть, поскольку речь идет о системном подходе к комплексной проблемы.

Ведущее объединение корпораций США, которая занимается развитием и продвижением концепции СВБ (Business for Social Responsibility) Бизнес за социальную ответственность определяет корпоративную социальную ответственность как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среды»

Зеленая книга в сфере социальной ответственности, принятая Европейской Комиссией в 2001 году, определяет социальную ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом, связанных с компанией организаций и людей»Такой подход сегодня принят большинством стран Европейского союза.

Международный стандарт ISO 26 000 «Руководство по социальной ответственности», принятый в 2010 году, определяет социальную ответственность как ответственность организации за влияние ее решений и действий на общество, окружающую среду путем прозрачной и этического поведения которая способствует устойчивому развитию, в т.ч. здоровью и благополучию общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует действующему законодательству и международным нормам поведения и интегрирована в деятельность организации и практикуется в ее отношениях

По версии Всемирного Совета Компаний по устойчивому развитию, КСО - это долгосрочное обязательство компаний вести этически и способствовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом [цит. за Социальная ответственность бизнеса: понимание и внедрение

если обобщить определение СВБ более 50 международных организаций, среди которых мировой Банк, ООН, Business for Social Responsibility, Caux Round Table, Corporate Citizenship International, European Academy for Business i n Society, European Association of Communication Agencies (EACA), International Business Leaders Forum (IBLF), Market Opinion Research Institute (MORI), Social Accountability International, World Business Council for Sustainable Development,социальная ответственность как подход к бизнеса имеет следующий набор характеристик:

- СВБ это добровольный выбор компании, в условиях растущей конкуренции и снижения доверия к бизнесу;

- СВБ выходит за рамки обязательств, определенных бизнеса законодательством, по уплате налогов, создание рабочих мест и генерации прибыли;

- СВБ включая всех членов местного сообщества: бизнес, СМИ, власть, неприбыльные организации, население, инвесторов и т.д.;

- СВБ это не способ решить проблемы общества за счет бизнеса, а способ участвовать в развитии той среды, в которой бизнес работает;

- СВБ это подход к устойчивому развитию с прямым (как правило, долгосрочным) воздействием на финансовые показатели компании [Стародубская М. Стратегия, милосердие, мода или PR?

Очень часто КСО отождествляют с благотворительностью или с улучшением эффективности устаревшего оборудования. Это - самый распространенный миф корпоративной ответственности. Мы говорим не просто о благотворительности, не просто о закрытии неэффективных производств, речь идет о сущности компании, о том, как ежедневно она работает. Например, можно просто продавать товары, а можно построить процесс продажи таким образом, чтобы обучать потребителей, как использовать товар для получения прибыли. Компания, которая разрабатывает программное обеспечение, может бесплатно учить молодежь программированию. С одной стороны - люди получают специальность, с другой, компания может отобрать самых талантливых программистов. Кроме прямой помощи по увеличению благосостояния покупателей, это поможет закрыть "дыру" в учебной системе, когда люди старше 40-лет имеют проблемы с адаптацией к рыночным условиям, особенно в сфере занятости. Кроме помощи детскому дому на Новый Год еще можно организовать программу стажировок в компании для школьников с этого детского дома и т.д. Обобщая вышеизложенное, социальную ответственность бизнеса можно определить как добровольное обязательство бизнес-организаций проводить такую политику, принимать такие решения, развивать такие направления деятельности, которые являются желанными с точки зрения целей и ценностей общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: