Определение категории «корпоративная социальная ответственность» и ее сущностное содержание

Корпоративная социальная ответственность - Это концепция, согласно которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом и предусматривает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

стейкхолдеры - Лица и институты внутри или вне компании, или влияют на то, как компания осуществляет свою деятельность, или которые испытывают на себе влияние деятельности компании. Это государство и общество, инвесторы, кредиторы, потребители, поставщики, работники, менеджеры.

В классической модели КСО - это средство частного урегулирования нерыночных отношений между компаниями и стейкхолдерами. Для ее применения в российских условиях сюда должна быть введена третья сила - региональная власть. Только "тройственного союза" работников, работодателей и власти по силам достичь баланса интересов и социальных рисков в регионе.

В формулировке стандарта CSR / KCO -2008 социальная ответственность - обязательства организации, учитывающие принятую ей ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом. Другие стандарты, имеющиеся в области КСО, дают аналогичные общие определения.

В табл. 1. рассмотрим взаимоотношения работников, бизнеса, власти и общества в целом по корпоративной социальной ответственности.

Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетаются интересы, обязан таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, уже перестает быть исключительно корпоративным делом.

В настоящее время практика реализации бизнесом социальных программ расширяется, но далеко не каждая фирма имеет стратегический план их осуществления. Эффективность выполнения социальных инициатив бизнеса во многом зависит от взаимодействия властных, предпринимательских структур и некоммерческого сектора. Однако власть и бизнес понимают корпоративную социальную ответственность по-своему, что нередко является причиной конфликтов и неэффективного сотрудничества.

Взаимодействие участников социальных отношений Таблица 1.

субъекты взаимоотношений работники работодатели власть Общество в целом
         
Основные цели Стремление к достойной жизни Создание комфортных условий для бизнеса укрепление авторитета. устойчивое развитие  
Основные интересы Улучшение условий труда. Достойная оплата труда. Защита жизни, здоровья, имущества. Социальный пакет (медицинское, пенсионное страхование, детские сады, ясли, дома отдыха). Улучшение условий труда, морального климата в коллективе. Уважение прав личности. Поддержка образования, Поддержка творческих начинаний Улучшение имиджа предприятия. Расширение спроса па произведенной продукции. Доступ па международные рынки. Повышение привлекательности на рынке труда. Улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников. Управление рисками, телеги Икающий в социальной сфере. Получение "общественной лицензии на ведение бизнеса. Установление хороших отношений с властью. Приобретение средства защиты собственности от недружественного поглощения. Повышение инвестиционной привлекательности. Получение средств контроля над социальной ситуацией в регионе   Создание новых рабочих мест. Создание социальных объектов (детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений). Поддержка образования. Поддержка и проведение культурных и спортивных мероприятий. Снятие социальной напряженности. Благоустройство населенных пунктов. Снижен и из вредных воздействий на окружающую среду
    Облегчение проверки выполнения работодателями региона требований трудового законодательства.Стимулирование решения социальных проблем работодателями. Повышение привлекательности региона на рынке труда закрепление трудоспособного населения в регионе. Поощрение деятельности администрации высшими органами власти. Получение положительной оценки деятельности администрации электоратом   Экономное расходование невозобновляемых ресурсов.создание инфраструктуры
ожидаемые результаты Удовлетворенность от работы, уверенность в завтрашнем дне Стабильная прибыль, рост капитализации Стабильность деятельности, рост признание благосостояние

 

Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества в целом, и чем выше эффективность сотрудничества предпринимательского и государственного секторов, тем больше положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому необходимы поиск возможных взаимовыгодных направлений деятельности в решении социальных проблем общества, совершенствование и разработка механизмов такого взаимодействия. Эффективность сотрудничества органов власти и бизнес-структур является одним из основных критериев оценки КСО и социального партнерства.

Суммарный вклад бизнеса в благосостояние местного сообщества может измеряться различными методами (табл. 2), однако ни один из них не является универсальным, поскольку в настоящее время не существует единых критериев такой оценки.

Таблица 2

Характеристика основных методов оценки корпоративной социальной ответственности

Методы оценки КСО критерии оценки недостатки
     
Метол тройного итоге (Triple Bottom Line) Экономические показатели. Экологические показатели. Социальные результаты деятельности. Не считая характер взаимоотношений и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами, а также эффективность этого взаимодействия
Метод сбалансированной карты оценки (Balanced Scorecard) Финансовые показатели. Отношения с клиентами. Внутренние бизнес-процессы, Инновации и обучение Не рассматриваются характер взаимоотношений и формы взаимодействия с государством и местным сообществом, а также экологические результаты деятельности компании
Метод Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group) Социальная вовлеченность компаний Не считая финансовые и социальные результаты деятельности компании, взаимоотношения с государством
Стандарт SA 8000 Социальные аспекты системы управления компании Не учитываются экономические и экологические результаты деятельности, а также внешняя социальная активность компании
Европейская модель (European Foundation for Quality Mariagement Model for Business Excellence) Качество продукции. Ответственность перед потребителями Не учитываются финансовые и социальные результаты деятельности компании, взаимоотношения с государством и местным сообществом
Индекс корпоративной благотворительности (Corporate Philanthropy Ir.dex) Благотворительность. Взаимоотношения с основными партнерами. Не учитываются экономические и экологические результаты деятельности компании, взаимоотношения с государством
социальный индекс (Social Index SI) Внутренние и внешние социальные программы Не рассматриваются экономические и экологические результаты деятельности компании, взаимоотношения с органами власти
индекс устойчивости Доу Джонса (Dow Jones Sustainability Index) Экономическая основа для развития компании. Социальная активность. экологическая деятельность Не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Невозможно оценить все компании
индекс FTSE4Good Финансовые, социальные и экологи ческие показатели компаний, не относящихся к "запрещенными отраслях" Не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Невозможно оценить все компании
индекс Domini Social Investment (DSI 400) Социальные и экологические показатели крупнейших по капитализации компаний, которые не относятся к "запрещенных отраслях" Не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Невозможно оценить все компании

3. Принципы корпоративной социальной ответственности
Принципы корпоративной социальной ответственности определяют основные положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании. Если считать, что принцип - это основное, что отражает сущность КСО правило, то можно сделать вывод о том, что несоблюдение требований одного принципа корпоративной социальной ответственности искажает сущность данного понятия.
Принципы социальной ответственности формируются за счет общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнеса, значительно изменились, в настоящее время обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами. Таким образом, возникла необходимость разработки принципов деятельности компаний в раках корпоративной социальной ответственности. [25.320-321.] Для того чтобы компания осуществляла свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание компании, при выработке принципов корпоративной социальной ответственности.
Можно выделить первую группу принципов - открытость. Принципы открытости предполагают, что компания ведет свою деятельность публично, понятно и доступно, предоставляя только достоверную информацию и предполагая обратную связь со всеми заинтересованными сторонами. Социальные программы должны носить регулярный характер, соответственно второй группой принципов выступает системность, значит, направленность социальных программ в необходимые в БЛАСТ последовательно и регулярно.

Особенно важно, чтобы социальные программы выполнялись в тех сферах, в которых общество испытывает потребность в настоящий момент, значит, имеет место такая группа принципов, как значимость, что определяет актуальность реализуемых программ, их эффективность и масштабность. И, наконец, принципы корпоративной социальной ответственности должны базироваться на соблюдение субординации компанией по религии, политики, спортивных и музыкальных течений. Основываясь на этих принципах, компании включают в свою стратегию задачу защиты прав человека, а, оценивая влияние деятельности своей компании на конфликт, разрабатывают и принимают меры, направленные на предотвращение или разрешение конфликта. Значит необходимо выделить последнюю, четвертую группу принц ипив - недопущение конфликтов.

П ринцип корпоративной социальной ответственности.

1. Открытость, которая предусматривает:

· Прозрачность (транспарентность) принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными
· Публичность. Любая информация о корпоративной социальной ответственности, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности
· достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о корпоративной социальной ответственности.

· Диалог. Социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.

2. системность:

· Направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ
· Единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир.
· Единство в пространстве. Универсальные принципы корпоративной социальной ответственности для всех региональных подразделений Компании.
· Регулярность. Отказ от единичных и фрагментарных акций в пользу планомерных программ и проектов в рамках в зафиксированных приоритетных направлений корпоративной социальной ответственности.
· Интегрированность. Проникновение принципов корпоративной социальной ответственности во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.
3. Значимость:
· Актуальность. Реализованы программы корпоративной социальной ответственности должны быть своевременными и востребованы.
· Масштабность. Программы корпоративной социальной ответственности должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом.
· Эффективность. Потрачены на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ пидлягают ь регулярной оценки и учета.

4. Недопущение конфликтов:

· Политическая беспристрастность. Неучастие в предвыборной гонке, поддержке политических партий или отдельных политических деятелей.
· Отказ от поддержки фан-клубов. В том числе спортивных, музыкальных или иных молодежных течений, противопоставляют себя другим. Компания имеет право называть себя социально ответственной, а это означает, что компания действует по принципам социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании. Мировой опыт показывает, что социальная ответственность бизнеса вызревает по мере развития и бизнеса, и общества. Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он, как и молодежь, такой, каким заслуживает его общество.

Можно выделить десять основных преимуществ корпоративной социальной соответ альности для развития бизнеса:

· Увеличивается прибыль, растут то мпи роста.

· Компании получают доступ к социально-ответственным инвестиций, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в сфере защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организации.

· Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.
· Улучшаются бренд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

· Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.
· Повышаются производительность ь и качество продукта (услуги).

· Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности совпадают с их собственными.
· Сокращаются претензий й со стороны регулирующих органов.

· Полип ется управления рисками.

· С нарастает конкурентоспособность.

 

В истории американского бизнеса четко различаются три стадии зрелости:
I. Стадия «сильных личностей» и их «войны всех против всех», когда главными проблемами являются самоутверждение за счет удержания и расширения захваченного жизненного пространства, когда выживает сильнейший и он претендует (по праву сильного) на распоряжение ресурсами, управление более слаб кими, на льготы и преференции.

II. Стадия «служение», когда главной проблемой становится легитимизация бизнеса, его самооправдание перед обществом: в глазах государства, граждан. На этой стадии развиваются спонсорство, патронаж, благотворительность. Разъясняются цели бизнеса и перспективы его развития.

III. Стадия «социального партнерства», собственно социальной ответственности, когда бизнес, утвердившись в обществе и общественном мнении, переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей - социального партнерства со всеми компонентами социальной среды. Российский бизнес, похоже, начал втягиваться в переход от первой стадии ко второй. Некоторые считали, что можно уже переходить к третьему, и был не понятен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: