Закрытые и открытые фирмы

В зависимости от того, насколько управленческие решения и их эффективность внутри фирмы контролируются и определяются извне рынком, выделяются два типа фирм – закрытые и открытые.

Закрытые фирмы – это «внутри» определяемые фирмы. К ним относятся индивидуальное частное предприятие с неограниченной ответственностью, товарищество, закрытая корпорация.

Открытые фирмы – это «внешне» определяемые фирмы, которые сильно ориентируются в оценке своей внутренней эффективности на рыночную оценку. К ним относятся открытая корпорация, некоммерческая организация, политическая фирма (государственное или муниципальное предприятие).

Закрытые фирмы:

Индивидуальное частное предприятие без образования юридического лица позволяет человеку индивидуальным образом наняться к такому предпринимателю, заключив с ним контракт, что дает возможность избежать социальных отчислений. В России индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица встречается в разных формах очень часто в строительных работах, в торговле. Иногда так организованы консультативные услуги. Подобная форма организации пригодна лишь для небольшого предприятия.

Ограничения, присущие ИЧП

В литературе выделяется два типа этих ограничений: «проблема горизонта» и «проблема диверсификации».

Проблема горизонта. В каждой фирме каждому человеку свойствен определенный конфликт между типом потребления (функцией потребления Y(X)) и некой производственной функцией F(Z). И каждый человек должен решить для себя проблему, как увязать функцию потребления (функцию получения дохода) и тип потребления (тип получения дохода) между собой. Здесь возможны три вполне законных способа поведения:

у наемника Y(Х) будет определяться Х, где Х - его заработная плата;

у собственника, имеющего пакет акций компании, Х – вероятность получения гарантированного или ожидаемого дивиденда, некоторого дохода D1…n, где n - количество акций, которыми он владеет;

у владельца собственной фирмы Х фактически совпадает с F(Z), т.е. у него функция потребления будет непосредственно связываться (или непосредственно конфликтовать, если хотите) с тем доходом, которым он в данный момент располагает; причем это будет касаться не только прибыли, но и всех фондов его предприятия.

Таким образом, функция потребления Y(Х) бывает разной. Она может быть отложенной (кто-то копит деньги, чтобы раз в год съездить на Канарские острова, а кто-то - чтобы дать внукам образование). Х может быть равен прибыли или Z - всему имуществу владельца. А если собственник - человек очень умный, то у него X будет равен прибыли за вычетом амортизационных отчислений и отчислений в резервный фонд.

Владелец индивидуального частного предприятия в значительной степени ограничен горизонтом собственных возможностей (в первую очередь, возможностей жить и работать), что также лимитирует инвестиции. Если у пятидесятилетнего владельца ИЧП возникает необходимость или возможность инвестировать в производство 25 % своих ресурсов в течение ближайших 5 лет, что позволит ему через 25 лет вдвое расширить собственный бизнес, будет ли он это делать? Однозначного ответа здесь нет, потому что человек руководствуется не одной только экономической логикой. Если у него есть наследники, которые, как он надеется, переймут его бизнес, он может на это пойти. Многие откажутся делать такого рода инвестиции, ибо их жизненный горизонт уже близок, и они хотели бы оптимизировать свой доход в то время, когда они еще живы. Именно поэтому значительная часть индивидуальных частных предприятий имеет горизонт, совпадающий с горизонтом активной жизни их владельцев, а затем они передают свое дело кому-то.

Проблема диверсификации. Владелец индивидуального частного предприятия редко может распределить свой капитал по нескольким направлениям. Как правило, он вкладывает в индивидуальное частное предприятие все, чем владеет, и поэтому предпочитает не рисковать, понимая, что может потерять все вплоть до личного имущества и оказаться на улице. И это очень и очень серьезная проблема.

В России малый и средний бизнес, в основном, организованы, либо как закрытые акционерные общества, либо как открытые, но открытые лишь формально, что дает возможность сплошь и рядом обманывать партнеров и клиентов. Эти фирмы успешно уходили от налогов.

В нашей экономике оптимальной нишей для индивидуального частного предприятия является сфера услуг. Чаще всего это семейный бизнес. Становясь индивидуальным предпринимателем с полной ответственностью, вы автоматически делаете ответственной за свою предпринимательскую деятельность всю вашу семью, если только до этого вы не разделили с ней имущества. Семейный бизнес эффективен, когда он наследуется, а иначе это просто некая форма ухода от определенных обстоятельств, свойственная не только России.

Partnership (товарищество, или партнерство)

Товарищество (партнерство) – это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более физических лиц. Каждый партнер вносит деньги, имущество, труд и интеллектуальную или иную собственность в зависимости от доли в уставном фонде, и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

Товарищество очень похоже на индивидуальное частное предприятие, но оно обладает некоторыми особенностями.

Среди его преимуществ, во-первых, возможность увеличить масштаб производства. Партнеры сами делают инвестиции. Во-вторых, возможность для каждого из партнеров в какой-то мере диверсифицировать производство.

Проблема «горизонта» здесь довольно сильно смягчается, уходит на второй план, так как товарищество с пятью партнерами обеспечивает некое плавное перетекание, смену возрастов партнеров.

Но функционирование товарищества связано и с определенными проблемами:

1) возникает проблема ответственности за общую собственность. Каждый участник полного товарищества отвечает за долги фирмы независимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность. Каждый партнер несет ответственность не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера;

2) возникает проблема «зайца». В любом товариществе собственность и менеджмент пока еще в достаточной степени не разделены, в силу чего собственники - одновременно и менеджеры. И любой партнер при желании может вести себя по отношению к другим, как «заяц», всячески увиливая от организации работы;

3) возникает проблема преследования своих интересов тем из партнеров, кого остальные выбрали старшим. Он может стремиться за счет других реализовать какие-то свои интересы, которые не будут связаны с определением его доли. В частности, за счет других партнеров он может заняться потреблением на рабочем месте, т.е. максимизировать свои представительские расходы. Также он может втягивать партнеров в повышенные по рискованности проекты или вовлекать предприятие в невыгодные для него хозяйственные связи, получая за это бонусы от предприятий, с которыми он договорился. Обычно это и является причиной распада товарищества.

Среди недостатков партнерства в экономической литературе выделяют:

а) неограниченную ответственность. Каждый участник полного товарищества отвечает за долги фирмы независимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность. Каждый партер несет ответственность не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера;

б) ограниченная жизнь. Продолжительность деятельности товарищества непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, прекращение ее деятельности;

в) ограниченность финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы товарищества остаются ограниченными, хотя обычно и превосходят возможности индивидуального частного предприятия. Но у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия;

г) разногласия между членами. Если в управлении участвуют несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам;

д) сложность ликвидации. При закрытии фирмы вопрос о том, что и кому достанется и что будет дальше, зачастую очень трудно решить.

Классическая форма партнерства - адвокатские конторы, аудиторские фирмы, фирмы-консультанты, фирмы врачей (на Западе, где доминирует частный медицинский сервис, партнерство – типичная форма организации врачей). Партнерство, как форма, в совершенстве позволяет решить следующие проблемы: Во-первых, это проблема наследования опыта. Здесь можно очень успешно передавать опыт, информацию, ведя принятого члена по ступенькам карьеры и наблюдая, как он развивается, прежде чем стать полноправным партнером. В партнерстве существует несколько градаций: младший партнер, полный партнер, и конечная цель жизни, скажем, сотрудника консультативной фирмы или адвокатской конторы – стать старшим партнером; во-вторых, это проблема торговой марки. Партнерство возникает в тех видах деятельности, где очень велика доля такого специфического актива, как человеческий капитал. А в некоторых сферах человеческий капитал является основной составляющей бизнеса.

Существуют и полупартнерства, когда два-три человека объединяются, с целью ведения бизнеса (например, ресторан), но они неустойчивы, и чаще всего дело заканчивается конфликтом. Они конкуренты – ведь такого рода бизнес может вести и один человек. А вот адвокатскую контру может вести только коллектив людей, доверяющих друг другу, интенсивно обменивающихся информацией, одинаково озабоченных проблемой качества, заинтересованных в том, чтобы ни один из них не опозорил свое имя и тем самым имя фирмы.

Как правило, закрытая корпорация образуется тогда, когда некий лидер приглашает своих знакомых вступить в корпорацию. Корпорация – это форма предприятия, при которой его хозяйственная деятельность может быть отделена от конкретных лиц, им владеющих. Собственность корпорации разделена на части и ответственность каждого из его участников ограничена его частью (вкладом). Корпорация, акции которой распределяются только среди ее учредителей или заранее определенного круга лиц, является закрытой. В российской практике к такому типы предприятий относятся акционерные общества закрытого типа (закрытые акционерные общества).

Для закрытой корпорации характерны:

- принцип ограниченной ответственности (что позволяет защитить личное имущество членов корпорации от риска);

- разделение на собственников и менеджеров;

- отсутствие акций как таковых, замененных долями в собственности корпорации, которые формируются просто на основе личных контактов;

- очень высокие трансакционные издержки во внешней, да и во внутренней оценке ее активов и ее перспектив из-за отсутствия рыночной торговли долями собственности.

Применимость закрытой корпорации.

Во-первых, закрытые корпорации массово существуют там, где рынки связаны с большими рисками. А это характерно для любых стран, находящихся в процессе формирования отношений собственности, и, в частности, для России. Закрытые корпорации не обладают чертами, радикально отличающими их от открытых корпораций. Все наше общество состоит из закрытых корпораций с полной и неполной ответственностью. Если проекты рискованные, то ими занимаются закрытые корпорации с неполной ответственностью.

Во-вторых, закрытые корпорации существуют там, где очень важна закрытость до определенного момента. Такая форма организации необходима именно в венчурном бизнесе. Венчурные компании, состоящие из людей, которые занимаются НИОКР, возникают, как закрытая корпорация, потому что им никто не нужен в качестве учредителей, кроме известных им людей. Они хотят с максимальной выгодой для себя продавать патенты, а если и решатся на продажу корпорации в целом (что не возбраняется), то будут стремиться сделать это по установленным ими правилам и в установленные ими сроки. Они боятся того, что их перекупят раньше времени. Поэтому никто из решивших заняться венчурным бизнесом не будет делать свою компанию открытой корпорацией с неограниченной ответственностью и торговать ее, оценивая в каких-то перечнях компаний, работающих в области высоких технологий. Для венчурной компании это было бы смерти подобно.

Открытые фирмы:

Открытая корпорация давно является наиболее широко применимой формой организации бизнеса. В англосаксонском мире эта форма существует как основная, начиная с середины XIX в., когда она в массовом порядке вытеснила компании, основанные на индивидуальном капитале, и товарищества. В Европе закрытые формы организации бизнеса доминировали гораздо дольше. Самые известные из них, просуществовавшие до XX в., - это компания Зингера (производство швейных машинок), а в банковском сервисе – это известная семейная фирма Ротшильдов. В конце XIX в. складывается организованный рынок торговли акциями - анонимными частицами акционерного капитала, который стал прообразом современной системы организации рынков капитала.

Открытая корпорация имеет три основных черты:

1) это общество с ограниченной ответственностью (как и закрытая корпорация);

2) права собственности, доли собственности здесь обезличены и торгуются на специальном организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации);

3) менеджер и собственник здесь полностью разделены; существуют две отдельные, но взаимодействующие между собой группы рынков – рынки для менеджеров и рынки для собственников, - каждая из которых повышает эффективность использования своего фактора и позитивно влияет на эффективность использования другого фактора (процедура найма менеджера собственником достаточно сложно регламентирована).

Производственная организация открытой корпорации требует концентрации больших масс капитала. Такая концентрация заставляет увеличивать размеры фирм, что можно сделать двумя путями: во-первых, можно привлечь большие банковские кредиты. При этом, кредитуя фирмы, банки неизбежно, в конечном счете, приобретают над ними контроль. Во-вторых, можно аккумулировать разбросанный на мелкие части капитал через выпуск акций. При этом небольшое число людей могут контролировать массу капитала, в 5-15 раз превышающих их собственный капитал. Человеку достаточно завладеть 15% акций такого рода компании, и если все остальные владеют не более 3%, то он становится реальным хозяином и может навязывать свои решения остальным акционерам через механизм голосования. Важную роль играет механизм внутреннего контроля. Внутренний контроль крупной корпорации осуществляется ядром собственников, практически игнорирующих интересы остальных собственников – феномен, называемый «властью финансового капитала». Например, рабочая семья, вложившая свои деньги в акции, формально является собственником, но реально она отстранена от принятия решений. Это разные уровни контроля, разные уровни собственника. В случае, если человек не просто дает деньги взаймы, а вкладывает их в акции, он менее защищен. Объективные возможности для мелкого акционера контролировать происходящее в корпорации отсутствуют. В сравнении с издержками по выработке коллективного действия и необходимого контроля возможные выгоды мелких акционеров ничтожны. Именно поэтому в условиях полного разделения функций собственности и менеджмента менеджеры корпорации становятся агентами, которые не контролируются и практически ничем не ограничены в принятии решений. В крупной корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распределенности своего инвестиционного портфеля между десятками фирм. В такой ситуации собственник сделался анонимным и в таком качестве бессильным владельцем совершенно абстрактного ресурса, а реальными хозяевами корпорации стали менеджеры. И поэтому корпорация начинает действовать не в интересах владельца капитала, а в интересах группы менеджеров, которые получили в свои руки руководство.

Некоммерческая организация – это форма открытой организации, обычно специализирующейся на предоставлении товаров, которые ряд людей хотели бы видеть потребляемыми в большем объеме другими людьми. Например, зеленые насаждения, образование, культура и т.д. Заказчики таких товаров бывают двух типов:

1) это правительство, которое заинтересовано в том, чтобы способствовать социальному спокойствию и согласию;

2) самые разнообразные частные лица. Здесь все зависит от того, какого рода массовые предпочтения возникают в обществе. Например, в отношении какого-то конкретного образования. Для создания и распространения таких товаров в больших объемах, дешево или бесплатно учреждаются фонды.

Некоммерческая организация может быть не только в форме фонда, но и в форме фирмы, специализирующейся на таких товарах. Не исключено, что деятельность некоммерческой фирмы оказывается прибыльной. Но эта хозяйственная деятельность не имеет своей целью получение прибыли. Получаемая прибыль направляется на развитие организации либо распределяется между лицами, не имеющими к ней отношения. Если такая фирма не получает достаточной величины прибыли, то она собирает частные вклады и пользуется субсидиями государства, поскольку общество в целом заинтересовано стимулировать создание и потребление выпускаемого ею товара.

Отличие фонда от некоммерческой фирмы состоит в том, что фонд не занимается продажей, а многие некоммерческие фирмы занимаются.

Открытее корпорации и некоммерческие организации называются открытыми, потому что они вынуждены соизмерять свою эффективность с эффективностью других аналогичных организаций.

Политические фирмы – это государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые могут существовать в разных секторах экономики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности за закрепленное за ней имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено между работниками. Как правило, они не очень эффективны, т.к. собственник осуществляет свои права опосредованно. Происходит недостаточная мотивация работающих на унитарном предприятии к эффективному хозяйствованию и недостаточная гибкость. Политические фирмы могут успешно работать только в тех секторах экономики, которые не являются высококонкурентными – ведь эти фирмы связаны с некоторой убыточной деятельностью и требуют дополнительного бюджетного финансирования.

Открытые формы организации менее привязаны к определенным видам деятельности, поэтому они либо очень широко диверсифицируют свою деятельность (чего закрытые формы практически лишены), либо занимаются крайне ликвидными активами, которые неспецифичны по своей сути. Однако на рынке существуют самые разнообразные виды деятельности. И в каком-то отдельном случае человеку гораздо полезнее застраховаться от внешних воздействий и организовать закрытое акционерное общество для реализации своего проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: