double arrow

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

1

1. Основные понятия туризма

2. Организационные формы и виды туризма. Субъекты туристической деятельности.

3. Туристический продукт

4. Порядок создания туристической фирмы,

5. Требования к офису туристической фирмы

 

1. Основные понятия туризма

Для каждого работающего человека со временем приходит долгожданная пора – пора отпусков. Каждый человек по-своему организовывает свой отпуск. Одни организовывают свой отдых самостоятельно, а кто-то пользуется уже хорошо проверенным способом – обращается к услугам туристических компаний.

На сегодняшний день в Украине отрасль туризма является одним из экономически выгодных направлений, созданным для предоставления предварительно разработанного комплекса услуг по организации отдыха. Сюда могут входить и услуги по перевозке, и по размещению, а также прочие туристические услуги. Безусловно, можно организовать отдых самостоятельно, купив билеты, забронировав места в отеле, определить маршрут, удобный для посещения объектов культуры и развлечений, а можно поручить все хлопоты, связанные с организацией отдыха, туристической компании. Специфической особенностью туристической деятельности является то, что клиент сам идёт за туристическим продуктом. Он не может предварительно быть ознакомлен с качеством услуг и лишь в процессе потребления делает вывод об их качестве.

Основой для организации туристической деятельности на Украине служит Закон Украины «О туризме», а также Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности, которые утверждены приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма.

Туризм - временный выезд лица из места проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или других целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда лицо отъезжает;

турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или другой страны с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством оставить страну или место пребывания в указанный срок;

туристический продукт - предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который совмещает не меньше чем две такие услуги, что реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха
и развлечений, реализации сувенирной продукции и тому подобное);

2. Организационные формы и виды туризма. Субъекты туристической деятельности.

 

Организационными формами туризма являются:

- международный туризм

- внутренний туризм.

Статья 4 Закона Украины «О туризме» устанавливает, что организационными формами туризма могут быть как международный, так и внутренний туризм.

В свою очередь к международному туризму относится:

1. Выездной туризм. Это путешествия, которые осуществляются гражданами Украины, а также лицами, постоянно проживающими на территории Украины, в другие страны.

2. Въездной туризм. Сюда относятся различные путешествия в пределах территории Украины, которые осуществляются лицами, не проживающими на ее территории.

Одним из наиболее распространённых направлений в организации туристического бизнеса является международный туризм.

В зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристические
путешествия (поездки, посещения), их целей, объектов,
используются или посещаются, или других признаков существуют такие виды туризма:

 

детский; молодежный; семейный; для лиц пожилого возраста; для инвалидов; культурно-познавательный; лечебно-здоровительный; спортивный; религиозный; экологический (зеленый); сельский; подводный; горный; приключенческий; охотничий; автомобильный; самодеятельный и тому подобное.


Особливості здійснення окремих видів туризму встановлюються
законом.

Субъектами, осуществляющими и/или обеспечивающими туристическую деятельность (дальше - субъекты туристической деятельности), являются:

Деятельность туристских предприятий различается по специфике выполняемых функций, объемами деятельности и задействованных ресурсов, обуславливают их классификацию и типизацию.

На практике по функциональному признаку выделяют следующие типы коммерческих туристских предприятий:

туроператоры, турагенты, туристские бюро, экскурсионные бюро, другие предприятия сферы туризма. Эти предприятия функционируют в различных организационно-правовых формах, на разных сегментах рынка туристических услуг (въездной туризм, выездной туризм, организация экскурсий, рекламно-информационная работа и т. д).

- туристические операторы (дальше - туроператоры) - юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность;

Основной задачей туроператора является создание тура, подкрепленного программой обслуживания.
Туроператор является своего рода оптовым предприятием, продукты которого реализуются через сеть розничных турагентств.

Немаловажный факт: туроператорская деятельность исключительна по своему характеру. Туроператор не имеет права вести другие виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, что определены Законом Украины "О туризме" и соответствующими Лицензионными условиями. Это положение обязательно отображается в учредительных документах.

Основной функцией туроператора является исследование потребностей потенциальных туристов. На основании изучения этих потребностей туроператор составляет пакет услуг, который в наибольшей степени соответствует им. От того, насколько успешно сформирован туристский продукт, будет зависеть его дальнейшая судьба – будет ли он продан, останется ли потребитель (турист) доволен. В случае недовольства клиента возможны различные неприятности по удовлетворению поступающих жалоб и претензий, что может привести к судебному разбирательству и даже уходу с туристического рынка.
Туроператор выполняет посредническую и организаторскую деятельность. Посредничество осуществляется между туристом и исполнителями различных услуг. Другими словами, туроператор осуществляет деятельность по заключению договоров с отелями, организаторами перевозок, питания, экскурсий и т. д. Несмотря на то, что туроператор совершает оптовые покупки различных услуг и занимается их дальнейшей реализацией, его деятельность нельзя приравнять к работе обычного продавца. Это особый вид деятельности, поскольку туроператор не просто совершает оптовые покупки каких-либо услуг, он формирует из множества этих услуг свой собственный уникальный продукт и уже именно его реализует на туристическом рынке.
Туроператор является организатором туристского продукта и берет на себя ответственность перед туристом за его исполнение.
Сегодня любой человек, решившийся на туристическое путешествие при наличии достаточного количества времени, денег и ряда других возможностей, способен сам оформить загранпаспорт (если это необходимо), забронировать номер в отеле, гостинице, заказать билет на перевозку (самолет, поезд, автобус и т. д.). Но, несмотря на это, туроператоры успешно продолжают свою деятельность и получают прибыль.
Можно выделить несколько причин, по которым потребитель (турист) отдает предпочтение туроператорам. К таким причинам можно отнести следующие.
1. Отсутствие у потребителей свободного времени. Оформление паспортов, бронирование номеров и другие мероприятия, совершаемые перед отправлением в путешествие, требуют достаточно много времени. Поэтому, желая сэкономить время и избежать ненужной суеты, проще обратиться к посреднику, т. е. туроператору. У всех туроператоров существуют отработанные технологии выполнения заказа. Сотрудники туроператора знают какие необходимы документы, как они заполняются и т. д.
2. Желание сэкономить материальные средства. Туроператор чаще всего организует групповые туры, поэтому цены в таких турах значительно ниже, чем при индивидуальном обслуживании туристов.
3. Незнание дестинации. Дестинация – это другая местность, отличная от места постоянного проживания, например, другая страна. Безусловно, любой человек может купить путеводители, книги, изучить карты и исследовать другие, интересующие его вопросы, относительно определенной дестинации. Но это требует определенных временных и материальных затрат. Туроператор в любом случае знает, где лучше остановиться, где пообедать, что посетить и т. д.
Можно выделить и другие причины, из-за которых турист обращается к туроператору, например, незнание языка, желание обезопасить свое пребывание в незнакомом месте и др. Однако возможность сэкономить деньги и время, избежать суеты и хлопот является основной для большинства людей.

Виды туропрераторов:

1. В зависимости от вида деятельности туроператоров разделяют на операторов массового рынка и специализированных операторов.

Операторы массового рынка занимаются продажей турпакетов с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма.
Специализированные операторы поставляют определенный продукт туристического рынка, т. е. работают в конкретном направлении. Речь идет о туроператорах определенной клиентуры (школьники, бизнесмены и т. д.), вида транспорта (поезда, автобусы и т. д.), специального места назначения (поездки в Турцию, Болгарию и т. д.) и др.
2. В зависимости от места деятельности можно говорить о следующих видах туроператоров:
1) местные туроператоры: маршруты, составлением которых они занимаются, не выходят за пределы страны проживания;
2) выездные туроператоры: занимаются формированием турпакетов в зарубежные страны;
3) туроператоры на приеме: обслуживают прибывающих туристов в стране, отличной от места их проживания.

3. В зависимости от способа способов комплектования туров, принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных..

Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями.

Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта,. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутрішньомаршрутного транспорта.

Рецептивные туроператоры– это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями общественного питания, досугово –развлекательными учреждениями и т. др.).

В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается совмещение функций, что характерно для туристского рынка. По отношению к некоторым своим продуктам туристская фирма может выступать и как рецептивный, и как инициативный туроператор, а в некоторых случаях – и как турагент по продаже готовых туров, сформированных другим туроператором.

- туристические агенты (дальше - турагенты) - юридические лица,
созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и
туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность относительно реализации характерных и сопутствующих
услуг;

- інші суб'єкти підприємницької діяльності, що надають послуги
з тимчасового розміщення (проживання), харчування, екскурсійних,
розважальних та інших туристичних послуг; - гиды-переводчики, экскурсоводы, спортивные инструкторы,
проводники и другие специалисты туристического сопровождения - физические лица, которые проводят деятельность, связанную с туристическим сопровождением, кроме лиц, работающих на соответствующих должностях предприятий, учреждений, организаций, которым принадлежат или которые обслуживают объекты посещения; - фізичні особи, які не є суб'єктами підприємницької діяльності
та надають послуги з тимчасового розміщення (проживання),
харчування тощо. На рынке туристских услуг функционируют еще другие коммерческие предприятия, основной деятельностью которых является оказание туристских услуг.
Бюро экскурсий– это фирма, которая организовывает и проводит экскурсии. Бюро реализации туристско-экскурсионных услуг осуществляет реализацию туристских и экскурсионных путевок. Бюро путешествий и экскурсий организует туры, транстур и экскурсии. С целью обеспечения прав и законных интересов граждан -
потребителей туристических услуг туроператор и турагент обязаны осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности (гарантией банка или другого кредитного учреждения) перед туристами.

Из всех существующих организационно-правовых форм для осуществления туристической деятельности наиболее приемлемой, распространенной является ООО.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: