Вид услуги | Орган управления, осуществляющий регулирование тарифов |
Услуги транспортных терминалов, аэропортов. Обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением | Министерство экономики |
Перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутриреспубликанском сообщении | Министерство экономики |
Междугородние перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом в регулярном сообщении | Перевозки с учетом конъюнктуры рынка |
Городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта в регулярном сообщении. Пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении | Облисполкомы, Минский горисполком по согласованию с Министерством экономики |
Расходы, которые понесены перевозчиком на операции, сопутствующие перевозке (экспедирование, хранение груза, участие в погрузке и разгрузке, взвешивание) | Не включаются в тариф, а оплачиваются отдельно по соглашению сторон |
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей | Тариф формируется по каждому виду услуг с учетом себестоимости, установленных налогов и платежей и прибыли исходя из конъюнктуры рынка |
Услуги автостоянок | Тариф формируется за одно машино- место в месяц, сутки и (или) час с учетом себестоимости, установленных налогов и платежей и прибыли исходя из конъюнктуры рынка |
|
|
Грузовые транспортные тарифы представляют собой денежное выражение созданной на транспорте стоимости. Услуги пассажирского транспорта являются одной из разновидностей нематериальных услуг, поскольку затраты труда при их осуществлении не овеществляются в предметах.
Расчеты стоимости перевозок (тарифов) (рис. 9.1) формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка.
Следует учитывать, что каждый вид транспорта имеет специфические условия функционирования. Это обусловливает существенные различия в себестоимости перевозок по видам транспорта.
Себестоимость перевозок грузов является на всех видах транспорта исходной базой определения грузовых тарифов. Для ценообразования определяется себестоимость перевозок по родам грузов, видам отправок, расстояниям перевозок, скорости перевозок, типу вагонов, судов, кают и мест в них.
Второй элемент тарифов – прибыль, определяется так же, как в отпускных ценах на промышленную продукцию, на основе установленных нормативов рентабельности по отношению к себестоимости.
|
|
Рис. 9.1 Состав тарифа на автомобильные перевозки
По типу установления железнодорожные тарифы на перевозку являются регулируемыми ценами. Так, Белорусская железная дорога отнесена к организациям-монополистам, что предопределяет государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте.
Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки, типа поезда (пассажирский, скорый), типа вагона (обший, плацкартный, купейный) (рис. 9.2). Тарифы на багаж зависят от расстояния перевозки и объявленной ценности грузобагажа.
Железнодорожный тариф на перевозку для населения | ||
Тип поезда (пассажирский, скорый) | Тип вагона (купейный, плацкартный, общий) | Расстояние перевозки |
Рис. 9.2 Факторы, определяющие размер железнодорожного тарифа на перевозку
Пассажиров
На морском водном транспорте наряду с тарифом используется такой вид цены, как фрахт. Утверждена Инструкция об особенностях формирования тарифов на внутреннем водном транспорте.
При исчислении тарифов применяются следующие статьи затрат:заработная плата персонала по осуществлению перевозок; отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; топливо; смазочные и другие эксплуатационные материалы; ремонт автомобильных шин; ремонт и техническое обслуживание подвижного состава; амортизация основных средств и нематериальных активов; общехозяйственные (накладные) расходы; налоги и платежи, включаемые в себестоимость. Тарифы утверждаются руководителем транспортной организации и помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право предоставлять клиенту скидку от установленного им тарифа с учетом объемов перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок. Тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по соглашению сторон.
Рис. 9.3. Оформление регулируемого транспортного тарифа
Автомобильные транспортные тарифы формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка с учетом специфики каждого вида транспорта.
Себестоимость перевозок грузов определяется по родам грузов, видам отправок, расстояниям перевозок, скорости перевозок, типу вагонов, судов, кают и мест в них на основе расчета плановой калькуляции соответствующих статей расходов в зависимости от расстояния перевозки на 1 т-км, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл. км, 1 т груза, 1 отправку и иную единицу измерения в соответствии с принятой в организации методикой (рис. 9.4).
Рис. 9.4 Признаки дифференциации тарифа на автомобильном транспорте
В плановую себестоимость включаются только транспортные затраты, исключая расходы понесенные перевозчиком на операции, сопутствующие перевозке (экспедирование, хранение груза, участие в погрузке и разгрузке, взвешивание). Эти расходы не включаются в тариф, а оплачиваются отдельно по соглашению сторон. Затраты на материальные ресурсы (топливо, смазочные материалы, ремонт и обслуживание подвижного состава) определяются только по утвержденным нормам.
Тарифы автотранспорта подразделяются на сдельные (общие), исключительные, повременные и тарифы покилометрового пробега. Так, например, сдельные тарифы устанавливаются за перевозку 1 т груза дифференцированно по расстояниям и классам груза.
Совместным Постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта Республики Беларусь № 74/8 от 12 апреля 2001 г. утверждено Положение о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь. Это Положение обязательно для всех перевозчиков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением организаций с иностранными инвестициями). В Положении определены подходы к формированию статей себестоимости перевозки грузов, в основном с использованием нормативного метода определения затрат.
|
|
Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы составляется плановая калькуляция по соответствующим статьям расходов.
Тариф на автомобильные перевозки определяется в зависимости от расстояния перевозки на 1 т-км, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл. км, 1 т груза, 1 отправку и иную единицу измерения в соответствии с принятой в организации методикой(табл. 9.2).
Таблица 9.2