Регулирование транспортных тарифов

Вид услуги Орган управления, осуществляющий регулирование тарифов
Услуги транспортных терминалов, аэропортов. Обслуживание и эксплу­атация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением Министерство экономики
Перевозка пассажиров, грузов и ба­гажа железнодорожным транспор­том общего пользования во внутриреспубликанском сообщении Министерство экономики
Междугородние перевозки пасса­жиров, грузов и багажа автомобиль­ным транспортом в регулярном сообщении Перевозки с учетом конъюнктуры рынка
Городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транс­порта в регулярном сообщении. Пригородные автомобильные пере­возки пассажиров, багажа и (или) руч­ной клади в регулярном сообщении Облисполкомы, Минский гориспол­ком по согласованию с Министер­ством экономики
Расходы, которые понесены пере­возчиком на операции, сопутствую­щие перевозке (экспедирование, хранение груза, участие в погрузке и разгрузке, взвешивание) Не включаются в тариф, а оплачива­ются отдельно по соглашению сторон
Услуги по техническому обслужива­нию и ремонту легковых автомоби­лей Тариф формируется по каждому ви­ду услуг с учетом себестоимости, установленных налогов и платежей и прибыли исходя из конъюнктуры рынка
Услуги автостоянок Тариф формируется за одно машино- место в месяц, сутки и (или) час с учетом себестоимости, установлен­ных налогов и платежей и прибыли исходя из конъюнктуры рынка

 

Грузовые транспортные тарифы представляют собой де­нежное выражение созданной на транспорте стоимости. Услу­ги пассажирского транспорта являются одной из разновиднос­тей нематериальных услуг, поскольку затраты труда при их осу­ществлении не овеществляются в предметах.

Расчеты стоимости перевозок (тарифов) (рис. 9.1) формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответ­ствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка.

Следует учитывать, что каждый вид транспорта имеет спе­цифические условия функционирования. Это обусловливает существенные различия в себестоимости перевозок по видам транспорта.

Себестоимость перевозок грузов является на всех видах транспорта исходной базой определения грузовых тарифов. Для ценообразования определяется себестоимость перевозок по родам грузов, видам отправок, расстояниям перевозок, ско­рости перевозок, типу вагонов, судов, кают и мест в них.

Второй элемент тарифов – прибыль, определяется так же, как в отпускных ценах на промышленную продукцию, на осно­ве установленных нормативов рентабельности по отношению к себестоимости.

 

Рис. 9.1 Состав тарифа на автомобильные перевозки

По типу установления железнодорожные тарифы на пере­возку являются регулируемыми ценами. Так, Белорусская же­лезная дорога отнесена к организациям-монополистам, что предопределяет государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки, типа поезда (пассажирский, скорый), типа вагона (обший, плацкартный, купейный) (рис. 9.2). Тарифы на багаж зависят от расстояния перевозки и объявленной ценности грузобагажа.

 

Железнодорожный тариф на перевозку для населения
Тип поезда (пассажир­ский, скорый) Тип вагона (купейный, плацкартный, общий) Расстояние перевозки

Рис. 9.2 Факторы, определяющие размер железнодорожного тарифа на перевозку

Пассажиров

 

На морском водном транспорте наряду с тарифом использу­ется такой вид цены, как фрахт. Утверждена Инструкция об особенностях формирования тарифов на внутреннем водном транспорте.

При исчислении тарифов применяются следующие статьи затрат:заработная плата персонала по осуществлению перевозок; отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; топливо; смазочные и другие эксплуатационные материалы; ремонт автомобильных шин; ремонт и техническое обслуживание подвижного состава; амортизация основных средств и нематериальных активов; общехозяйственные (накладные) расходы; налоги и платежи, включаемые в себестоимость. Тарифы утверждаются руководителем транспортной организации и помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право предоставлять клиенту скидку от установленного им тарифа с учетом объемов перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок. Тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по соглашению сторон.

 

Рис. 9.3. Оформление регулируемого транспортного тарифа

 

Автомобильные транспортные тарифы формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка с учетом специфики каждого вида транспорта.

Себестоимость перевозок грузов определяется по родам грузов, видам отправок, расстояниям перевозок, скорости перевозок, типу вагонов, судов, кают и мест в них на основе расчета плановой калькуляции соответствующих статей расходов в зависимости от расстояния перевозки на 1 т-км, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл. км, 1 т груза, 1 отправку и иную единицу измерения в соответствии с принятой в организации методикой (рис. 9.4).

Рис. 9.4 Признаки дифференциации тарифа на автомобильном транспорте

В плановую себестоимость включаются только транспортные затраты, исключая расходы понесенные перевозчиком на операции, сопутствующие перевозке (экспедирование, хранение груза, участие в погрузке и разгрузке, взвешивание). Эти расходы не включаются в тариф, а оплачиваются отдельно по соглашению сторон. Затраты на материальные ресурсы (топливо, смазочные материалы, ремонт и обслуживание подвижного состава) определяются только по утвержденным нормам.

Тарифы автотранспорта подразделяются на сдельные (об­щие), исключительные, повременные и тарифы покилометрового пробега. Так, например, сдельные тарифы устанавливают­ся за перевозку 1 т груза дифференцированно по расстояниям и классам груза.

Совместным Постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта Республики Беларусь № 74/8 от 12 апреля 2001 г. утверждено Положение о порядке формирова­ния тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь. Это Положение обяза­тельно для всех перевозчиков независимо от форм собствен­ности и ведомственной принадлежности (за исключением ор­ганизаций с иностранными инвестициями). В Положении определены подходы к формированию статей себестоимости перевозки грузов, в основном с использованием нормативного метода определения затрат.

Для расчета плановой себестоимости единицы транспорт­ной работы составляется плановая калькуляция по соответству­ющим статьям расходов.

Тариф на автомобильные перевозки определяется в зависи­мости от расстояния перевозки на 1 т-км, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл. км, 1 т груза, 1 отправку и иную единицу измерения в со­ответствии с принятой в организации методикой(табл. 9.2).

Таблица 9.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: