Для выполнения подъёмно- транспортных операций погрузочно-разгрузочные машины оснащают грузозахватными устройствами, называемые захватами.
Захваты должны соответствовать:
1)свойствам и форме перемещаемого груза;
2)производственным условиям, в которых выполняются работы;
3)обеспечивать полную сохранность груза и тары;
4)быстрый захват и освобождение груза;
5)удовлетворять требованиям техники безопасности.
Чтобы выполнять эти требования при выборе грузозахватных приспособлений необходимо учитывать особенности зацепки данного вида изделий или конструкций.
Грузозахватные устройства классифицируются:
1)По виду перемещаемого груза:
-для навалочных и сыпучих грузов-ковши;
-для сыпучих и длинномерных грузов – стропы, подвески и клещевые захваты;
-для контейнеров и пакетированных грузов – автостропы, вилочные захваты;
-ля металлолома – грузозахватные электромагниты.
2)По степени механизации и автоматизации труда:
-эксплуатируемые вручную (стропы, подвески);
-эксплуатируемые механически- дисковые питатели;
-полуавтоматические – автостропы.
При выполнении погрузочно-разгрузочных операций большинство грузов:
- стальной прокат;
- лесоматериалы;
- строительные изделия и конструкции;
-оборудование;
- тары;
Перемещают при помощи крюковых кранов.
Крюки – грузозахватные устройства, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, оснащаются в основном однорогими крюками с замками и применяются для подъёма груза массой более 3т.
Карабины – применяются для захвата железобетонных изделий массой до 2т.
Погрузчики
Различают погрузчиков периодического и непрерывного действия.
Погрузчики периодического действия разделяются на одинаковые и вилочные.
Одноковшовые погрузчики применяются в основном для погрузки и разгрузки, перемещения и складирования насыпных, мелкокусковых материалов и штучных грузов, а также для погрузки в автосамосвалы неслежавшегося грунта.
Погрузчики непрерывного действия чаще всего многоковшовые и имеют колесный или гусеничный ход и подразделяются на цепные и роторные погрузчики.
По способу разгрузки различают погрузчики:
- с передней разгрузкой (фронтальные)
- с боковой разгрузкой – это с поворотом стрелы на 180ºC (полуповоротные)
- с задней разгрузкой
Вилочные погрузчики- предназначены для погрузочно-разгрузочный работ на открытых строительных площадках с естественным и твёрдым покрытием.
Они оснащены:
1)вилами и специальными захватами- для погрузки и разгрузки (перемещения и складывания) всевозможных штучных, тарных и длинномерных грузов.
2)ковшами – для насыпных и кусковых грузов.
3)грузовыми стрелами – для подъёма грузов на небольшую высоту.
Универсальные вилочные погрузчики изготавливают на базе грузовых автомобилей.
Краны
Все краны могут быть разделены на 2 основные категории:
1)краны на самоходном (автомобильном) шасси
2)краны с ограниченной зоной перемещения
Существуют:
1)мостовые и козловые краны;
2)перегрузочные мосты;
3)краны-штабелеры;
4)башенные;
5)портальные краны (передвижной по рельсам);
6)полупортальные краны – монтируются в пунктах погрузки и выгрузки на длительное время и не могут быть переброшены с одного пункта в другой без длительных демонтажно – монтажных работ.
Краны предназначены для погрузки и выгрузки:
1)оборудования;
2)тяжелых машин;
3)металлических конструкций;
4)контейнеров;
5)сборных железобетонных изделий;
6)лесо и пиломатериалов;
7)металла, металлолома.
При оборудовании кранов ковшами и грейферами, краны можно использовать для погрузки и выгрузки наволочных и сыпучих материалов, в т.ч. гравия, щебня, угля, песка и других материалов.