Методологические качества педагогической технологии

· Технологическая схема (карта)

· Научная база

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Для проектирования процесса обучения имеют наибольшее значение три аспекта: личностный, процессуально-психологический, педагогический.

Личностный аспект.

В обучении участвуют два субъекта: преподаватель и обучаемый, т.е. обучение- это совместная деятельность, в которую каждая сторона вносит свой вклад: обучаемый приобретает новые знания, умения и качества личности, преподаватель помогает ему в этом и контролирует его.

Процессуально-психологический аспект.

Связан с ответами на вопросы: в чем заключается учение? Какие процессы при этом происходят? На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две основные процедуры, соответствующие категориям “рождаться” или “совершенствоваться”.

Педагогический аспект.

Связан с выбором и созданием разработчиком курса методов, форм и средств обучения.

Воспроизводимый обучающий цикл.

Общая постановка цели обучения
Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации
Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся
Совокупность учебных процедур
Оценка результата

Правила организации учебного процесса

в обобщенном виде:

Правило “эквивалентной практики”
Условия обучения и ожидаемые действия учащихся в ходе обучения в точности соответствуют ожидаемым действиям во время теста или экзамена.
Правило “аналогичной практики”
Возможность упражняться в актах поведения, сходных, но не идентичных с конечным поведением.
Правило “знания результатов”
Незамедлительное сообщение учащемуся результата каждого действия.
Правило “положительных подкрепляющих реакций”
Действие ученика подкрепляется конструктивным, побуждающим образом “Попробуй сформулировать еще раз” или “Тебе нужно снова проработать содержание раздела”.

Вариант структуры урока, направленного на достижение четких целей:

- Организация внимания учащихся;
- Информирование их о дидактической цели;
- Стимулирование припоминания необходимых знаний и умений;
- Предъявление учебного материала, который должен вызвать определенную реакцию;
- Стимулирование реакций учащихся;
- Обеспечение обратной связи;
- Руководство мыслительной деятельностью;
- Стимулирование прочности полученных знаний и умений и их переноса;
- Оценка действий учащихся.

Технология полного усвоения.

Детальное уточнение целей курса
Составление перечня конкретных результатов обучения
Детальный анализ учебного материала и его дополнительная проработка, при которой материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы)
Определение результатов, которые должны быть достигнуты в ходе изучения учебных единиц
Подготовка альтернативных коррекционных учебных материалов по каждому из тестовых вопросов.
Ориентация на такую дополнительную проработку не усвоенного материала, которая отличается от первоначальной и дает возможность ученику подобрать подходящий для него способ работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: