Категория «знания». Знание, мнение и вера. Знание и сомнение. Знание и инф-ия.
У Ч-ка, в отличие от жив., инф-ция познания опирается на знак. В знаковых системах Ч. мы имеем именное кодирование. Необх-мо различать обыденный опыт и опыт научный.
Может ли ТП опир. на чувствах? Где есть близость к обыденной жизни, там фил-ии нет!
Г. Риккерт выступал против тех философов, к-рые пытаются обосновать свою философию непосредств. переживаниями. Наши переживания внутри эпистемологии ничего не доказывают. Интуиции и переживания не д.б. в философии.
Б. Спиноза. Если мы ничего не переживаем, только тогда философствуем.
Знание, мнение и вера. Парменид: Знание достигается лишь чистым разумом. Мнение – результат чувственного восприятия. Чувства говорят, что вещи рождаются и умирают, но это не так для разума. Настаивая на сохр. переживаний, мы настаиваем не как философ!
Платон считал, что предмет знания – идеи, а предмет мнений – чувственно воспринимаемые вещи. Мнения относятся к единичным вещам, но наука не занимается инд. вещами. Она занимается идеями. Чувства – препятствия на пути к познанию.
|
|
Кант. Объективные основания – общезначимые аргументы достаточные для того, чтобы каждый разум их признал. Субъективные основания – наши убеждения в истинности.
Знание – такое утверждение, к-рое имеет как достаточные объективные, так и субъективные основания для признания его истинности.
Верование – утверждение, к-рое имеет достаточные S-ые основания, но недостаточные объективные для признания его истинности. Догматич. верования не требуют дополнит. Условий («Каждый из нас верит, что он человек»). Прагм. верования – нужны условия («Если…, то…»). Жесткой границы м/у мнением и прагм. верованием не существует.
Мнение – некие утверждения, к-рые мы признаем истинными при отсутствии достаточно О-ых и достаточно S-ых оснований. В отличие от знания во мнении нет обоснований.
Жесткой границы м/у мнением и прагм. вер-м не существует.
Всякое объективное знание имеет форму суждения (И.Кант).
Знание и информация.
Всякое знание есть истинная инф-ция, но не всякая истинная инф-ция есть знание:
А) Знание – такая истинная инф-ция, которая обосновано признается истинной.
Б) Знание – такая ист. инф-ция, которая признается ист., известна и принимается всеми.
В) Знание – такая истинная информация, к-рая является интерсубъективной.
Г) Знание обладает определенной целесообразностью, имеет некоторую ценность.
Говорить «Я знаю» имеет смысл тогда, когда вы надеетесь с этой помощью разрешить чьи-то сомнения. Иначе говорить «Я знаю» - абсурдно.
Знание и сомнение. Мы не можем сомневаться во всем. Знание там, где есть сомнение.
|
|
Витгенштейн: Знание лишь там, где мы имеем реальные средства для разрешения реальной ситуации.
Гадамер: сомнение = преднамеренная ложь. Мы не можем сомневаться по собственной воле. Процесс мышл. вызывается неким конфликтом. Приятного мышления не бывает. Полная достоверность знания не достижима.
Поппер: Мы лишь бесконечно приближаемся к истине. Всякое знание содержит ошибку.
Авторитеты, в отличие от малоизвестных авторов, не подлежат сомнению – Ср. века.
Знание и опыт (проблема их соотношения).Концепции опыта в эпистемологии.
Для Платона опытное основание познания нет. Чистый интеллект даёт нам наиболее правильное познание, познание, как припоминание.
По Аристотелю, наше познание начинается с чувственного восприятия мира в котором мы живём. Когда чувственные восприятия соединяются с опытом, возникает опыт. Опыт как нечто устойчивое, повторяющееся. Аристотель использует в отношении опыта термин - знание индивидуальное. Нельзя сказать, что опыт – это знание в собственном смысле слова, но это ступень знания индивидуального, которая имеется у всех высших животных, если у них есть память.
Наиболее совершенные науки – Теологя (как метафизика), Физика, Математика. Теология, как знание наиболее отдалённых причин всего сущего, исследование действий божественного ума. Теология – высшая из теоретических наук, изучающих природу строгими научными методами.
Наука говорит о родах и видах, а не об индивидах. Греческая наука не зависит от опыта. Технические достижения Европа заимствовала у других цивилизаций.
В новое время отношение к опыту меняется. Идеолог – Френсис Бэкон. Наука должна приносить пользу. Важна его критика человеческих заблуждений.
Вершина тп н вр. – философия И.Канта. Не всякое мышление является познанием, а лишь то, которое имеет связь с опытом. Познание начинается с опыта, но не сводится к нему. Предметом нашего познания может быть лишь то, что соответствует конституции нашего разума. Кант связывал познание с опытом. Вводл категории априорного и апостериорного. Кант выделяет основные познавательные способности – чувственное восприятие, рассудок (способность к мышлению в понятиях) и разум (мышление в понятях особого типа). Идеи не связаны с опытом. Идеи разума не конституируют предметы нашего познания. Предмет познания конституируется чувственным восприятием и рассудочным мышлением. Роль разума специфична, он объединяет наши познания в форму научной системы. Идей разума нет в опыте. Мир не кому не был дан в опыте. Категория рассудка выражает априорные основания нашего мышления, они не зависят от опыта. Если чистый разум, по Канту, будет познавать не опираясь на опыт, то всё будет плохо.
Гадамер рассматривает опыт в классическом смысле, но пытается выделить область диалектического опыта. Опыт служит изменению самого позн. Субъекта, а не объективному познанию.