Технологический процесс наземного обслуживания пассажиров включает:
• технологию обслуживания в аэропорту отправления;
• технологию обслуживания в аэропорту прибытия (назначения);
• технологию обслуживания в аэропорту трансфера.
Наземное обслуживание пассажиров в аэропорту составляет около 1,5 часов, из которых 75% расходуется на выполнение предполётных формальностей и 25% – послеполётных.
Существуют две основные категории пассажиров:
• пассажиры, путешествующие с деловыми целями;
• пассажиры, путешествующие как туристы, по личным и религиозным причинам.
Основные характеристики пассажиров являются следующими:
а) пассажиры международных рейсов – это пассажиры, совершающие поездки между странами и подлежащие проверке государственными пограничными и таможенными контрольными службами;
б) пассажиры внутренних рейсов – это пассажиры, совершающие поездки по маршрутам, которые начинаются и заканчиваются в пределах границ одного и того же государства, и не подлежащие проверке государственными контрольными органами. В эту категорию пассажиров включаются также пассажиры со всех маршрутов, которые освобождены от проверки со стороны государственных контрольных органов. Сюда включаются перевозки внутри таможенного союза, экономического сообщества по зоне свободной торговли, в отношении которых правительства пришли к соглашению о свободном проезде людей и перевозке товаров. В зависимости от конкретных положений таких соглашений перевозки могут быть внутренними в одном направлении и международными в другом.
Специальные требования предъявляются к пассажирам, имеющим дополнительные отличительные особенности:
а) вылетающие пассажиры – это пассажиры, использующие аэропорт для целей отправления из него в воздушное путешествие;
б) прилетающие пассажиры – это пассажиры, прибывающие на воздушных судах в аэропорт и не продолжающие полет или не пересаживающиеся на другие рейсы;
в) транзитные пассажиры – это пассажиры, прибывающие и вылетающие снова на том же самом воздушном судне. Они могут оставаться на воздушном судне, и в этом случае им не требуется никакого наземного обслуживания. В то же время может возникнуть необходимость разместить их в здании пассажирского аэровокзала на период пребывания воздушного судна в аэропорту, чтобы произвести уборку в салоне воздушного судна, и обеспечить соответствующий комфорт и обслуживание пассажиров. Кроме того, некоторые транзитные пассажиры могут подлежать пограничному контролю. Это относится к тем случаям, когда часть маршрута воздушного судна является внутренней, а другая часть – международной. Пассажиры, прибывающие международным рейсом, могут направляться в аэропорты, в которых нет пограничных контрольных служб, и поэтому они должны пройти соответствующий контроль в транзитном аэропорту;
г) трансферные пассажиры – это прибывающие по воздуху в аэропорт пассажиры, которые могут просто пересесть с одного рейса на другой для следования в другой пункт назначения. Специально для них необходимо обеспечить средства обслуживания, связанные с оформлением билетов, а также с перевозкой их багажа на другое воздушное судно;
д) пассажиры авиации общего назначения и воздушных такси.
Услуги аэропорта
Целый комплекс служб аэропорта предназначен для обеспечения удобств и комфорта пассажиров. Любой пассажир может воспользоваться услугами:
• справочного бюро аэропорта;
• медицинского пункта;
• комнаты матери и ребенка;
• зала ожидания;
• камеры хранения;
• таможенного поста;
• пограничного поста;
• автостоянки.
Авиаперевозчик или обслуживающая организация должны обеспечить выполнение в аэропорту следующих видов обязательных услуг для всех пассажиров:
• зарегистрировать авиабилеты и оформить багаж на рейс, указанный в перевозочных документах; провести контроль авиационной безопасности; • взвесить ручную кладь и багаж пассажиров;
• доставить пассажиров к самолету; обеспечить посадку на борт или высадку и доставить в аэровокзал;
• доставить багаж и груз до воздушного судна и погрузить на борт, либо выгрузить и доставить в аэровокзал;
• провести таможенный, пограничный, при необходимости, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль;
• при вынужденной посадке доставить пассажиров, багаж, груз с места посадки до ближайшего аэропорта;
• предоставить специальное помещение для родителей с детьми до пяти лет и женщинам, находящимся на второй половине срока беременности;
• предоставить звуковую и визуальную информацию о выполнении рейсов;
• информировать пассажиров о правилах поведения на борту воздушного транспорта;
• выдавать в индивидуальном порядке справки о движении воздушных судов;
• пассажирам с детьми до семи лет и инвалидам обеспечить внеочередную посадку и высадку;
• предоставлять медицинские услуги.
Помимо комплекса услуг, предоставляемых авиаперевозчиком бесплатно, каждый пассажир может воспользоваться платными услугами:
• камеры хранения багажа;
• рестораны, кафе и бары;
• почтовые отделения;
• аптечные киоски;
• киоски периодической печати;
• гостиницы;
• комнаты матери и ребенка от пяти до семи лет;
• заказ частных объявлений с помощью звуковой связи аэропорта;
• упаковка ручной клади и багажа;
• киоски с предметами первой необходимости и сувенирами.
Информационное обеспечение
В аэропорту к услугам пассажиров авиаперевозчиком или обслуживающей организацией должна быть предоставлена визуальная или звуковая информация, сообщающая:
• время прибытия или отправления воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию;
• место, время начала и окончания процедуры регистрации на рейс пассажиров и багажа;
• время начала посадки пассажиров на борт самолета, выполняющего полет по расписанию;
• о задержке воздушного судна относительно расписания и ее причине;
• расписание рейсов, стоимость перевозки по имеющимся маршрутам и условия оплаты перевозки для детей и других льготных категорий пассажиров;
• правила перевозки пассажиров, багажа;
• расписание движения транспорта между аэропортом и ближайшим населенным пунктом;
• адреса и правила продажи и бронирования билетов на авиатранспорт;
• правила и порядок проведения досмотра пассажира и багажа перед вылетом;
• правила прохождения пограничного и таможенного контроля, а также других формальностей пассажирами международных рейсов.