1.1. Внешнеэкономическая политика России.
Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются: внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. В государствах с федеральным устройством (например, в России) многое зависит от правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации ВЭП между центральными и местными властями при безусловном единстве и целостности этой политики.
С помощью ВЭП регулируется и внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов ВЭП позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития как собственных ВЭС, так и структур и направлений ВЭС и ВЭП других стран. Этот арсенал можно определить как торгово-политический механизм.
Для формирования эффективной ВЭП России необходимо четко и ясно определить ее основные принципы, на которых базируются формы и методы регулирования внешнеэкономических связей. Так, центральное место в ВЭП занимает экономико-правовое регулирование поведения участников внешнеэкономической деятельности - оно должно отвечать общенациональным интересам.
Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе одобренного в 1993 г. современного таможенного законодательства России (Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ). Это позволяет стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для «перенесения» через ВЭС рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики.
Следовательно, в сложных отечественных условиях «раскрытие» национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Во всяком случае, здесь неприменим как монетаристский «естественный отбор» предприятий, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Поэтому ВЭП России строится, по крайней мере, на четырех принципах (Рис. 1.1):
Рис. 1.1
К первоочередным целям современной ВЭП России относятся (Рис. 1.2):
Рис. 1.2
Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВЭП. Первая модель предполагает преимущественную ориентацию на экспорт; вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, за ними - новые индустриальные государства.
Второй модели следуют в последние три десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запасных частей, некоторых сырьевых материалов и компонентов.
Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта.
Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике выступает развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это особенно важно, так как только через развитие экспорта может быть достигнуто сохранение положительного сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены проблемы погашения внешней задолженности, укрепления курса рубля.
1.2. Соотношение экономических и административных методов.
Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭС, действующие через механизм цен (прежде всего здесь выделяется таможенно- тарифное регулирование). При применении экономических инструментов за покупателем сохраняется свобода выбора между импортным и схожим отечественным товаром, что представляет собой одно из важнейших условий функционирования рыночных отношений. Действие рыночного механизма при этом корректируется путем изменения соотношения цен в пользу отечественной продукции.
Однако эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путем эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договоренности о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов.
Активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал средств такого регулирования (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием.
Однако без мощной поддержки государства начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при разработке ВЭП, а не стремление обложить российских предпринимателей максимальными сборами и налогами, связать их инициативу запутанной сетью всевозможных регламентации, которые к тому же постоянно меняются.
1.3 Основные элементы внешнеэкономической политики России.
Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций. ВЭП осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении ВЭС требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важнейшим среди законодательных актов по регулированию ВЭД является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (октябрь 1995 г.), определяющий принципы ее осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (июль 1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
Классическим инструментом внешнеторговой политики служит тарифное регулирование и прежде всего таможенный тариф (налог), который по своему характеру относится к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. В России с его помощью перераспределялись средства между отдельными статьями государственного бюджета, теперь же тариф преобразовался в важный инструмент внешнеторговой политики, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Эта номенклатура определяется Правительством РФ по принятой в международной практике Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объема внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет.
В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 10-12%.
Большинство же современных мер регулирования внешней торговли относятся к нетарифным инструментам, влияние которых на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает большой объем мер современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.
К первой группе относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничения внешней торговли и относящиеся более к административным, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п. Вместе с тем, несмотря на попытки изменить и обогатить методы нетарифного регулирования, по-прежнему главными в России остаются лицензирование, квотирование, экспортный, импортный и валютный контроль, декларирование товара.
Ставки таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные методы внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством РФ и являются мерами оперативного регулирования ВЭД на территории Российской Федерации.
В то же время в сложившихся условиях существующий импортный тариф, не смотря на многочисленные изменения и дополнения, не отвечает задачам проведения активной внешнеторговой политики. На современном этапе, когда углубляется международная специализация, возрастает внутриотраслевое разделение труда, необходимо проводить гибкую, избирательную тарифную политику, которая позволила бы защищать узкоспециализированные отрасли или создавать определенный резерв протекционизма по отдельным товарным позициям для получения уступок на международных торгово-экономических переговорах.
В условиях сохраняющейся разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться следующими принципами:
- импорт - традиционный источник таможенного дохода государства, но он не должен определяться сугубо фискальными соображениями. Чрезмерное обложение импорта (пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы) и усложненная бюрократическая процедура могут привести к его резкому сокращению и вздорожанию, что подхлестывает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от экономической и социальной значимости того или иного товара;
- регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующие и антимонопольное значение импорта, не дающего «дремать» нерадивым отечественным производителям. Протекционизм должен применяться в оптимальных формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве с тем, чтобы максимально защитить отечественных производителей реального сектора экономики, прежде всего от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков. Именно эти задачи призван решать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (апрель 1998г.).
Основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.
Экспортная политика направлена на реализацию на внешних рынках товаров, по которым страна имеет сравнительные преимущества, стимулирование состязательности отечественных предприятий с зарубежными, повышение серийности (масштабности) отечественного производства конкурентоспособной продукции с целью расширения ее вывоза - выталкивания на внешние рынки. Однако очевидно, что отбор будущей «экспортной корзины» не может протекать стихийно. Силы рынка здесь должны соседствовать с целенаправленной государственной политикой и, прежде всего промышленной и структурной.
В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: кредиты (в том числе льготные), государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.
Кредитование развития производства машинотехнической продукции возложено на Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк), который выполняет одновременно функции поддержки экспорта и развития экспортного потенциала. Создание этого банка - одно из важнейших мероприятий в развитии системы стимулирования российского экспорта. К функциям банка относятся предоставление экспортных кредитов (как от имени государства, так и от собственного), кредитование производства экспортоспособных отраслей, и др.
В апреле 1996 г. постановлением Правительства «Вопросы, связанные с образованием Российского экспортно-импортного страхового общества» было одобрено образование Российского экспортно-импортного страхового общества, представляющего собой закрытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Росэксимбанку. Общество осуществляет страхование рисков, связанных с экспортными, а также импортными операциями, выполняемыми в соответствии с международными соглашениями.
Кредиты от имени государства выдаются на срок от 6 до 10 лет. При страховании экспортных кредитов ущерб возмещается на 85%. Эта цифра соответствует мировым стандартам. Однако по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения кратко- и среднесрочного экспортного кредитования.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют согласно международным обязательствам страны определенные, пока явно недостаточные, мероприятия по содействию развитию экспортной деятельности, в том числе (Рис. 1.3).
Рис. 1.3
Решение таких задач предусмотрено в принятой в начале 1996 г. долгосрочной Федеральной программе развития экспорта, направленной на формирование новой, более эффективной модели участия России в международном разделении труда и рассчитанной на 10 лет.
Вступивший в силу Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (июль 1999 г.), заменивший Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (принятый в 1991 г.), регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности только в реальном секторе российской экономики. В области иностранных капиталовложений в России ВЭП призвана решать такие первоочередные задачи (Рис.1.4).
Рис. 1.4
В области регулирования российских капиталовложений за рубежом поставлены приоритетные цели:
- продвижение машинотехнического и иного промышленного экспорта с отечественной территории;
- развитие зарубежного производства для извлечения прибыли или гарантированного снабжения российского рынка необходимыми импортными товарами;
- повышение возвратности российских кредитов зарубежными государствами через конверсию задолженности в инвестиции;
- создание предпосылок для переплетения отечественного и зарубежного капиталов, общее укрепление позиций России в мировой экономике;
- переведение за рубеж отдельных видов производств.
Принципиальное значение имеет разрабатываемый и рассматриваемый в Государственной Думе Федерального Собрания РФ Федеральный закон «О государственном регулировании вывоза российского капитала», целями которого является защита экономических интересов страны при вывозе резидентами за ее пределы российского капитала, а также укрепление производственного, технологического и научного потенциалов России, улучшение состояния ее платежного баланса, рост экспорта товаров и услуг из Российской Федерации.
Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании прочной основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. В России действует Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (декабрь 2003 г.), в котором определены, во-первых, принципы осуществления валютных операций в стране; во-вторых, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля; в-третьих, права и обязанности физических и юридических лиц в области владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; в-четвертых, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Валютную политику в России проводят, прежде всего, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, причем последний пользуется автономией в своей деятельности.
Эта политика состоит из различных инструментов и методов. Например, чтобы избежать резкого снижения курса российской валюты, Центральный банк РФ проводит валютные интервенции (в форме продажи иностранной валюты). Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа валютной выручки от экспорта (в России - ее части) за национальную валюту.
Среди других методов валютной политики, которые могут быть использованы при определенных обстоятельствах в российской практике, следует назвать различные виды валютных ограничений, являющиеся административными методами регулирования. В международной и российской практике применяются: государственный контроль над валютными операциями; сосредоточение этих операций в уполномоченных банках; валютные ограничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капитала; ограничения на обмен валюты и др.
1.4 Органы управления внешнеэкономическими связями.
Федеральные органы государственной власти и управления, регулирующие и контролирующие внешнеэкономическую деятельность на общегосударственном уровне, в России представлены следующими государственными структурами (Рис. 1.5):
Рис. 1.5
Федеральное Собрание РФ принимает законы по вопросам внешнеэкономической деятельности.
Президент РФ осуществляет руководство государственной внешнеэкономической политикой России, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов.
Правительство РФ проводит в стране единую государственную внешнеэкономическую политику. В его компетенцию входит принятие мер по защите внутреннего рынка страны, решений об определении ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами, а также о введении количественных ограничений экспорта и импорта.
Министерство экономического развития и торговли РФ играет ключевую роль в процессе разработки внешнеэкономической стратегии России. Оно подготавливает для Правительства предложения по координации межгосударственного экономического сотрудничества России, разрабатывает основы и механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, включая административные (в том числе по лицензированию, другим количественным и иным ограничениям) и экономические рычаги воздействия государства на участников внешнеэкономической деятельности, способствует претворению в жизнь государственной валютно-кредитной политики, организует работу по привлечению и использованию иностранных кредитных ресурсов. Министерство проводит единую торговую политику и управляет внешнеторговой деятельностью, контролирует осуществление внешнеторговых связей, регулирует валютно-кредитные отношения с зарубежными странами в части своей компетенции. Разрабатывает предложения по повышению эффективности внешнеэкономических связей, в том числе по стимулированию экспорта наукоемкой продукции, участвует в осуществлении экспортного контроля, в совершенствовании и стандартизации продукции.
Министерство финансов РФ по поручению Правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, подготавливает предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, разрабатывает проекты программ внешних заимствований России, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) - центральный таможенный орган стран, осуществляющий таможенное регулирование и контроль на федеральном уровне. ГТК РФ несет ответственность за реализацию таможенной политики страны, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование всей его системы. Единую систему ГТК России составляют: региональные таможенные управления, таможни РФ, таможенные посты, предприятия и организации, подведомственные ГТК.
Центральный банк РФ в сфере международной и внешнеэкономической деятельности обладает следующими полномочиями: выполняет любые операции в иностранной валюте в России и за границей, которые соответствуют действующему в стране законодательству и приняты в международной банковской практике; представляет интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других государств, а также в международных банках и других международных валютно-финансовых организациях, в рамках которых межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков; выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков. Центральный банк РФ управляет золотовалютными резервами России, устанавливает официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля.
Кроме того, действуют правительственные и межведомственные комиссии и советы: Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике, Межведомственная комиссия по участию Российской Федерации в «большой восьмерке», Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и др.
Российская внешняя торговля с середины 80-х гг. развивается в сложных и порой противоречивых внутренних и внешних условиях. С одной стороны, наряду с перестройкой базовых основ внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с начала 90-х гг. в результате рыночных преобразований и либерализации сильное воздействие на состояние и тенденции развития внешней торговли оказал разразившийся в России системный экономический кризис. Спад производства, деградация технически прогрессивных отраслей промышленности, свертывание платежеспособного инвестиционного и потребительского спроса на внутреннем рынке во многом определили динамику, структуру и географические направления экспортно-импортных потоков. С другой стороны, «шоковый» переход к внешнеэкономической открытости резко усилил влияние мирохозяйственной конъюнктуры как на внешнюю торговлю, так и на экономику страны в целом. Изменения, происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях, стали одним из ведущих факторов, формирующих объемные и ценовые параметры российской внешней торговли. В итоге и само развитие внешней торговли, и ее воздействие на отечественную экономику приобрели противоречивый характер.
При уменьшении удельного веса в вывозе машинотехнической продукции, огромные средства расходовались на импорт зерна и продовольствия. Образовался дефицит торгового баланса, возрастала задолженность и сокращались золотовалютные ресурсы. Распад СССР привел к утрате Россией значительной части внешнеторговой инфраструктуры - выходных (международных) портов, торгового флота, транзитных трубопроводов, обустроенной таможенной границы.
В 1986-1991 гг. для России, находившейся в составе СССР, было характерным сокращение почти вдвое ее внешнеторгового оборота. Эта тенденция сохранялась и в последующем. Только с 1993 г. ежегодные объемы внешней торговли России стали увеличиваться и на рубеже 2002 года объемы внешней торговли продолжают увеличиваться.
К 2009 году несмотря на имеющиеся трудности и противоречия в развитии российской экономики, внешнеэкономическая деятельность страны, включая внешнюю торговлю, приобрела более динамичный характер, обеспечивающий решение неотложных социально-экономических задач, поддержку реального сектора экономики, создание условий для более полного удовлетворения потребностей населения.
Внешняя торговля определяет динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны. Она включает экспорт и импорт.
Экспорт стал решающим фактором относительно благоприятного развития российской экономики начиная с 2001 г. За счет экспорта формируется значительная часть производственного плана большинства добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов, обеспечивая занятость в экспортирующих секторах экономики.
Важной предпосылкой этого процесса стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада начала 90-х гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран и прежде всего Западной Европы произошел рост потребления традиционных товаров российского экспорта.
За счет импорта улучшается насыщенность внутреннего рынка инвестиционными и потребительскими товарами. Вместе с тем более низкие темпы роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Повлияли также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.
С 2003 г. и по настоящее время достигнуты высокие положительные объемы сальдо внешнеторгового баланса, что позволяет поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга.
1.5 Динамика и объем внешней торговли России.
Во внешнеэкономической сфере в 90-е гг. не удалось достичь абсолютных показателей развития внешней торговли уровня 1990 г., но ее объемы до 2000 г. возрастали. На фоне продолжающегося глубокого экономического кризиса внешнеэкономический комплекс России защищал народное хозяйство страны от еще больших потрясений (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1