Глава I. Анализ развития внешнеэкономической деятельности в России в условиях формирования мирового

1.1. Внешнеэкономическая политика России.

Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима ре­гулирования внешнеэкономических связей и оптимизации учас­тия страны в международном разделении труда. Основными со­ставляющими ВЭП являются: внешнеторговая политика (вклю­чающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования нацио­нальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП предполагает решение важных задач по гео­графической сбалансированности внешнеэкономических опера­ций с отдельными государствами и регионами, что связано с обес­печением экономической безопасности страны. В государствах с федеральным устройством (например, в России) многое зависит от правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации ВЭП между центральными и местными властями при безусловном единстве и целостности этой политики.

С помощью ВЭП регулируется и внешнеэкономическая дея­тельность, отличительным признаком которой служит междуна­родная купля-продажа товаров и услуг, международное переме­щение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Существующий ныне у большинства государств обшир­ный арсенал инструментов ВЭП позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития как собствен­ных ВЭС, так и структур и направлений ВЭС и ВЭП других стран. Этот арсенал можно определить как торгово-политический ме­ханизм.

Для формирования эффективной ВЭП России необходимо четко и ясно определить ее основные принципы, на которых бази­руются формы и методы регулирования внешнеэкономических связей. Так, центральное место в ВЭП занимает экономико-пра­вовое регулирование поведения участников внешнеэкономичес­кой деятельности - оно должно отвечать общенациональным интересам.

Основой регулирования иностранной конкуренции на внут­реннем рынке становится таможенный тариф на базе одобренно­го в 1993 г. современного таможенного законодательства России (Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ). Это позволяет стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, откры­вает ей путь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для «перенесения» че­рез ВЭС рыночных методов и механизмов внутрь российской эко­номики.

Следовательно, в сложных отечественных условиях «раскры­тие» национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочета­нии мер либерализации и протекционизма. Во всяком случае, здесь неприменим как монетаристский «естественный отбор» предпри­ятий, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производите­лей независимо от результатов их деятельности. Поэтому ВЭП России строится, по крайней мере, на четырех принципах (Рис. 1.1):

Рис. 1.1

К первоочередным целям современной ВЭП России относятся (Рис. 1.2):

Рис. 1.2

Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отста­вания от стран-лидеров дает две базовые модели ВЭП. Первая модель предполагает преимущественную ориентацию на экспорт; вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в кон­це прошлого века США, после второй мировой войны - запад­ноевропейские страны, Япония, за ними - новые индустриаль­ные государства.

Второй модели следуют в последние три деся­тилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР, что привело к глубокой зависи­мости отечественной промышленности от импорта оборудова­ния и запасных частей, некоторых сырьевых материалов и ком­понентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экс­порта.

Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движе­ния к открытой рыночной экономике выступает развитие экспорт­ного потенциала и всемерное содействие национальным экспор­терам. Для России это особенно важно, так как только через развитие экспорта может быть достигнуто сохранение положительного сальдо торгового баланса без сокращения импорта жиз­ненно важных товаров и решены проблемы погашения внешней задолженности, укрепления курса рубля.

1.2. Соотношение экономических и административных методов.

Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирова­ния, используемые в странах с рыночной экономикой, становят­ся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше со­ответствуют экономические инструменты регулирования ВЭС, действующие через механизм цен (прежде всего здесь выделяется таможенно- тарифное регулирование). При применении экономи­ческих инструментов за покупателем сохраняется свобода выбо­ра между импортным и схожим отечественным товаром, что пред­ставляет собой одно из важнейших условий функционирования рыночных отношений. Действие рыночного механизма при этом корректируется путем изменения соотношения цен в пользу оте­чественной продукции.

Однако эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономи­ки, инфляции и резких различий между внутренними и мировы­ми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования огра­ниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путем эмбар­го, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договоренности о добровольном ограничении по­ставок, а также использования в целях регулирования техничес­ких защитных мер, таможенных процедур и документов.

Активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задей­ствовать весь разработанный мировой практикой арсенал средств такого регулирования (в зарубежных странах применяются де­сятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономи­ческими операциями. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием.

Однако без мощной поддержки государства начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отноше­ния. Именно это направление - содействие и поддержка - долж­но стать главным в деятельности государственных органов при разработке ВЭП, а не стремление обложить российских предпри­нимателей максимальными сборами и налогами, связать их ини­циативу запутанной сетью всевозможных регламентации, кото­рые к тому же постоянно меняются.

1.3 Основные элементы внешнеэкономической политики России.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций. ВЭП осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объяс­няется это тем, что при расширении ВЭС требуются новые инст­рументы оптимизации участия страны в международной специа­лизации, ограждения национальной экономики от влияния нега­тивных явлений в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной кон­куренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Важнейшим среди законодательных актов по регулированию ВЭД является Федеральный закон «О государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности» (октябрь 1995 г.), опре­деляющий принципы ее осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового ре­гулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контро­ле» (июль 1999 г.), согласно которому проводится государствен­ная политика в области экспортного контроля, представляюще­го собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности госу­дарства, его политических, экономических и военных интересов.

Классическим инструментом внешнеторговой политики слу­жит тарифное регулирование и прежде всего таможенный тариф (налог), который по своему характеру относится к экономичес­ким регуляторам.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень та­моженных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. В России с его помощью перерасп­ределялись средства между отдельными статьями государствен­ного бюджета, теперь же тариф преобразовался в важный инст­румент внешнеторговой политики, систематизированный в соот­ветствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Эта номенклатура определяется Прави­тельством РФ по принятой в международной практике Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполня­ет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объема внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет.

В настоящее время средний уровень ставок таможенных та­рифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% сто­имости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 10-12%.

Большинство же современных мер регулирования внешней торговли относятся к нетарифным инструментам, влияние кото­рых на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем таможенных тарифов. Нета­рифное регулирование включает большой объем мер современ­ной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.

К первой группе относятся внешнеторговые меры, направлен­ные на прямое ограничение импорта с целью защиты определен­ных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсаци­онные пошлины, «добровольные» ограничения экспорта, компен­сационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направлен­ные на ограничения внешней торговли и относящиеся более к административным, действие которых тем не менее ограничива­ет торговлю: таможенные формальности, технические стандар­ты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п. Вместе с тем, несмотря на попытки изменить и обогатить методы нетарифного регулирования, по-прежнему главными в России остаются лицензирование, квотирование, экспортный, импортный и валютный контроль, декла­рирование товара.

Ставки таможенных пошлин и перечень товаров, в отноше­нии которых они применяются, а также нетарифные методы внеш­неэкономического регулирования устанавливаются Правитель­ством РФ и являются мерами оперативного регулирования ВЭД на территории Российской Федерации.

В то же время в сложившихся условиях существующий импортный тариф, не смотря на многочисленны­е изменения и дополнения, не отвечает задачам проведения активной внешнеторговой политики. На современном этапе, когда углубляется международная специализация, возрастает внутриотраслевое разделение труда, необходимо проводить гибкую, избирательную тарифную политику, которая позволила бы защищать узкоспециализированные отрасли или создавать определенный резерв протекционизма по отдельным товарным позициям для получения уступок на международных торгово-экономических переговорах.

В условиях сохраняющейся разбалансированности внутренне­го рынка и экономики в импортной политике России, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

- импорт - традиционный источник таможенного дохода государства, но он не должен определяться сугубо фискальными сооб­ражениями. Чрезмерное обложение импорта (пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы) и усложненная бюрократическая процедура могут привести к его резкому сокращению и вздорожанию, что подхлестывает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от экономической и социальной значимости того или иного товара;

- регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, не­обходимо учитывать конкурентообразующие и антимонопольное значение импорта, не дающего «дремать» нерадивым отечествен­ным производителям. Протекционизм должен применяться в оп­тимальных формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве с тем, чтобы максимально защитить отечественных производителей реального сектора экономики, прежде всего от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков. Именно эти задачи призван решать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (апрель 1998г.).

Основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике яв­ляется активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

Экспортная политика направлена на реализацию на внешних рынках товаров, по которым страна имеет сравнительные преимущества, стимулирование состязательности отечественных предприятий с зарубежными, повышение серийности (масштабности) отечественного производства конкурентоспособной продукции с целью расширения ее вывоза - выталкивания на внешние рынки. Однако очевидно, что отбор будущей «экспортной корзины» не может протекать стихийно. Силы рынка здесь должны соседствовать с целенаправленной государственной политикой и, прежде всего промышленной и структурной.

В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: кредиты (в том числе льготные), государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.

Кредитование развития производства машинотехнической продукции возложено на Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк), который выполняет одновременно функции под­держки экспорта и развития экспортного потенциала. Создание этого банка - одно из важнейших мероприятий в развитии системы стимулирования российского экспорта. К функциям банка относятся предоставление экспортных кредитов (как от имени государства, так и от собственного), кредитование производства экспортоспособных отраслей, и др.

В апреле 1996 г. постановлением Правительства «Вопросы, связанные с образованием Российского экспортно-импортного страхового общества» было одобрено образование Российского экспортно-импортного страхового общества, представляющего собой закрытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Росэксимбанку. Общество осуществ­ляет страхование рисков, связанных с экспортными, а также импортными операциями, выполняемыми в соответствии с международными соглашениями.

Кредиты от имени государства выдаются на срок от 6 до 10 лет. При страховании экспортных кредитов ущерб возмещается на 85%. Эта цифра соответствует мировым стандартам. Однако по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения крат­ко- и среднесрочного экспортного кредитования.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют согласно между­народным обязательствам страны определенные, пока явно недостаточные, мероприятия по содействию развитию экспортной деятельности, в том числе (Рис. 1.3).

Рис. 1.3

Решение таких задач предусмотрено в принятой в начале 1996 г. долгосрочной Федеральной программе развития экспорта, направ­ленной на формирование новой, более эффективной модели участия России в международном разделении труда и рассчитанной на 10 лет.

Вступивший в силу Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (июль 1999 г.), заменивший Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (принятый в 1991 г.), регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности только в реальном секторе российской экономики. В области иностранных капиталовложений в России ВЭП призвана решать такие первоочередные задачи (Рис.1.4).

Рис. 1.4

В области регулирования российских капиталовложений за рубежом поставлены приоритетные цели:

- продвижение машинотехнического и иного промышленного экспорта с отечественной территории;

- развитие зарубежного производства для извлечения прибыли или гарантированного снабжения российского рынка необходимыми импортными товарами;

- повышение возвратности российских кредитов зарубежными государствами через конверсию задолженности в инвестиции;

- создание предпосылок для переплетения отечественного и зарубежного капиталов, общее укрепление позиций России в мировой экономике;

- переведение за рубеж отдельных видов производств.

Принципиальное значение имеет разрабатываемый и рассматриваемый в Государственной Думе Федерального Собрания РФ Федеральный закон «О государственном регулировании вывоза российского капитала», целями которого является защита экономических интересов страны при вывозе резидентами за ее пределы российского капитала, а также укрепление производственного, технологического и научного потенциалов России, улучшение состояния ее платежного баланса, рост экспорта товаров и услуг из Российской Федерации.

Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании прочной основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. В России действует Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (декабрь 2003 г.), в котором определены, во-первых, принципы осуществления валютных операций в стране; во-вторых, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля; в-третьих, права и обязанности физических и юридических лиц в области владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; в-четвертых, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютную политику в России проводят, прежде всего, Мини­стерство финансов РФ и Центральный банк РФ, причем после­дний пользуется автономией в своей деятельности.

Эта политика состоит из различных инструментов и методов. Например, чтобы избежать резкого снижения курса российской валюты, Центральный банк РФ проводит валютные интервенции (в форме продажи иностранной валюты). Наиболее распростра­ненный метод валютного регулирования внешней торговли - обя­зательная продажа валютной выручки от экспорта (в России - ее части) за национальную валюту.

Среди других методов валютной политики, которые могут быть использованы при определенных обстоятельствах в россий­ской практике, следует назвать различные виды валютных огра­ничений, являющиеся административными методами регулиро­вания. В международной и российской практике применяются: государственный контроль над валютными операциями; сосредо­точение этих операций в уполномоченных банках; валютные ог­раничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капита­ла; ограничения на обмен валюты и др.

1.4 Органы управления внешнеэкономическими связями.

Федеральные органы государственной власти и управления, регулирующие и контролирующие внешнеэкономическую деятель­ность на общегосударственном уровне, в России представлены следующими государственными структурами (Рис. 1.5):

Рис. 1.5

Федеральное Собрание РФ принимает законы по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Президент РФ осуществляет руководство государственной внешнеэкономической политикой России, регулирует сотрудни­чество в военно-технической области, определяет порядок экс­порта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепля­ющихся материалов.

Правительство РФ проводит в стране единую государствен­ную внешнеэкономическую политику. В его компетенцию вхо­дит принятие мер по защите внутреннего рынка страны, реше­ний об определении ставок таможенного тарифа в пределах, ус­тановленных федеральными законами, а также о введении количественных ограничений экспорта и импорта.

Министерство экономического развития и торговли РФ игра­ет ключевую роль в процессе разработки внешнеэкономической стратегии России. Оно подготавливает для Правительства пред­ложения по координации межгосударственного экономического сотрудничества России, разрабатывает основы и механизм регу­лирования внешнеэкономической деятельности, включая адми­нистративные (в том числе по лицензированию, другим количественным и иным ограничениям) и экономические рычаги воз­действия государства на участников внешнеэкономической деятельности, способствует претворению в жизнь государствен­ной валютно-кредитной политики, организует работу по привле­чению и использованию иностранных кредитных ресурсов. Министерство проводит единую торговую политику и управ­ляет внешнеторговой деятельностью, контролирует осуществле­ние внешнеторговых связей, регулирует валютно-кредитные от­ношения с зарубежными странами в части своей компетенции. Разрабатывает предложения по повышению эффективности внеш­неэкономических связей, в том числе по стимулированию экспор­та наукоемкой продукции, участвует в осуществлении экспорт­ного контроля, в совершенствовании и стандартизации продук­ции.

Министерство финансов РФ по поручению Правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, подготавливает предложения по совершенство­ванию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностран­ными государствами, разрабатывает проекты программ внешних заимствований России, организует работу по привлечению в эко­номику страны иностранных кредитных ресурсов.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) - цен­тральный таможенный орган стран, осуществляющий таможен­ное регулирование и контроль на федеральном уровне. ГТК РФ несет ответственность за реализацию таможенной политики стра­ны, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование всей его системы. Единую систему ГТК России составляют: региональные таможенные уп­равления, таможни РФ, таможенные посты, предприятия и орга­низации, подведомственные ГТК.

Центральный банк РФ в сфере международной и внешнеэко­номической деятельности обладает следующими полномочиями: выполняет любые операции в иностранной валюте в России и за границей, которые соответствуют действующему в стране зако­нодательству и приняты в международной банковской практике; представляет интересы России во взаимоотношениях с централь­ными банками других государств, а также в международных бан­ках и других международных валютно-финансовых организаци­ях, в рамках которых межгосударственное сотрудничество осу­ществляется на уровне центральных банков; выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиа­лов иностранных банков. Центральный банк РФ управляет золо­товалютными резервами России, устанавливает официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, является органом государственного валютного регулирования и валют­ного контроля.

Кроме того, действуют правительственные и межведомствен­ные комиссии и советы: Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике, Межведомственная комиссия по участию Российской Федерации в «большой восьмерке», Комиссия по воп­росам военно-технического сотрудничества с иностранными го­сударствами, Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и др.

Российская внешняя торговля с середины 80-х гг. развивается в сложных и порой противоречивых внутренних и внешних усло­виях. С одной стороны, наряду с перестройкой базовых основ внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с начала 90-х гг. в ре­зультате рыночных преобразований и либерализации сильное воздействие на состояние и тенденции развития внешней торгов­ли оказал разразившийся в России системный экономический кризис. Спад производства, деградация технически прогрессив­ных отраслей промышленности, свертывание платежеспособно­го инвестиционного и потребительского спроса на внутреннем рынке во многом определили динамику, структуру и географи­ческие направления экспортно-импортных потоков. С другой стороны, «шоковый» переход к внешнеэкономической открыто­сти резко усилил влияние мирохозяйственной конъюнктуры как на внешнюю торговлю, так и на экономику страны в целом. Из­менения, происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях, стали одним из ведущих факторов, формирующих объемные и ценовые параметры российской внеш­ней торговли. В итоге и само развитие внешней торговли, и ее воздействие на отечественную экономику приобрели противоре­чивый характер.

При уменьшении удельного веса в вывозе машинотехнической продукции, огромные средства расходовались на им­порт зерна и продовольствия. Образовался дефицит торгового баланса, возрастала задолженность и сокращались золотовалют­ные ресурсы. Распад СССР привел к утрате Россией значитель­ной части внешнеторговой инфраструктуры - выходных (между­народных) портов, торгового флота, транзитных трубопроводов, обустроенной таможенной границы.

В 1986-1991 гг. для России, находившейся в составе СССР, было характерным сокращение почти вдвое ее внешнеторгового оборота. Эта тенденция сохранялась и в последующем. Только с 1993 г. ежегодные объемы внешней торговли России стали уве­личиваться и на рубеже 2002 года объемы внешней торговли продолжают увеличиваться.

К 2009 году несмотря на имеющиеся трудности и противоречия в развитии российской экономики, внешнеэкономическая деятель­ность страны, включая внешнюю торговлю, приобрела более динамичный характер, обеспечивающий решение неотложных социально-экономических задач, поддержку реального сектора экономики, создание условий для более полного удовлетворения потребностей населения.

Внешняя торговля определяет динамику многих макроэконо­мических параметров, усиливая роль внешнеэкономической со­ставляющей в развитии экономики страны. Она включает экспорт и импорт.

Экспорт стал решающим фактором относительно благопри­ятного развития российской экономики начиная с 2001 г. За счет экспорта формируется значительная часть производственного плана большинства добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов, обеспечивая занятость в экс­портирующих секторах экономики.

Важной предпосылкой этого процесса стал мировой эконо­мический подъем, начавшийся после длительного спада начала 90-х гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран и прежде всего Западной Европы произошел рост потреб­ления традиционных товаров российского экспорта.

За счет импорта улучшается насыщенность внутреннего рын­ка инвестиционными и потребительскими товарами. Вместе с тем более низкие темпы роста импорта по сравнению с темпами рос­та экспорта явились следствием сокращения государ­ственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Повлияли также ограничения внешних заимствований и постепенная отме­на бюджетного дотирования импорта.

С 2003 г. и по настоящее время достигнуты высокие положительные объемы сальдо внешнеторгового баланса, что позволяет поддерживать относи­тельную стабильность на валютном рынке и производить необ­ходимые платежи по обслуживанию внешнего долга.

1.5 Динамика и объем внешней торговли России.

Во внешнеэкономической сфере в 90-е гг. не удалось достичь абсолютных показателей развития внешней торговли уровня 1990 г., но ее объемы до 2000 г. возрастали. На фоне продолжающегося глубокого экономического кризиса внешнеэкономический ком­плекс России защищал народное хозяйство страны от еще боль­ших потрясений (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: