В новых условиях структура отраслей бытового обслуживания претерпела значительные изменения. Существенно расширился ассортимент услуг, развиваются новые технологии работы с клиентами. Структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуги, также качественно изменились. Все это требует научного анализа и совершенствования понятийного аппарата, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, формализации процесса управления развитием рынка бытовых услуг.[4]
Таблица 2- Структура бытовых услуг населению в России (в процентах к итогу) (прил.3[11], прил.4[12])
Процентов | Млн. руб. | Процентов | Млн. руб. | |||||
Все оказанные услуги | ||||||||
в том числе: | ||||||||
ремонт и пошив обуви | 2,9 | 2,8 | 2,7 | 2,6 | 2,4 | 2,3 | 9 352 | |
ремонт и пошив одежды, пошив и вязание трикотажных изделий | 10,2 | 9,7 | 9,2 | 8,3 | 8,0 | 5,8 | ||
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 7,7 | 7,4 | 6,5 | 6,1 | 5,8 | 5,2 | ||
изготовление и ремонт мебели | 1,9 | 1,9 | 1,8 | 3,2 | 2,9 | 3,2 | ||
химическая чистка и крашение | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | ||
услуги прачечных | 1,1 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | ||
ремонт и строительство жилья и других построек | 25,9 | 26,9 | 27,4 | 28,3 | 29,7 | 30,1 | ||
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования | 21,7 | 22,4 | 24,1 | 23,7 | 24,7 | 26,0 | ||
услуги фотоателье и фото- и кино-лабораторий | 3,1 | 2,7 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,0 | ||
услуги бань и душевых | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | ||
услуги парикмахерских | 6,7 | 6,7 | 6,9 | 7,2 | 7,7 | 7,8 | ||
услуги по прокату | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | ||
ритуальные услуги | 7,3 | 7,7 | 8,0 | 8,2 | 7,2 | 7,2 | ||
другие услуги | 8,3 | 7,7 | 6,9 | 6,2 | 5,3 | 4,7 |
|
|
При анализе структуры бытовых услуг по формам собственности используем деление последней на государственную и негосударственную.
Таблица 3 – Структура услуг по формам собственности в России [15]
год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Форма собственности | Объем услуг, тыс. руб. | в % к общему числу | Объем услуг, тыс. руб. | в % к общему числу | Объем услуг, тыс. руб. | в % к общему числу |
Всего | 23154310,80 | 100,00 | 24580754,00 | 100,00 | 25672341,00 | 100,00 |
государственная | 11233256,42 | 48,51 | 11622657,00 | 47,28 | 11893657,50 | 46,38 |
негосударственная | 11921054,38 | 51,49 | 12958097,00 | 52,72 | 13778683,50 | 53,62 |
Рисунок 2. Объем бытовых услуг в России
Исходя из данных таблицы 2, общий объем бытовых услуг с каждым годом увеличивается: с 2007 по 2008 гг. он увеличился на 75267 млн. руб. Особенно заметно увеличение доли оказания услуг по изготовлению и ремонту мебели – на 3325 млн. руб., услуг парикмахерских – на 6334 млн. руб., ремонт и строительство жилья и других построек – на 23920 млн. руб.
|
|
На рисунке 2 видно, что государственная и негосударственная собственность находятся примерно в равном соотношении, практически 50/50, но в последнее время доля государственной формы собственности сокращается, и заметна тенденция увеличения доли бытовых услуг по негосударственной форме собственности. За данный период их доля увеличилась на 7,24% по сравнению с государственной формой собственности, что в абсолютном выражении составило 1885026 тыс. руб.
Таблица 4 – Объемы потребления бытовых услуг, тыс. руб. [15]
Регион | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Центральный округ | 89 484 139,20 | 107 228 555,40 | 116 844 113,50 | 135 840 271,10 |
Тверская область | 1 054 972,00 | 1 340 911,50 | 1 714 100,00 | 1 885 089,50 |
б) |
а) |
Рисунок 3. Увеличение объемов потребления бытовых услуг в а) Центральном Федеральном округе, б) в Тверской области
Таким образом, потребление бытовых услуг по области и региону растет.
По России в общем объеме оказания бытовых услуг всё большую роль играют предприятия негосударственной формы собственности.
На душу населения
Разнообразие бытовых услуг очень велико.К их числу можно отнести:
1. Услуги по ремонту, окраске, пошиву обуви, в том числе: ремонт обуви, окраска обуви, пошив обуви, прочие услуги (чистка обуви, консультации художника-модельера и другие услуги).
2. Услуги по ремонту и пошиву изделий из меха и кожи, головных уборов, текстильных и трикотажных изделий, в том числе:
- ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
– ремонт трикотажных изделий;
– пошив и вязание трикотажных изделий;
– прочие услуги (изготовление выкроек, раскрой ткани и другие услуги).
3. Услуги по ремонту и техобслуживанию аппаратуры, машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий:
– ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры;
– ремонт бытовых машин;
– ремонт бытовых приборов;
– ремонт и изготовление металлоизделий;
– ремонт компьютерной техники;
– установка кондиционеров.
4. Услуги по ремонту мебели.
5. Услуги по химической чистке и окраске, услуги прачечных:
– химическая чистка;
– крашение;
– услуги прачечных;
– прочие услуги (антистатическая обработка и другие услуги).
6. Услуги по строительству и ремонту построек:
– ремонт жилья и других построек;
– строительство жилья и других построек (за исключением индивидуальных домов);
– прочие услуги (благоустройство придомовых территорий, смена врезных замков и другие услуги).
7. Услуги производственного характера, в том числе фото- и кинолабораторий:
– услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
– прочие услуги производственного характера (ремонт игрушек, ремонт снаряжения и другие услуги).
8. Услуги бань, парикмахерских, предприятий по прокату, ритуальные и обрядовые услуги:
– услуги бань и душевых;
– услуги саун;
– услуги парикмахерских;
– услуги по проведению татуажа, пирсинга, эпиляции;
– массаж;
– водолечебные процедуры;
– услуги предприятий по прокату;
– ритуальные услуги, при условии их оплаты гражданами;
– обрядовые услуги;
– прочие услуги непроизводственного характера (уход за детьми и больными и другие услуги.[3]
Таблица 5 – Объем бытовых услуг на душу населения по видам в России (рублей) (прил. 5[12])
Все оказанные услуги | 1063,6 | 1320,7 | 1610,8 | 1966,4 | 2328,0 | 2860,8 |
в том числе: | ||||||
ремонт и пошив обуви | 31,0 | 37,0 | 44,2 | 50,7 | 56,5 | 65,9 |
ремонт и пошив одежды, пошив и вязание трикотажных изделий | 108,3 | 128,5 | 147,9 | 162,7 | 186,1 | 206,9 |
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 82,3 | 98,2 | 105,4 | 120,0 | 135,1 | 149,0 |
изготовление и ремонт мебели | 20,7 | 25,3 | 29,8 | 63,5 | 66,9 | 90,4 |
химическая чистка и крашение | 8,5 | 10,1 | 12,1 | 14,7 | 18,1 | 21,9 |
услуги прачечных | 11,7 | 12,5 | 12,9 | 14,0 | 14,5 | 15,0 |
ремонт и строительство жилья и других построек | 275,2 | 352,0 | 440,8 | 554,8 | 692,4 | 861,7 |
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудо вания | 230,8 | 296,5 | 387,7 | 466,1 | 574,5 | 743,9 |
услуги фотоателье и фото- и кино- лабораторий | 32,6 | 35,8 | 40,2 | 44,9 | 50,1 | 58,0 |
услуги бань и душевых | 20,9 | 25,5 | 31,2 | 39,6 | 49,5 | 64,2 |
услуги парикмахерских | 71,1 | 88,8 | 110,8 | 140,9 | 179,3 | 224,1 |
услуги по прокату | 4,6 | 6,9 | 7,7 | 7,7 | 14,0 | 18,7 |
ритуальные услуги | 77,5 | 101,6 | 128,5 | 161,1 | 166,9 | 206,2 |
другие услуги | 88,5 | 102,0 | 111,7 | 122,8 | 124,0 | 134,7 |
|
|
Из анализа таблицы 5 можно сделать вывод о том, что наибольшим спросом в России у населения пользуются услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (в 2008 г. – 861,7 руб. на душу населения). Прослеживается тенденция к увеличению в потреблении этих услуг с каждым годом. На втором месте находятся услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (в 2008 г. – 743,9 руб. на душу населения) и также происходит постепенное увеличение в потреблении данного вида услуг. На третьем месте находятся услуги по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий (в 2008 – 206,9 руб. на душу населения). Потребление этих услуг растёт с каждым годом.
Таблица 6 – Приведение показателей к сопоставимым ценам в Тверской области (прил. 7[14], прил. 1 [11], прил.9[14], прил.10[16], прил.11[14], прил.12[17])
Годы | Величина бытовых услуг на душу населения, руб. | Индекс потребительских цен | Величина бытовых услуг на душу населения в сопоставимых ценах 2008 г., руб. | Среднедушевой денежный доход (в месяц), руб. | Величина среднедушевого дохода в сопоставимых ценах 2008 г., руб. |
1,392 | 435,97 | 970,8 | 3112,05 | ||
1,219 | 507,54 | 1253,7 | 3296,91 | ||
1,19 | 578,99 | 1689,6 | 3733,79 | ||
1,15 | 603,39 | 2349,2 | 4514,28 | ||
1,128 | 775,12 | 3020,6 | 5145,80 | ||
1,118 | 906,64 | 3955,8 | 6027,70 | ||
1,109 | 1023,63 | 5637,1 | 7745,36 | ||
1,077 | 1223,46 | 7311,1 | 9327,24 | ||
1,127 | 1401,42 | 8591,7 | 9725,80 | ||
1,132 | 1372,00 | 10856,00 |
|
|
Чтобы получить показатель в сопоставимых ценах, берем фактическое значение показателя одного года и умножаем его на все ИПЦ последующих лет.
у(2007) = у(2007)факт*ИПЦ(2008)
у(2006) = у(2006)факт*ИПЦ(2007) *ИПЦ(2008)
у(2005) = у(2005)факт*ИПЦ(2006)*ИПЦ(2007) *ИПЦ(2008)
у(2004) = у(2004)факт*ИПЦ(2005)*ИПЦ(2006)*ИПЦ(2007) *ИПЦ(2008)
у(2003)=у(2003)факт*ИПЦ(2004)*ИПЦ(2005)*ИПЦ(2006)*ИПЦ(2007) *ИПЦ(2008)
И так далее.
На рисунке 1 (б, в) было показано, как изменились объемы бытовых услуг на душу населения за последние три года, т.е. в период 2006-2008 гг. в Центральном Федеральном округе и Тверской области.
Таким образом, объемы потребления бытовых услуг на душу населения в Центральном регионе за данный период возросли с 2876 руб. до 3658 руб. на 782 рублей. А конкретно в Тверской области – увеличились с 959 руб. до 1371 руб. на 412 рублей.