double arrow

Относительные величины


Пользоваться только абсолютными величинами неудобно. Например, если мы скажем, что цена на некоторый товар увеличилась на 20 рублей за штуку – можно ли сделать вывод, много это или мало? Если до повышения цены товар стоил 50 рублей, то много, а если 1000 рублей – не очень много. Для решения таких задач существует другой тип статистических величин – относительные.

Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолютного показателя на другой, т.е. показывающий отношение между различными абсолютными величинами. По отношению к абсолютным показателям, относительный показатели являются производными, т. е. вторичными.

Существуют следующие формы выражения относительных величин:

1) Коэффициенты (краткое отношение), которые употребляются в тех случаях, когда величина сравнения значительно превосходит базу сравнения и база сравнения принимается за единицу.

 

2) Проценты, которые используются тогда, когда величина сравнения и база сравнения несильно отличаются друг от друга по величине и база сравнения принимается за 100.

При помощи процентов легко решаются задачи с подорожанием товаров

Товар 1 Товар 2 Вывод
  Стоил 173 рубля, подорожал не 13 рублей или на …..%     Стоил 842 рубля, подорожал на 64 рубля, или на …..% Товары подорожали …

 

Еще один пример применения относительных величин.

Мы проводили исследование посетителей магазина. Сейчас нас интересует сколько посетителей магазина совершают покупку, а сколько нет. Полученные данные мы представили в виде таблицы.




 

Магазин «Центральный» Магазин «Первомайский» Магазин «Заводской»
посетителей покупателей посетителей покупателей посетителей покупателей
4280 чел. 3090 чел. 3630 чел. 2710 чел. 2170 чел. 1020 чел.

Обратите внимание – прежде чем получить данный результат, мы проделали следующую работу:

ü собрали первичные данные в каждом магазине;

ü определили основной группировочный признак (совершение посетителем покупки);

ü провели комбинированную группировку (сначала по магазинам, затем по признаку «совершение покупки»);

ü представили данные в табличной форме.

На основании этих данных пока сложно сделать какие-либо выводы, значит нам необходимо рассчитать относительную величину – долю совершивших покупки из всех посетителей магазина. Делим количество «покупателей» в каждом магазине на количество «посетителей» и получаем следующие данные (для удобства восприятия представляем данные в виде таблицы.



 

Магазин «Центральный» Магазин «Первомайский» Магазин «Заводской»
доля «покупателей» среди «посетителей» доля «покупателей» среди «посетителей» доля «покупателей» среди «посетителей»
0,723 72,3 % 0,747 74,7 % 0,47 47%
           

 

Полученные данные могут служить инструментом анализа ситуации в магазинах и принятия определенных решений.

Задание для самостоятельной работы студентов.

Проанализировать, почему более половины посетителей уходит из магазина «Заводской» без покупки.

 

3) Промилле (о/оо). Применяется в тех случаях, когда величина сравнения оказывается очень малой и база сравнения принимается за 1000.

Например, уровень безработицы может быть представлен как в абсолютном виде – «количество зарегистрированных безработных составило 9909 человек», так и в относительном «уровень безработицы в регионе составил 13,5 человек на 1000 человек трудоспособного населения»

4) Другие, в частности относит. величины могут быть именованными, т. е. имеющими единицу измерения.

Например. Фондоотдача составила = стоимость произведенной продукции / среднегодовую стоимость основных фондов = 3982000 рублей / 13300000 рублей = 299,39 руб.

 

Относительные величины делятся на две группы:

1) Полученные в результате соотношения одноимённых абсолютных показателей.

2) Представляющие собой результаты сопоставления разноимённых абсолютных. показателей. Такой показатель в большинстве случаев должен быть именованным. Его наименование представляет собой соотношение наименований сравниваемого и базисного показателей.






Сейчас читают про: