Пользоваться только абсолютными величинами неудобно. Например, если мы скажем, что цена на некоторый товар увеличилась на 20 рублей за штуку – можно ли сделать вывод, много это или мало? Если до повышения цены товар стоил 50 рублей, то много, а если 1000 рублей – не очень много. Для решения таких задач существует другой тип статистических величин – относительные.
Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолютного показателя на другой, т.е. показывающий отношение между различными абсолютными величинами. По отношению к абсолютным показателям, относительный показатели являются производными, т. е. вторичными.
Существуют следующие формы выражения относительных величин:
1) Коэффициенты (краткое отношение), которые употребляются в тех случаях, когда величина сравнения значительно превосходит базу сравнения и база сравнения принимается за единицу.
2) Проценты, которые используются тогда, когда величина сравнения и база сравнения несильно отличаются друг от друга по величине и база сравнения принимается за 100.
При помощи процентов легко решаются задачи с подорожанием товаров
Товар 1 | Товар 2 | Вывод |
Стоил 173 рубля, подорожал не 13 рублей или на …..% | Стоил 842 рубля, подорожал на 64 рубля, или на …..% | Товары подорожали … |
Еще один пример применения относительных величин.
Мы проводили исследование посетителей магазина. Сейчас нас интересует сколько посетителей магазина совершают покупку, а сколько нет. Полученные данные мы представили в виде таблицы.
Магазин «Центральный» | Магазин «Первомайский» | Магазин «Заводской» | |||
посетителей | покупателей | посетителей | покупателей | посетителей | покупателей |
4280 чел. | 3090 чел. | 3630 чел. | 2710 чел. | 2170 чел. | 1020 чел. |
Обратите внимание – прежде чем получить данный результат, мы проделали следующую работу:
ü собрали первичные данные в каждом магазине;
ü определили основной группировочный признак (совершение посетителем покупки);
ü провели комбинированную группировку (сначала по магазинам, затем по признаку «совершение покупки»);
ü представили данные в табличной форме.
На основании этих данных пока сложно сделать какие-либо выводы, значит нам необходимо рассчитать относительную величину – долю совершивших покупки из всех посетителей магазина. Делим количество «покупателей» в каждом магазине на количество «посетителей» и получаем следующие данные (для удобства восприятия представляем данные в виде таблицы.
Магазин «Центральный» | Магазин «Первомайский» | Магазин «Заводской» | |||
доля «покупателей» среди «посетителей» | доля «покупателей» среди «посетителей» | доля «покупателей» среди «посетителей» | |||
0,723 | 72,3 % | 0,747 | 74,7 % | 0,47 | 47% |
Полученные данные могут служить инструментом анализа ситуации в магазинах и принятия определенных решений.
Задание для самостоятельной работы студентов.
Проанализировать, почему более половины посетителей уходит из магазина «Заводской» без покупки.
3) Промилле (о/оо). Применяется в тех случаях, когда величина сравнения оказывается очень малой и база сравнения принимается за 1000.
Например, уровень безработицы может быть представлен как в абсолютном виде – «количество зарегистрированных безработных составило 9909 человек», так и в относительном «уровень безработицы в регионе составил 13,5 человек на 1000 человек трудоспособного населения»
4) Другие, в частности относит. величины могут быть именованными, т. е. имеющими единицу измерения.
Например. Фондоотдача составила = стоимость произведенной продукции / среднегодовую стоимость основных фондов = 3982000 рублей / 13300000 рублей = 299,39 руб.
Относительные величины делятся на две группы:
1) Полученные в результате соотношения одноимённых абсолютных показателей.
2) Представляющие собой результаты сопоставления разноимённых абсолютных. показателей. Такой показатель в большинстве случаев должен быть именованным. Его наименование представляет собой соотношение наименований сравниваемого и базисного показателей.