Рекомендуемая литература (основная)
1. Белоус Н.Г. Совершенствование занятий по развитию элементарных математических представлений в детском саду. – Магнитогорск, 1991.
2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики – М.-Воронеж, 2004.
3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов /нД: Феникс, 2005.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа – М., 1994.
5. Грин Р., Лаксон В. Введение мир числа. – М.: Педагогика, 1992.
6. Гувернантка: Профессия? Должность? Призвание? – М., 1993.
7. Давайте поиграем (Под ред. Сторяла А.А.) – М.: Просвещение, 1996/2000.
8. Давайте поиграем. /Под ред. А.А. Столяра – М., 2000
9. Давидчук А.Н. Методические рекомендации по обучению математике детей 4-7 лет. – М., 1995.
10. Далан Г., Далан Д. Как обучать ребенка математике. – М.: Аквариум, 1996.
11. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1998.
12. Дети у истоков математики.//Спецкурс «Методика обучения математике». /Сост. Ерофеева Т.И., Новикова В.И., Павлова Л.Н.- М.: АПО, 1994.
|
|
13. Ермолаева Н.В. Развивающая и коррекционная работа с дошкольниками. – М., 1991.
14. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
15. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математики для дошкольников. – М., 1992.
16. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1998.
17. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. – М., 1994.
18. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. – М., 1991.
19. Кларина В.И. Инновационные модели обучения в зарубежной педагогике. – М., 1994.
20. Кларина Л.М. Дети и знаки. – М., 1992.
21. Кларина Л.М., Михайлова З.А. Развитие математических представлений у дошкольников. //Готовимся к аттестации. – СПб: Детсво - ПРЕСС, 2000.
22. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1990.
23. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М.:ACADEMA, 1999.
24. Математика – это интересно. Рабочие тетради. /Сост. И.Н. Чеплашкина, Н.Н. Крутова, Л.Ю. Зуева. – СПб: Акцидент, 1997.
25. Математическая подготовка детей в ДОУ. /Сост. Данилова В.В. – М.: Просвещение, 1997.
26. Математические развлечения в детском саду. /Сост. Н.Г. Белоус. – Магнитогорск, МГПИ, 1993.
27. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в д/с. – М., 2005.
28. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.
29. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2002.
30. Моро М.И., Вапняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. – М., 1995.
|
|
31. Образовательные программы для дошкольных учреждений: «Детство» - М., 1995; «Развитие» - М., 1997; «Радуга» - М., 1997. Программа воспитания и обучения в детском саду – М., 1987.
32. Раз, два, три – отвечай! – М., 1992.
33. Развитие элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни. /Сост. Н.Г. Белоус. – Магнитогорск, 1990.
34. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991.
35. Сай, Удальцова Занятия с использованием дидактических игр в детском саду. - М., 1997.
36. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.
37. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1992.
38. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Математика до школы. – СПб, 1998.
39. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М., 2000.
40. Соловьева Е.В. Моя математика. – М., 2000.
41. Соловьева Е.В. Учимся считать. В мире чисел. – М., 2000.
42. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996.
43. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
44. Фалькович Т.А., Барылнина Л.И. Формирование математических представлений. Для учреждений дополнительного образования, университетов, родителей, ДОУ. – М.: «ВАКО» 2005.
45. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
46. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.
47. Фрейлах Н.И. Методика математического развития - М.: изд. «Форум» - ИНФРА – М., 2006.
48. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.
49. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 1998.
50. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.-Воронеж, 2005
Рекомендуемая литература (дополнительная)
(статьи журнала «Дошкольное воспитание»)
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Белошистая А. Двузначные числа: методика знакомства. № 4, 2003.
3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. № 2, 2000.
4. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах. № 9, 2002; № 10, 2002; № 11, 2002.
5. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. //Дошкольное воспитание – 2004.- №9.
6. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач. //Дошкольное воспитание – 2005.- №№ 8, 9.
7. Волина В.В. Праздник числа. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
8. Габова М. Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами. № 9, 2000.
9. Ганичева А.Н. Каким должен быть воспитатель-гувернер. //Дошкольное воспитание – 1995.- №9.
10. Гончарова Н., Смирнова И. Семью семь (развлечения для детей 6-7 лет и их родителей). № 4, 2000.
11. Давидчук А. Разновозрастная группа: планы – конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 3-5 лет. № 4, 2000.
12. Давидчук А. Разновозрастная группа: планы – конспекты занятий в группах 2-4летних детей. № 6, 8 – 1999.
13. Давидчук А. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений. № 8, 2000.
14. Давидчук А. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений. № 3, 1999.
15. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия детского сада с семьей. № 1, 2, 2000.
16. Дошкольник. Младший школьник. Журнал для занятий с детьми – 2004.-№№4,5,6; 2005 - №№ 1-5.
17. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез. № 10, 2001.
18. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней. № 10, 2001.
19. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике. //Ребенок в детском саду – 2004.- №№ 2,3.
20. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2001.
|
|
21. Зайчикова А. Занятия по развитию логики. № 10, 2001.
22. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.:Academa, 1999.
23. Звонкин А. Домашняя школа для дошкольников. //Дошкольное образование – 2005.- №1.
24. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М.: Омега, 1994.
25. Как полюбить матемаику? Сб. материалов. – М., 2007.
26. Калимчук Л.Г. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. – Магнитогорск, 2009.
27. Киселев А.В. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. № 10, 2000.
28. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. – М., 2002.
29. Колесникова Е.А. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М. «Т.Ц. Сфера», 2005.
30. Корепанова М.В. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. – Волгоград, 1999.
31. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике. № 3, 2000.
32. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (психологические основы преемственности дошкольного и начального школьного обучения в системе развития и образования) №№ 7, 10,12 – 1997; №№ 4, 5, 10, 11- 1998; № 12- 1999.
33. Кузьмина Т., Шумакова О. Математические сказки. // Ребенок в детском саду –2004.- №2.
34. Куприянов С.В. Организация работы гувернерской службы. – Иваново, 1992.
35. Леонова В. Математический турнир. // Ребенок в детском саду – 2005.- №5.
36. Маханева М. Проблемы преемственности между детским садом и школой. № 9, 1998.
37. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. № 11, 2000.
38. Моторин В. Об использовании компьютера в педагогической практике. № 12, 2001.
39. Мусиенко С. Праздник дарит любовь к математике. № 10, 2001.
40. Мусина С. Развиваем логическое мышление. //Дошкольное воспитание – 2005.- №8.
41. Новикова В.П. Лего-мозаика в играх и занятиях. – М., 2008.
42. Новикова В.П. Математика в детском саду 3-4 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
|
|
43. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений. //Дошкольное воспитание – 2005.- №8.
44. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
45. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры (конспекты занятий с ЗПР). № 8, 2000.
46. Полякова, М.З. Михайлова, И. Сумина, И. Чеплашкина Первые шаги в математику. //Дошкольное воспитание – 2004.- №12.
47. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. Васильевой М.А. – М., 2005.
48. Прокопьева М., Трихунова В. Математический досуг.//Ребенок в детском саду–2003.- №3
49. Севостьянова Л.В. «Копилка» по развитию математических представлений у детей (в помощь родителям). – Магнитогорск, 2007.
50. Серова З. Нестандартные задачники для дошкольников. № 10, 2001.
51. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 1996.
52. Соколова Е., Митрохина М. Занимательная математика. // Ребенок в детском саду – 2005.- №4.
53. Соловьева Е. Логический класс. № 10, 2001.
54. Соловьева Е. Планирование занятий по математике в подготовительной к школе группе. № 6,8- 1999.
55. Соловьева Е. Планирование занятий по математике в старших разновозрастных группах. № 4, 2001.
56. Соловьева Е. Планирование занятий по математике. № 11, 12- 1989; № 3, 1999.
57. Хамзина Т. Теремок с цифрами. № 10. 2001.
58. Целищева И. Как растения помогают освоить азы математики (конспекты интегрированных занятий). №№ 8, 9, 10, 11, 12 – 2000г.; № 1, 2001
59. Целищева И., Большакова М. Математика не отвлеченная наука (конспекты занятий во всех возрастных группах).№ 9, 2000
60. Целищева И., Большакова М. Обучение математике при ознакомлении с природой. (во всех группах игры-занятия) № 7, 1999.
ГЛОССАРИЙ
· Аддитивные системы счисления – непозиционные (римская система): обозначенное число получается сложением чисел (например: 2 3 6 8 - MMCCCLXVIII)
· Алгоритм – общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач.
· Барическое чувство – « чувство веса» - умение воспринимать, различать вес (массу) при участии мышечных групп.
· Бинарное отношение – отношение между двумя предметами, например
- между числами: «равно», «неравно», «меньше», «больше» и др.;
- между геометрическимифигурами: «равно» и «подобно» и др.;
- между предметами и их расположению в пространстве: «выше», «ниже», «левее», «правее» и др.;
- между событиями во времени «раньше», «позже».
· Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных.
· Геометрическая фигура есть множество точек. Геометрические фигуры являются эталонами для определения формы предметов.
· Демонстрационный материал – наглядный дидактический материал, используемый для показа педагогом способа действия детям.
· Дизъюнктные множества – непересекающиеся множества не имеющие ни одного общего элемента, т.е. их пересечение пусто (А А ¹ x)
· Дискретность структуры алгоритма состоит в том, что для каждого шага можно указать однозначно непосредственно следующий за ним шаг.
· Декартовым произведением А х В множества А на множество В называется множество всевозможных пар, первые элементы которых принадлежат А, а вторые В, т.е. А х В = { (х, у) \ х С А и у С В }
· Дополнением множества В относительно содержащего его множества А является разность множества А и В.
· Замкнутой называется ломаная линия, если ее концы совпадают.
· Занимательный математический материал - одно из средств формирования элементарных математических представлений (игры, упражнения, задачи- смекалки, задачи-шутки, загадки, стихи и др.)
· Изобразительная наглядность – вид наглядного материала: карточки с нарисованными предметами, геометрическими фигурами, лото и др.
· Измерительная деятельность – деятельность по определению величины предмета, результаты которой выражены числом.
· Количественный счет – деятельность, целью которой является определение количества.
· Конечным называется множество А, если можно установить взаимно однозначное соответствие между множеством А и некоторым отрезком натурального ряда.
· Конус – тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов.
· Конъюнктные множества – пересекающиеся множества.
· Круг – множество точек на плоскости, ограниченное окружностью.
· Линейный алгоритм состоит из простых команд.
· Линия (все точки которой лежат на некоторой плоскости) есть подмножество точек плоскости.
· Ломаной называется линия, если никакие последовательные три точки ее не лежат на одной прямой.
· Множество – есть многое, мыслимое как единое целое.
· Множество – совокупность однородных элементов, образующих целостное единство.
· Мощность множества выражается числом.
· Натуральное число есть мощьность или класс равночисленных конечных множеств.
· Натуральный ряд чисел – множество N всех натуральных чисел, упорядоченное отношением порядка «меньше» т.е. N={ 1, 2, 3, 4, 5…}
· Натуральный ряд чисел – это упорядоченный ряд, в котором каждое последующее число больше данного на 1 (N ±.1…∞)
· Натуралдьный ряд чисел -это упорядоченный ряд, в котором каждое последующее число больше данного на 1, а каждое предыдущее – меньше данного на 1 (N ±.1…∞)/
· Натуральное число есть мощность или класс равнозначных или конечных множеств.
· Незамкнутой называется ломаная линия, концы которой не совпадают.
· Непозиционная система счисления характеризуется тем, что каждый из совокупности знаков, принятых в данной системе для обозначения чисел, обозначает одно и то же число независимо от места, т.е. позиции, занимаемого этим знаком в записи числа (римская система)
· Объединением - А U В двух множеств А и В называют множество, состоящее из всех и только тех элементов, которые принадлежат множеству А и множеству В.
· Окружность – кривая замкнутая линия, являющаяся границей круга.
· Отношением эквивалентности называется всякое рефлексивное, симметричное и транзитивное отношение, установленное в некотором множестве А («равно», «быть ровестником», «параллельно»).
· Отношением порядка называется всякое антирефлексивное, асиметричное и транзитивное отношение, установленное в некотором множестве А («меньше», «больше» между числами; «предшествует», «следует за» между точками прямой; «старше», «моложе между людьми»).
· Отрезок – это все точки прямой АВ лежащие между А и В (точки А и В – концы отрезка).
· Пара – упорядоченная пара элементов, т.е. два элемента, расположенных в определенном порядке (а, в).
· Пересекающиеся множества – множества, имеющие общие элементы, т.е. их пересечение не пусто (А В ¹ x)
· Пересечением А В двух множеств А и В называют множество, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат и множеству А, и множеству В, т.е. их общая часть.
· Позиционная система счисления характеризуется тем, что один и тот же знак может обозначать различные числа, в зависимости от места, т.е. позиции, занимаемой этим знаком в записи чисел (десятичная система).
· Порядковый счет – деятельность, целью которой является определение порядкового номера предмета в ряду других.
· Прямая линия – это линия кратчайшего расстояния. Через две точки проходит одна и только одна прямая линия.
· Равномощны (равночисленны) два множества одного класса.
· Разветвленный алгоритм – это алгоритм, включающий условие, определяющее разветвление процесса решения задачи в зависимости от его выполнения или невыполнения.
· Раздаточный материал – наглядный дидактический материал, используемый детьми на занятии для упражнения, закрепления способа действия.
· Сериационный ряд – ряд предметов, упорядоченный по величине.
· Система счисления – это совокупность приемов представления для наименования, записи и выполнения операций над натуральными числами.
· Сфера – граница шара.
· Счет – деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств (множества чисел натурального ряда и множества предметов).
· Треугольник – это геометрическая фигура, образованная множеством точек на плоскости, ограниченных ломаной замкнутой линией из трех звеньев.
· Упорядоченным называется множество А, если введено отношение порядка р = (Р, А, А) и для любой пары (х, у) С А2, если х ≠ у, то х р у или у р х (т. е любые два различных элемента множества А находятся в данном отношении порядка Р) т.е. множество А упорядоченно отношением порядка р.
· Форма предмета – определяется границей между предметом и окружающим пространством.
· Циклический алгоритм, в котором повторяются некоторые действия.
· Цифра – графический знак числа.
· Число – показатель мощности множества.
· «Чувство времени» – определение временного интервала на основе сенсорного опыта и измерительных приборов (точных часов)
· Шар – тело, образованное вращением круга вокруг диаметра.
· Эквивалентным называют два множества А ~ В, если между элементами этих множеств можно установить взаимно-однозначное соответствие.
· Эквивалентными называют два множества А ~В, если между элементами этих множеств можно установить взаимно-однозначное соответствие
· Элементы множества – это числа, предметы, звуки, движения, составляющие множество.