Незаурядную роль в успешной предпринимательской деятельности играет этика предпринимательства,которая означает комплекс норм и правил морального поведения руководителя и умение соединять профессиональные принципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действующему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п.
Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления) — выполнение руководителем предприятия взятых на себя обязательств. При этом нередко одним предпринимателем дается другому лишь устное обязательство (слово), которое, как правило, четко выполняется.
Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на людей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются:
· личностный (личные качества руководителя);
· поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными). В его рамках выделяют: демократический, автократический и либеральный методы;
· ситуационный.
При этом важно придерживаться таких принципов взаимодействия руководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др.
Реализация этих принципов в практике предпринимательства разработана в современных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях активации их трудового потенциала.
Их можно подразделить на:
· содержательные, ккоторым относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клейна, Фредерика Берцберга. В их основе лежат механизмы внутренних побуждений, потребностей;
· процессуальные: теория ожиданий, теория справедливости и модели мотивации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры.
Стартовая позиция мотивационного процесса — наличие неудовлетворенности в том, что ориентирует работника на достижение своих целей, на удовлетворение потребностей.
Процесс мотивации имеет следующую логическую последовательность: неудовлетворенная потребность → цель → действие → достижение цели. Изучение этого процесса дает возможность предпринимателю создать такую систему мотивации персонала, которая, основываясь на критическом анализе потребностей, целей, побуждений сотрудников, позволит применять оптимальные мотивы и стимулы их эффективной работы.
Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них — оплата труда — основа благополучного существования работника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позволяет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудового вклада в конечный результат работы предприятия.
В условиях развитых рыночных отношений предприниматели применяют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, смешанные, комиссионные, с участием в прибыли (Скэнлона, Ракера, Ипрошеар и др.), с приобретением акций предприятия.
Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблюдать оптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8—9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающего работника, американские — увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокий — трудовую апатию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производительности и качестве труда.
В конце прошлого века многие предприниматели стали применять как действенный стимул к труду фактор гибкого рабочего времени в виде скользящих графиков выхода на работу, изменения продолжительности отпусков или их дробления, сокращения продолжительности рабочего дня или недели при условии выполнения производственных заданий и т. д. Специалисты в организации труда считают, что на различные простои и перерывы зачастую приходится до 25% рабочего времени.
Использование фактора времени позволяет сократить расходы на оплату времени простоев, активизируя личную заинтересованность работника в повышении эффективности труда.
Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях создаются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10—25% экономического эффекта от реализации новаций.
Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить ценных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам.
Современное производство требует от работников все более адекватного экономического мышления, творчества и самостоятельности при выполнении возложенных на них функций. С учетом этого предприниматель может доверять подчиненным и предоставлять им свободу в выполнении обязанностей в зависимости от их способности к самоконтролю.
При выборе предпринимателем мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играет оптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы:
· внедрение прогрессивных форм и систем заработной платы;
· участие в принятии управленческих решений, в том числе по управлению собственностью;
· внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены бригады несут коллективную ответственность за качество продукции, распределение заработной платы и т. п.;
· планирование продвижения по службе (планирование карьеры);
· регулярное информирование руководителями предприятия работни- >. ков о результатах их работы (качества, производительности и т. п.);
· стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы;
· развитие рационализаторской работы сотрудников (так, в середине 80-х годов прошлого века на предприятиях японской компании "Тойота" на одного занятого работника приходилось 35 рационализаторских предложений). Руководители должны положительно воспринимать любые, даже незначительные, инициативы по улучшению производственного процесса;
· создание внутри предприятий временных творческих групп для разработки и реализации инновационных решений на принципах интрапренерства;
· рациональное соединение поощрений и взысканий. Поощрять следует лишь за качественно выполненную работу и как можно быстрее (чтобы не было продолжительного интервала между результатами эффективной работы и поощрением). Соответственно, взыскание за совершение нарушений работниками любого уровня (в том числе руководящих звеньев) следует осуществлять также оперативно.
Контролируя работу подчиненных, следует придерживаться следующих норм:
· избегать мелочной опеки работника;
· индивидуально подходить к похвалам за любой успех;
· путем контроля помогать тем работникам, которые добросовестно относятся к своим обязанностям, но временно не справляются с ними;
· строго и требовательно контролировать деятельность тех работников, которые могут работать более продуктивно, но не делают этого, имитируя процесс эффективной работы;
· при невыполнении взятых на себя обязательств к нарушителям применяют разные санкции с целью полного возмещения причиненных убытков тем субъектам предпринимательской деятельности, которые их понесли.